Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Учитывая специализацию нашего обучения по организационной психологии представляется интересным выбор темы для данной курсовой работы, а именно «Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности»

Своевременная диагностика и современные технологии управления профессиональным стрессом в производственном коллективе являются существенными и значимыми для эффективного выполнения задач, поставленных перед организацией и каждым ее подразделением.

Целью данной работы является изучение природы профессионального стресса, методик стресс-менеджмента в профессиональной деятельности и выработка предложений (рекомендаций) по эффективному применению современных методик на практике.

В качестве объекта исследования в практической плоскости материалов и результатов рассматривается один из наиболее значимых – стресс в профессиональной деятельности или профессиональный стресс.

Предметом исследования являются технологии стресс-менеджмента (предлагаемые и применяемые в настоящее время, т.е. современные).

Для получения практического результата при рассмотрении столь объемной проблемы исследование предполагалось провести по ряду направлений для обеспечения решение следующих задач:

- провести теоретический анализ изученности проблемы стресса в психологии, изучить факторы, влияющие на формирование профессиональных стрессов;

- изучить современные технологии управления стрессом в организации;

- провести диагностику стресса группы сотрудников по выбранным конкретным методикам;

- сформулировать предложения по обоснованному выбору технологий стресс-менеджмента в профессиональной деятельности.

Для выполнения настоящего исследования был использован общепринятый метод анализа, включая анализ учебной и специальной литературы, документальный анализ официальных материалов свободного доступа Интернет-ресурсов. Это позволило реализовать поставленные задачи.

Результатом исследования являются сформулированные и обоснованные предложения (рекомендации) по выбору и практическому использованию современных технологий стресс-менеджмента в профессиональной деятельности.

ПРОБЛЕМА СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Психологический стресс и стрессогенные факторы в профессиональной деятельности

Чтобы исследовать данную тему необходимо определиться с некоторыми необходимыми терминами и определениями, которые будут использоваться для изложение данной работы.

Заслуживающий внимания обзор истории возникновения и изучения понятия «стресс» приведен в материале В.Я. Апчел, и др. [10].

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Г. Селье в своей книге "Стресс жизни" писал: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования… Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса» [14, с.2].

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром [10].

Позже это определение было уточнено: психологический стресс – это реакция или процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [12]. Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции.


Объектом проводимого исследования является стресс в профессиональной деятельности или профессиональный стресс. Для исследования определимся со следующими понятиями.

Профессиональная деятельность – представляет собой любую сложную деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.

Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. В практической сфере иногда различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс, описанные Н.В. Самоукиной [17].

Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом.

Таким образом, Профессиональный стресс – это многоплановое проявление, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию [15].


Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:

Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;

Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;

Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.

Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях [16].

Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные [3, с.125].

Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности.

Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др. для научного изучения этих проблем был введено понятие стрессора.

Как мы уже выяснили под стрессом понимается реакция на сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие, названное Г. Селье термином «стрессор». Позже «стрессор» или «стресс-фактор» стали использоваться как синонимы [4, с.13].


В Большой психологической энциклопедии можно прочесть:

«Стре́ссор (синоним стрессфактор, стресс-ситуация) — чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится С. либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма. Существуют различные классификации С. В наиболее общей форме различают С. физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например, кофеина или амфетаминов) и психологические (информационная перегрузка, соревнование, угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.)».

В качестве стрессоров – факторов, влияющих на возникновение состояние стресса, выступают жизненные ситуации, события, которые можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию [17].

В соответствии с этим различают:

Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов.

Критические жизненные, травматические события. Время на адаптацию – от нескольких недель до нескольких месяцев.

Хронические стрессоры. Могут длиться годами.

В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом:

  1. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:
  • перегрузки;
  • однообразная работа;
  • микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);
  • интерьер, дизайн помещения;
  • организация индивидуального рабочего места;
  • неудобный график работы, сверхурочные;
  • безопасность труда.

2) Факторы, связанные с профессией:

  • понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);
  • профессиональный опыт, уровень знаний;
  • профессиональная подготовка, переподготовка;
  • возможность проявления творческих способностей
  • ролевой статус;
  • психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты);
  • социальная ответственность;
  • обратная связь о результатах деятельности.

3) Структурные: