Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Основные критерии и показатели толерантности).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Воспитание у младших школьников культуры межнационального общения
1.2 Формирование понятия много культурного и поликультурного общества у младших школьников
1.3 Определение категории «толерантность»
1.4 Основные критерии и показатели толерантности
1.5 Роль педагога в формировании толерантности
2. Организация учебно-воспитательной работы в школе с многонациональным составом учащихся
2.2 Проблема формирования национализма
Кроме изучения родного языка как предмета в факультативный курс начальной школы, начиная с первого класса, введен факультатив «Введение в народоведение» (1 час в неделю по программе Лавицкой). В общеобразовательных классах второй ступени выделены часы для факультативного изучения родного языка и культуры. На этих занятиях классы делятся на группы для изучения чувашского и татарского языка и народной культуры. Учащиеся русской национальности в это время изучают речь и культуру общения. Все эти курсы реализуются за счет часов вариативной части учебного плана. Кроме этого в содержание учебных предметов образовательных областей «филология», «естествознание», «обществознание», «искусство», «физическая культура», «технология» интегрируется национально-культурный компонент.
Содержание воспитания в школе с многонациональным составом учащихся включает в себя три взаимосвязанных компонента.
- обеспечение каждому ученику возможности идентифицировать себя как представителя той или иной национальности и культурной традиции;
- создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением;
- вовлечение растущих личностей в цивилизационный процесс, основанный на взаимодействии национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностей.
Для гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально - этнической и психологической атмосферы в школе с многонациональным составом учащихся, а также для формирования гармонических этнокультурных связей в нашей школе дополнительно включены некоторые компоненты внеурочной деятельности.
Творческие конкурсы на разных языках (сочинение на родном языке). Так лучшие по итогам прошлого года сочинения на татарском языке были опубликованы в татарской газете. О праздниках на чувашском и татарском языках даже не стоит говорить отдельно. Естественно, что мы не можем без них обойтись. Например, празднование Нового года ученики татарской и чувашской национальности отмечают несколько раз. Проводится один общешкольный праздник на русском языке и обязательно свои праздники на татарском и чувашском языке. На эти праздники приглашаются не только учащиеся, но и их младшие братья и сестры и, естественно, родители, бабушки и дедушки. Наша школа находится в удаленной части города (поселок Вырыпаевка), поэтому она является практически единственным центром культуры в микрорайоне. В связи с этим мы проводим праздники также для жителей микрорайона. Масленица проводится многими школами города. Саварни - чувашский вариант того же праздника. Сабантуй - самый любимый и массовый праздник микрорайона нашей школы.
Во внеурочное время учащиеся имеют возможность знакомится с культурным наследием родного народа и других народов Поволжья на занятиях кружков, в программы которых включены элементы культур народов Поволжья. На экране представлен список кружков этнокультурного направления, которые работают в нашей школе. Как вы видите, здесь присутствуют спортивные кружки (национальная борьба), фольклорные ансамбли, этнографические кружки и кружки прикладного искусства (вышивка, рукоделие, бисероплетение).
Таким образом, успешным условием формирования у школьников культуры межнационального общения является вовлечение их в многоплановую внеурочную воспитательную деятельность.
Прогностически изменяемыми и измеряемыми параметрами мы считаем интерес учащихся к родной культуре и культурам других народов, знание элементов этих культур.
В качестве экспериментальных групп мы взяли татарские и чувашские классы нашей школы. Контрольными группами служили учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся чувашской и татарской национальности других школ. Возрастной уровень учащихся дифференцировался по ступеням начальной и средней школы. Результаты сравнения можно увидеть в диаграмме на экране. Хочется отметить, что в классах с изучением родного языка отсутствуют дети с низким уровнем интереса к родной культуре и языку. В общеобразовательных классах низкий уровень составляет 3,3%, в контрольных группах - 12,5%.
Уровни «высокий» и «выше среднего», объединенные в один общий показатель, составляют в классах с изучением родного языка и общеобразовательных классах приблизительно равную величину. Но число детей с «высоким уровнем» в национальных классах в два раза превышает число таких же детей в общеобразовательных классах. Для 5-9 классов величины несколько меняются, но тенденция соотношения уровней интереса к национальной культуре остается той же самой. В классах с изучением родного языка самый высокий уровень интереса, а самый низкий - в контрольных группах. Хотя, в принципе, этот результат вполне объясним. Мы проводили опрос родителей по вопросу отношения их к родной культуре. Полученные данные заставили педагогов встревожиться. Ключевой позицией опроса было отношение родителей к культуре родного народа.
Положительное - 64,8%;
Индифферентное - 13,5%;
Отрицательное - 10,7%.
Мы объясняем этот результат как наследие идеологического мифа о новой социальной общности людей - «советский народ».
В качестве одного из показателей эффективности учебно-воспитательного процесса мы взяли удовлетворенность учащихся социально-психологической стороной общения. В классах изучения родного языка она выше, чем в общеобразовательных классах. Хотя здесь следует отметить, что в национальных классах этот показатель может быть выше не только за счет моно национальности состава учащихся, но и за счет малой наполняемости классов.
Важным показателем эффективности образовательного процесса является качество знаний учащихся. Качество знаний по татарскому языку во всех классах с 3-го по 11-й составляет более 72%. А качество знаний по чувашскому языку - более 50%.
Качество знаний по математике. Здесь кроме одного класса все остальные классы с изучением родного языка имеют показатели выше, чем в среднем по параллели. Хотя еще раз напомню, что наполняемость в этих классах гораздо ниже. И, следовательно, учителя имеют там гораздо больше возможностей для применения индивидуального и дифференцированного подходов.
Мы считаем, что результаты эксперимента в целом доказывают, что в школе с многонациональным составом учащихся может быть создано целостное воспитательное и образовательное пространство, повышающее социальную адаптацию выпускников за счет более эффективной образовательной, до профессиональной подготовки учащихся и перестройки воспитательного процесса.
Вполне понятно, что школа не может разрешить политические, экономические, этнические и другие проблемы и конфликты. Но она может внести существенный вклад в раннее формировании мульти культурного менталитета, развитие у подрастающего поколения уважения к культурам всех рядом живущих народов. Она может помочь учащимся глубже понять, осознать и оценить и его собственную культуру.
В настоящее время в России происходят довольно активные миграционные процессы, которые отражаются также и на школе. Ежемесячно администрация школы регистрирует в особом журнале движение учащихся. Дети прибывают в школу из разных стран СНГ. Многие из них ранее обучались на родном языке и в школе сталкиваются с языковыми трудностями.
Нам кажется, что искусственное выпячивание интересов малой культурной группы в ущерб «большой» государственной культуре вредно, прежде всего, для представителей этого малого народа.
2.2 Проблема формирования национализма
Мы можем наблюдать обострение национальных отношений на Украине, в Грузии, на Кавказе, в Чечне, в Прибалтике и в других регионах. Будущих педагогов следует готовить к этим проблемам еще в стенах педагогических институтов.
Уже несколько лет, как принят закон «О национально - культурной автономии», подтвердивший право национальных диаспор в иноязычной среде на защиту своей культуры. Правда, развивая национальную культуру учащихся, мы сталкиваемся с одним педагогическим парадоксом. Ведь эта национальная культура защищается, главным образом, в русских школах и ДОУ, большая часть педагогов в которых русские. То есть, русские защищают права других народов. Таким образом, русский народ проявляет заботу о своих «меньших культурных братьях» иногда в ущерб собственной культуре, что мы и видели на примере школы.
Знакомство учащихся с другими культурами проходит не по принципу «свой - чужой», а по принципу «он иной». Культурные ценности передаются в процессе общей деятельности взрослых и детей по сохранению и распространению наиболее ценных образцов культуры: мировой, отечественной, региональной.
Мы ведем мониторинг уровня образования, здоровья, обучаемости, воспитанности, социальной адаптации наших выпускников. Проводится регулярное исследование семей учащихся и постоянное повышение квалификации педагогического коллектива.
По данным последней переписи населения в Ульяновской области проживает 72,8% русских.
Было проведено исследование ценностной сферы родителей.
Среди русских и украинцев верующими себя считают 44 % родителей. Большая часть из них 96% относят себя к православию и считают, что получили свою веру от предшествующих поколений (бабушек). Иная картина среди родителей татар, где верующими себя считают 77% опрошенных, которые исповедуют традиционный для этого народа ислам. На вопрос, хотели бы они религиозного освящения брака своих детей в церкви или мечети положительные ответы среди христиан и мусульман также различаются. Христиане - 36%, мусульмане - 58%.
Опрос выявил более высокую религиозность татарских семей по сравнению со славянскими. Мы думаем, что это связано с более бережным отношением татарского народа к своим национальным традициям. Кроме вопросов вероисповедания исследование касалось традиционных ценностей семьи.
Отцы славянских семей на вопрос о наиболее важных целях семьи отметили:
- рождение и воспитание детей;
- духовное общение и саморазвитие;
- организация быта и ведение совместного хозяйства;
- удовлетворение сексуальных потребностей;
- возможность улучшить свое материальное положение;
- возможность улучшить свой социальный статус.
В целом мы считаем, что различия национального менталитета на уровне школы не настолько велики, чтобы вызвать какие-то реальные проблемы, мешающие учебному процессу и ухудшающие психологический климат в школе. Поэтому поликультурное образование и воспитание следует проводить исключительно в «позитивных» целях для обогащения интеллектуального и духовного мира учащихся.
2.3 Семья и проблемы межнационального общения
Опыт исследования
В июне 2000 г. был проведен социологический опрос среди шестилетних воспитанников одного детского сада. Выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают только 56 % детей. О том, насколько дети осведомлены о представителях разно национального окружения, свидетельствуют ответы на вопрос «Какие народности и национальности ты знаешь?».
По полученным данным стало видно, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены. Основной называемый детьми признак людей другой национальности - особенности их одежды.
Исследование предусматривало также анализ развития национального чувства у дошкольников:
- у 31 % детей отмечается положительное отношение ко всем этническим группам;
- у 25 % детей из 8 предложенных национальных групп выражена антипатия к 2 группам;
- у 44 % детей сформировалось негативное отношение к более чем 3 национальным группам.
В процессе опроса дети, как правило, передают в своих ответах ту информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием: так, цыганами детей запугивают, у негров отмечают цвет их кожи. (Следует учесть, что в США более оскорбительным считается как раз слово «негр», а не указание на цвет кожи человека.) Методика «Сестренки» (см. журнал «Дошкольное воспитание», № 2, 1999 г.) помогла определить отношение дошкольников к сверстникам иной расы. На основе полученных ответов зафиксировано:
- доброжелательное отношение - у 14 % детей;
- индифферентное отношение - у 36 % детей;
- недоброжелательное отношение - у 36 % детей.
Методика «Угости конфеткой» (опубликована там же) направлена на оценку характера действий ребенка в ситуации выбора:
- 8,1 % детей одинаково доброжелательны в своих действиях ко всем этническим группам;
- у 12,5 % детей в действиях присутствует эгоистичность, то есть дети никому не отдают свой выбор, сконцентрировавшись на себе;
- у 6 % детей в действиях выражается предпочтение при выборе национальной группы.
Таким образом, полученные в ходе исследований результаты еще раз подчеркнули правильность выбора проблемы воспитания этики межнационального общения. Но разрешение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничестве с семьей.
Для изучения отношений родителей к людям своей и других национальностей в мае 1999 г. работниками детского сада была предложена анкета, результаты которой помогли выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. Приводим некоторые анкетные вопросы и полученные ответы:
1. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?
- нет - 33 %;
- да - 67 %.
2. Какие песни и танцы вам больше нравятся?
- национальные - 23 %;
- соседних народов - 37 %;