Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Основные критерии и показатели толерантности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие проявления могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Так или иначе, россиянин (в частности, русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.

Подобная «забывчивость» ведет - среди людей - к усилению агрессивности, распространению - в обществе - шовинистических и фашистских идей. Ближайшими следствиями легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, террористические выпады против мирных граждан.

Последние события, связанные со вспышками террора, - своеобразный показатель нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются две «поликультурные супердержавы» - Россия и США [15].

Встает вопрос: возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не остается без ответа. Его ищут теоретики и практики, люди, неравнодушные к тому, что происходит. Мы попытаемся подойти к проблеме с определения основополагающей категории.

1.3 Определение категории «толерантность»

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - Toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

Толерантность (от латинского - терпение) - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.


Справочники по социологии определяют толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Безусловно, актуальность терпения отражает закономерность приоритета общечеловеческих ценностей. Не секрет, что нетерпимость к образу жизни, манере поведения, культуре и иных социальных слоев населения обостряется в периоды экономической и политической нестабильности. Проблема состоит в том, чтобы определить каким образом и возможно ли максимально сгладить имеющиеся коллизии между ценностными ориентациями различных социальных групп с одной стороны, а с другой - согласовать вербальные утверждения нравственности с вариантом объективного выбора поведенческой стратегии субъектов.

Действенность социального терпения обнаруживается на уровне мировоззренческих позиций и отражается в поступках. В обзоре толерантности можно выделить взаимосвязанные понятия человеколюбия, умеренности, разумности, мудрости, добродетели, дружбы, прощения , равенства, милосердия, компромисса, сотрудничества и согласия.

В системе этических взглядов Древнего мира принципиальным считалось развитии умеренности, нашедшее свое обоснование в учении Демокрита и воззрениях Сократа. Последнему Платон приписывает высказывания о значимой чувственной толерантности, базирующейся на представлении о том, что красота одного тела родственна красоте любого другого. Апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи, тождественны нарушению установленных норм - таков типичный для Средневековья актуальный метод контролирования поведения и вариант закрепления терпимости в жизни общества. Достоинства принципа ахисмы, связанного с «законом любви» и «законом страдания» получили подтверждение в борьбе народа Индии за независимость. Неру утверждал, что понятие ахисмы вкладывается конкретный смысл, раскрывающийся на примере стремления личности обуздать гнев и ненависть, избежав агрессивных намерений. А. Г. Зиммель вероятно первый европейский социолог, который обратился к конкретным взаимодействиям между людьми, фактически определил тактичность как действующую установку толерантности, которая заключается в «ограничении индивидуальных порывов там, где этого требуют права других».

Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпение (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. Следует подчеркнуть, что толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому оказывается закономерным наличие рассогласования между декларативным и действительным, поведенческим вариантом принятия данной ценности. Для разрешения выделенного противоречия существует несколько условий, среди которых важнейшими являются: активное пропагандирование социального терпения на уровне культурных традиций общества; знание особенностей восприятия этических моделей; использование имеющихся социально-психологических механизмов закрепления толерантности в сознании с помощью акцентирования, рефлексии.


Многие авторы понимают социокультурную толерантность как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной, либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, правам, привычкам. Социокультурная толерантность необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения заявления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Структурными компонентами социокультурной толерантности, составляющими так называемую «триаду толерантности» являются уважение, симпатия (эмпатия), доброта.

Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека, выработанных на протяжении 50 лет. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в обращении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

Толерантность и образование. Толерантность во взаимоотношениях.

Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости - основные компоненты понятия «толерантности.

Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются - как и любое социальное качество - врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего - «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.

В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».

Данная типология (автор Л.В. Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия:


- диалог;

- сотрудничество;

- опека;

- подавление;

- индифферентность;

- конфронтация;

- конфликт.

Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.

В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.

Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.

Второй тип взаимодействия - сотрудничество - подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:

- контактность;

- доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии);

- отсутствие тревожности;

- мобильность действий;

- вежливость (учтивость);

- терпение;

- доверительность; - социальная активность.

Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:

- эмоциональная стабильность;

- высокий уровень эмпатии;

- экстравертность;

- социальная активность; - умение прийти на помощь.

Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих.


Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О. Газмана, И.Иванова).

Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:

«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека - обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».

В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» - необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического поли национального государства.

1.4 Основные критерии и показатели толерантности

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, те признаки, по которым мы описывали в предыдущей главе диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.

Эти критерии можно развить, уточнив, что:

- устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;

- эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

- дивергентность поведения - способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

- мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств; социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.