Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Основные критерии и показатели толерантности).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Воспитание у младших школьников культуры межнационального общения
1.2 Формирование понятия много культурного и поликультурного общества у младших школьников
1.3 Определение категории «толерантность»
1.4 Основные критерии и показатели толерантности
1.5 Роль педагога в формировании толерантности
2. Организация учебно-воспитательной работы в школе с многонациональным составом учащихся
2.2 Проблема формирования национализма
- эстрадные - 20 %; зарубежные - 20 %.
3. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:
- быть с ними настороже - 31 %;
- быть терпимыми к их национальным особенностям - 29 %; не даете никаких советов - 40 %.
По полученным результатам стало видно, что значительная часть родителей предвзято относится к другим этническим группам. Это сказывается и на воспитании у детей эмоционально-положительного отношения к людям из их ближайшего национального окружения.
Приобщение родителей к решению проблем межнационального общения - необходимый элемент педагогической работы. Однако важно найти правильные формы взаимодействия с семьей.
При анкетировании родителей на вопрос: «Какими формами взаимодействия школы с семьей вы отдаете предпочтение?» - были предложены следующие варианты ответов (при выборке в 100 семей):
- посещение семьи на дому - 8 %;
- общее родительское собрание - 17 %;
- групповые родительские собрания с воспитателями - 30 %;
- групповое родительское собрание с приглашением специалистов - 58 %;
клубы - 74 %;
- совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах) - 86 %;
лекционная форма - 15 %;
- индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами - 72 %; родительские собрания с включением открытых мероприятий - 67 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, можно определить основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности.
Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом).
Образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера).
Образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам поли национального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах. Образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 360 с.
2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? - М.: Просвещение, 1993. - 114 с.
3. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
4. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно-практической конференции. - Ориенбург, 2003. - 321 с.
5. Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. - М.: Педагогика, 1979. - 220 с.
6. Гуров Ю.С. Основы социологии. Чебоксары: Чувашского госуниверситета, 2001. - 352с.
7. Зооровский Г.Е. и др. Введение в социологию. Екатеринбург: Уральского университета, 1999. - 420с.
8. Иванчук Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности. / Актуальные проблемы социальной психологии. - М.: Эксимер, 1997. - с. - 44 - 57.
9. Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб.: Питер, 2004. - 432с.
10. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). СПб., 2000. - 461с.
11. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 2003. - 362с.
12. Красовский Ю. Управление поведением на фирме. - М.: Инфра - М, 2004. - 196с.
13. Краткий словарь основных социологических понятий.\\Социология. Практикум. М.: Социально - политический журнал, 2001. - 352с.
14. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии. - Ярославль: Марта, 1998. - 206с.
15. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических знаний. М.: Мос. ун-та менеджмента и коммерции,2003. - 429с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Педагогика, 1977. - 268с.
17. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - Т.1. - 496с.
18. Нолику З.А. Установление психологического контакта. М.: Просвещение, 1989. - 154с.