Файл: Направления решения задач социальной политики на кратко-, средне-, и долгосрочную перспективу (Оценка эффективности социальной политики в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1. Понятие социальной политики государства
1.2. Стратегия и задачи социальной политики государства
Глава 2. Оценка эффективности социальной политики в Российской Федерации
2.1. Государственная социальная политика Российской Федерации
2.2. Оценка реализации социальной политики в России
Глава 3. Пути совершенствования социальной политики в России
Полномочия в сфере здравоохранения конкретизированы вцелом ряде законодательных актов, основным из которых являетсяФедеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основахохраны здоровья граждан Российской Федерации»[30], положениямиглавы 3 (статьи 14–17) которого установлены полномочияфедеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления.
Согласно статье 37 Федерального закона «Об основах охраныздоровья граждан Российской Федерации» медицинская помощьорганизуется и оказывается в соответствии с порядками оказаниямедицинской помощи, обязательными для исполнения на территорииРоссийской Федерации всеми медицинскими организациями, а такжена основе стандартов медицинской помощи, за исключениеммедицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинскойпомощи утверждаются уполномоченным федеральным органомисполнительной власти.С учетом порядков оказания медицинской помощи и на основестандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностейполовозрастного состава населения, уровня и структурызаболеваемости населения Российской Федерации, основанных наданных медицинской статистики, формируются программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданаммедицинской помощи.
В соответствии с частью 4 статьи 35 («Базовая программаобязательного медицинского страхования») Федерального закона«Об обязательном медицинском страховании в РоссийскойФедерации» страховое обеспечение в соответствии с базовойпрограммой обязательного медицинского страхованияустанавливается исходя из стандартов медицинской помощи ипорядков оказания медицинской помощи, установленныхуполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Следует отметить, что порядки и стандарты медицинскойдеятельности согласно законодательству и материалам судебнойпрактики являются правовой основой для проведения судебно-медицинской экспертизы и принятия решения о доброкачественности(полноте) оказания медицинской помощи.
В сфере образования в соответствии с Федеральным закономот 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»[31] предусмотрено установление федеральныхгосударственных образовательных стандартов, утверждаемыхсоответствующим федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с жилищным законодательством (статья 49Жилищного кодекса Российской Федерации, далее – Жилищныйкодекс[32]) малоимущим гражданам, признанным по установленным имоснованиям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемыхпо договорам социального найма, жилые помещения муниципальногожилищного фонда по договорам социального наймапредоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке.
Малоимущими гражданами являются граждане, если они признанытаковыми органом местного самоуправления в порядке,установленном законом соответствующего субъекта РоссийскойФедерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого членасемьи, и стоимости имущества, находящегося в собственностичленов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерацииили жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорамсоциального найма предоставляются иным определеннымфедеральным законом, указом Президента Российской Федерацииили законом субъекта Российской Федерации категориям граждан,признанных по установленным Жилищным кодексом и (или)федеральным законом, указом Президента Российской Федерацииили законом субъекта Российской Федерации основаниямнуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещенияпредоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке,если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или закономсубъекта Российской Федерации.
Указанным категориям граждан могут предоставляться подоговорам социального найма жилые помещения муниципальногожилищного фонда органами местного самоуправления в случаенаделения данных органов в установленном законодательствомпорядке государственными полномочиями на обеспечение указанныхкатегорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещениямуниципального жилищного фонда по договорам социального наймапредоставляются указанным категориям граждан в установленномЖилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотренфедеральным законом, указом Президента Российской Федерацииили законом субъекта Российской Федерации.
2.2. Оценка реализации социальной политики в России
Длительный, более 4 лет подряд, период снижения уровня реальных доходов населения законсервировал структурные проблемы, связанные с достаточно низким уровнем жизни большей части российского населения. При текущих уровнях доходов крайне сложно рассчитывать на динамичное повышение качества жизни, расширение уровня частных вложений в развитие человеческого капитала, выстраивание эффективной системы социальной поддержки и пенсионного обеспечения. В связи с этим, вопросы роста уровня благосостояния населения приобретают не менее значимый характер, чем наращивание инвестиционных вложений.
Согласно докладу ООН о человеческом развитии за 2016 г. отставание России по уровню жизни, измеряемом валовым национальным доходом на душу населения, от стран, занимающих первые 10 строчек рейтинга, составляет 54%. Для сравнения по индексу человеческого развития и по продолжительности жизни отставание составило 22% и 35% соответственно. В III квартале 2017 г. средняя заработная плата составила 37 723 руб., а прожиточный минимум трудоспособного населения – 11 160 руб. Таким образом, средняя заработная плата превысила прожиточный минимум всего в 3,4 раза или на 26 563 руб.
Средний размер назначенных пенсий в 2017 г. составил 13 304 руб., а прожиточный минимум пенсионеров в 2017 г. (в среднем за I-III кварталы) составил 8 393 руб. Таким образом, средняя назначенная пенсия превысила прожиточный минимум пенсионера всего в 1,6 раза или на 4 911 руб.
По показателям средней заработной платы и ВВП по ППС Россия отстает не только от передовых стран, но и от стран бывшего социалистического блока.
Рисунок 1. Показатели средней заработной платы и ВВП на душу населения[33]
Все составляющие качественной жизни напрямую определяются уровнем доходов населения. Однако в соответствии с отчетом Аналитического центра при Правительстве РФ, в России существует уникальное явление – около 12 миллионов человек живут за чертой бедности, несмотря на то, что продолжают работать. Всего же численность бедных (те, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума) достигла в январе–сентябре 2017 г. 20,3 млн чел. (или 13,8% населения).
Рисунок 2. Динамика численности бедных в России[34]
Причина в крайне низкой производительности труда в экономике, в нехватке современных высокопроизводительных рабочих мест во многих регионах и городах нашей страны. По производительности труда Россия отстает от развитых стран, входящих в ОЭСР, в 2-3 раза. Низкий уровень доходов работающего населения, связанный с низкой производительностью труда в экономике, является одной из основных причин низкого уровня и качества жизни и препятствует решению большинства проблем в социальной сфере. Ключом к росту уровня жизни в России может быть только масштабная модернизация экономики, создание новых высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Реальные (скорректированные на рост потребительских цен) располагаемые денежные доходы населения в течение 2000- 2013 гг. демонстрировали положительные темпы прироста. Однако этот период можно разделить на два отрезка: 2000-2007 гг., во время которого годовые темпы прироста реальных доходов находились в диапазоне +8,7%-14,9%, и 2008-2013 гг., когда они снизились до +0,5%-5,9%. В результате, по итогам 2013 г. реальные доходы населения оказались в 2,7 раза выше, чем в 2000 г.
Однако в течение четырех последующих лет реальные доходы населения ежегодно снижались, причем, если в 2014 г. их сокращение составило -0,7%, то в 2016 г. – уже -5,8%. В 2017 г. темпы их снижения замедлились до -1,7%. Если не учитывать рост доходов год к году в 2 отдельных месяца (декабрь 2015 г. и январь 2017 г.), то с ноября 2014 г. по декабрь 2017 г., то есть на протяжении 38 месяцев, реальные располагаемые доходы год к году падали.
Таким образом, за 2014-2017 гг. реальные доходы населения упали на 11,0% и откатились до уровня 2009-2010 гг. Если сравнить накопленную динамику реальных доходов населения в 2013-2017 гг., то можно сделать вывод, что Россия уступает по этому показателю большинству крупных стран. Очевидно, что такая динамика отражает общее снижение конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике и ухудшение ее привлекательности для работников с высоким уровнем квалификации.
Рисунок 3. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в разных странах, 2013 год = 100[35]
В январе 2018 г. реальные располагаемые денежные доходы населения не изменились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а в феврале 2018 г. – выросли в годовом выражении на 4,4%. С высокой долей вероятности можно говорить о том, что длительный тренд снижения уровня жизни удалось переломить. В тоже время, преодоление последствий самого длительного с 1998 г. спада денежных доходов населения при низких темпах экономического роста (в 1,5%-2,5%) может затянуться на несколько лет.
Рисунок 4. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в России в 2000-2017 гг.[36]
Распределение доходов между бедными и богатыми остается крайне несбалансированным. В России коэффициент Джини, который измеряет степень неравенства доходов населения (чем ближе к 100, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения) составляет 41,6, что существенно выше показателей большинства развитых стран. В 2016 году в 15,6 (!) раз среднедушевой доход 10%-й самой богатой группы населения превысил тот же показатель у 10%-й самой бедной группы населения (децильный коэффициент фондов).
Если проанализировать распределение доходов населения в динамике, то можно сделать вывод, что в 2016 г. по сравнению с 1995-2005 гг. неравенство доходов в России усугубилось. Об этом свидетельствуют значения децильного коэффициента фондов и коэффициента Джини. Неравенство доходов является не только источником социальной напряженности, но также и серьезным препятствием на пути экономического развития. Высокое неравенство сокращает спрос на отечественные продукты на внутреннем рынке. Кроме того, действующая система налогообложения доходов физических лиц усиливает неравенство. В России не работает одна из важнейших функций налоговой системы – распределительная. Налогообложение доходов физических лиц должно быть направлено, в том числе на устранение диспропорций в доходах населения. Одновременно с этим такой разрыв в доходах между бедными и богатыми можно рассматривать как потенциальный источник доходов бюджета. Эти средства могут быть направлены на решение наиболее острых социальных проблем.
Рисунок 5. Коэффициент Джини в разных странах[37]
В структуре денежных доходов населения наибольшую долю имеет оплата труда – 64,6% в 2016 г. Доли других источников доходов меньше в несколько раз: пенсии – 13,7% денежных доходов, доходы от предпринимательской деятельности – 7,8%, доходы от собственности – 6,5%, а социальные выплаты без учета пенсий – 5,4%. Начиная с 2000 г. структура денежных доходов населения изменилась. Во-первых, на 4,2 п.п. выросла доля доходов, полученных за счет пенсий, – следствие их дополнительных индексаций и валоризации расчетного пенсионного капитала в 2009-2010 гг. Во-вторых, заметно, на 7,4 п.п., сократилась доля доходов от предпринимательской деятельности. При этом наблюдался слабый рост долей оплаты труда, других социальных выплат и других доходов, а также сокращение доли доходов от собственности.
Анализ структуры и динамики доходов населения, очевидно, будет неполным без параллельного анализа структуры, уровня и динамики расходов и потребления. Конечное потребление домашних хозяйств в 2000-2017 гг. увеличилось в физическом выражении в 2,6 раза. За этот период потребление домашних хозяйств впостоянных ценах снижалось три раза – в 2009, 2015 и 2016 гг. на 5,1%, 9,4% и 2,8% соответственно. В 2017 г. потребление домашних хозяйств увеличилось на 3,4%.
Таблица 1
Структура денежных доходов населения в 2000-2016 гг., %[38] |
||||
2000 |
2005 |
2010 |
2016 |
|
Оплата труда, включая скрытую зарплату |
62,9 |
63,6 |
65,2 |
64,6 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
15,2 |
11,4 |
8,9 |
7,8 |
Пенсии |
9,5 |
9,1 |
12,3 |
13,7 |
Другие социальные выплаты |
4,4 |
3,6 |
5,4 |
5,4 |
Доходы от собственности |
6,8 |
10,3 |
6,2 |
6,5 |
Другие доходы |
1,2 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Для межстранового сравнения ВВП в целом и потребления домашних хозяйств используют паритеты покупательной способности (ППС). В 2016 г. в России данный показатель был равен 12,3 тыс. долл. США по ППС. Как видно из графика ниже, страны Восточной Европы превзошли Россию по данному показателю на 10,7% (Латвия) – 23,4% (Польша). По среднедушевому потреблению домашних хозяйств Россия оказалась ниже США в 3,2 раза, Норвегии – в 2,1 раз, Австралии, Великобритании и Германии – в 2 раза, Канады – в 1,9 раза, Японии – в 1,8 раза.