Файл: Направления решения задач социальной политики на кратко-, средне-, и долгосрочную перспективу (Оценка эффективности социальной политики в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования.Социальная политика государства является одновременно основным содержанием и целью работы правительства. Политическая власть оказывается легитимной в том случае, если она способствует сохранению и повышению уровня жизни общества, решению социальных проблем.

Российская Федерация по одному ряду показателей принадлежит к развитым странам, а по другому ряду – к развивающимся или не развитым государствам. К примеру, объём валового внутреннего продукта на душу населения, уровень образования населения, продолжительность жизни – свидетельствуют о развитости государства. С другой стороны, коэффициент Джини, уровень удовлетворённости жизнью (качество жизни), количество общественных организаций на душу населения указывают на отсталость Российской Федерации. Неоднородность показателей свидетельствует о том, что наше государство по многим социально-политическим вопросам занимает промежуточную позицию, а то и вовсе предлагает отличное от остальных решение проблем.

Целью работы является исследование социальной политики Российской Федерации и определение путей ее совершенствования.

Для реализации данной цели представляется необходимым решение следующих задач:

  1. исследовать сущность социальной политики государства, ее стратегию и задачи;

2) провести анализ социальной политики Российской Федерации;

3) обозначить перспективы развития социальной политики как составляющей политики современного государства.

Объектом исследования является социальная политика Российской Федерации.

Предметом исследования являются предпосылки формирования, особенности, траектории и перспективы социальной политики в России.

Теоретико-методологические основы исследования. Используемой группой методов исследования являлась группа общенаучных методов: диалектический, функциональный,сравнительный,институциональный,системно-структурный методы.

Эмпирическую базу исследования составляют: нормативно-правовые акты, официальные документы, государственные и региональные программы в социальной сфере, статистические данные в области демографии и социально-экономических отношений, статистические данные, а так же материалы, носящие справочный характер. Значительную роль в исследовании сыграли аналитические и экспертные материалы, представленные отечественными средствами массовой информации.


Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики государства

1.1. Понятие социальной политики государства

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект. Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Государство путем реализации социальной политики регулирует социальные процессы в обществе, формирует социальные отношения между его членами, осуществляет социальную справедливость, социокультурное развитие своих граждан, обеспечивает рост их благосостояния и качества жизни. С помощью социальной политики государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает благоприятные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем[1].

Социальная политика представляет собой взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социально - профессиональных групп, социальных, социально-демографических общностей (семьи, народы, население регионов, городов, поселков).


Социальное положение — это основная комплексная характеристика жизнедеятельности населения в целом и его составных частей, оно формируется как результат действия системы существенных факторов, которые образуют общественные условия существования и развития структурных частей общества. На социальное положение влияют и участвуют в его формировании определенные общественные условия и факторы: 1) общественное устройство; 2) власть; 3) собственность; 4) экономические условия; 5) экологическая безопасность; 6) защищенность от социальных опасностей (социальная защищенность).

Оценка социального положения осуществляется с помощью параметров социального положения — конкретных измерителей социального положения, его качественно-количественных характеристик (показателей и оценок), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом социальном положении и комплексно оценивать его состояние. Нередко исследователи и государственные чиновники используют зауженную характеристику содержания социальной политики, которую понимают как государственную поддержку социально незащищенных групп населения, сводят ее к социальной защите и социальному обеспечению населения. Таким образом, государство пытается минимизировать свою ответственность за благополучие общества, занимаясь только наиболее острыми проблемами[2].

Более широкий подход к пониманию сущности социальной политики трактует ее как систему целенаправленных государственных мероприятий и акций по регулированию отношений между различными социальными группами населения в целях повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и, на этой основе, роста эффективности функционирования экономики страны.

Объект и предмет социальной политики имеют многоуровневый и системный характер, совпадают с главными элементами, блоками и структурами крупного единого комплекса — социально-трудовой сферы, к которой относятся: отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, жилищно-коммунальный сектор); рынок труда, занятость, безработица; социальное партнерство; социальная защита; оплата и охрана труда; социальное страхование; пенсионная система[3].

В качестве объекта социальной политики также можно рассматривать все население страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе. В зависимости от субъекта реализации социальной политики, различают такие виды социальной политики как государственная, региональная, корпоративная.


Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. В зависимости от типов состояния общества, как системы, выделяются такие виды социальной политики, как: социальная политика в социально устойчивых обществах; социальная политика в обществах, находящихся в состоянии системных кризисов или в революционных ситуациях; социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций (перманентных кризисах общественной системы); социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, то есть социальная политика переходного периода[4].

По содержанию основных направлений социальной политики можно выделить:

1) политику доходов населения (регулирование жизненного уровня, содержание потребительской корзины, улучшение благосостояния);

2) политику в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, регулирование занятости населения);

3) социальную поддержку, защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии);

4) политику государства в социальной сфере (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт);

5) социоэкологическую политику;

6) политику в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание);

7) миграционную политику (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция);

8) политику в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов)[5].

Субъекты социальной политики — это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально и активно взаимодействующие в социальной сфере, то есть формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере. В систему субъектов социальной политики входят: государство: институты гражданского общества; корпорации (предприятия, организации); личность.

Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.

Государственная социальная политика — действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты[6].


Принципиальным условием эффективности социального государства является наличие развитого гражданского общества. Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобода, право, долг, мораль, собственность)[7].

Содержание социальной политики раскрывается в показателях процесса взаимодействия социальных групп: реальный состав участников социальной политики и социально- пассивных субъектов; состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп); решающие параметры социального положения влиятельных субъектов; самые важные современные социальные проблемы; место государства в социальной политике; цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные приоритеты; конкретно-историческое соотношение социальных сил; сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального развития; степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы его стабильности и нестабильности.

Система целей социальной политики также характеризует ее содержание. Они отражают желательные результаты общественных перемен. Каждая социальная группа (класс) формирует цель своих действий для улучшения своего положения в обществе.

Принцип целостности социальной политики предполагает и принцип выделения приоритетов, определяемых исходя из содержания и остроты важнейших социальных проблем. Он предполагает ранжирование мероприятий в рамках социальной политики, выделение долговременных, среднесрочных и экстренных мер. Приоритеты социальной политики — это основополагающие направления целевых действий государства и общества, ориентированные на решение наиболее значимых социальных проблем в конкретном пространственно-временном измерении[8].

1.2. Стратегия и задачи социальной политики государства

Социальная политика содержит стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей[9].

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития. В демократическом гражданском обществе множественность социальных целей — нормальное и единственно плодотворное состояние. Разнообразие целей является первичным свойством, образующим качественную особенность общества. Это не игнорирует важную проблему единства целей, проблему общественной консолидации, национальной идеи, единой системы ценностей в обществе[10]. В демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путём культивирования общественного взаимодействия, компромисса, объединения социальных сил со сходными целями, демократического противостояния, демократической борьбы. Цели меньшинства так же присутствуют в общественной жизни и в социальной политике, как и цели большинства[11].