Файл: Направления решения задач социальной политики на кратко-, средне-, и долгосрочную перспективу (Оценка эффективности социальной политики в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социальной политики государства
1.1. Понятие социальной политики государства
1.2. Стратегия и задачи социальной политики государства
Глава 2. Оценка эффективности социальной политики в Российской Федерации
2.1. Государственная социальная политика Российской Федерации
2.2. Оценка реализации социальной политики в России
Глава 3. Пути совершенствования социальной политики в России
Основные функции (задачи, направления) социальной политики: 1) обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества; 2) обеспечение политической устойчивости власти; 3) обеспечение такого справедливого распределения власти, собственности, которое признавалось бы большинством, не требующим борьбы за ее передел; 4) налаживание системы распределения экономических ресурсов, более или менее устраивающей подавляющее большинство населения; 5) обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности; 6) обеспечение необходимого и достаточного уровня социальной защищённости населения в целом и его социальных групп[12].
Целями социальной политики в Российской Федерации являются: уменьшение уровня абсолютной и относительной бедности, а также увеличение среднего класса к 2020 г.до более чем половина населения; снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) до 12 раз в 2020 г.; доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны; охват бедного населения в стране государственными социальными программами к 2020 г. - до 100 процентов; решение в 2015 г. проблемы беспризорности; решение к 2020 г. одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе; достижение к 2020 г. уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов[13].
Путем реализации социальной политики государство регулирует социальные процессы в обществе, формирование социальных отношений между его членами, осуществляет социальную справедливость, социокультурное развитие своих граждан, обеспечивает рост их благосостояния и качества жизни.
Выводы
Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
В качестве объекта социальной политики также можно рассматривать все население страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе. В систему субъектов социальной политики входят: государство: институты гражданского общества; корпорации (предприятия, организации); личность. Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.
Государственная социальная политика — действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.
Глава 2. Оценка эффективности социальной политики в Российской Федерации
2.1. Государственная социальная политика Российской Федерации
Закрепленное в Конституции Российской Федерации[14] положениео социальном государстве определяет общую направленностьгосударственной социальной политики.В последние годы были предприняты меры посовершенствованию законодательства, направленные наобеспечение достойной жизни граждан[15].
Вместе с тем сохраняются значительные межрегиональныеразличия и диспропорции в социальной сфере (в том числечрезмерные различия в уровне заработной платы, занятости,доступности медицинской помощи, социального обеспечения),которые противоречат принципам государственной политикирегионального развития, направленной на обеспечение равныхвозможностей для реализации конституционных прав и свободграждан на всей территории страны[16].
Совет Федерации инициировал разработку стандартаблагополучия, который призван обеспечить всем гражданам внезависимости от места проживания неснижаемый уровень качестважизни и социальной защищенности в разных регионах страны.
Разработка, принятие и применение системы научнообоснованных минимальных социальных стандартов былапредусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 23 мая1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственныхминимальных социальных стандартов для определения финансовыхнормативов формирования бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов», но своего окончательноговоплощения в законодательстве данная концепция до сих пор ненашла.
Вместе с тем разработаны и действуют значительноеколичество различных стандартов и нормативов, в том числе повопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации.
В отдельных отраслях законодательства и регулируемых ими отношениях, в том числе социального, сформированы различные, касающиеся конкретных вопросов системы стандартов, нормативов, направленных на установление каких-либо минимальных стандартных требований, при этом данные стандарты могут быть установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Так, критерием для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, размеров стипендий, пособий и других социальных выплат,формирования федерального бюджета, других установленныхфедеральным законом целей является прожиточный минимум вцелом по Российской Федерации, устанавливаемый в соответствиис Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ«О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[17] (статьи 1–4федерального закона). В субъектах Российской Федерации ваналогичных целях устанавливается прожиточный минимумв субъекте Российской Федерации.
В сфере труда и занятости установлены (на федеральномуровне) минимальный размер оплаты труда (МРОТ), которыйопределяется Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ«О минимальном размере оплаты труда»[18], профессиональныестандарты (требования к квалификации работника, то есть уровнюзнаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы,необходимых для осуществления определенного видапрофессиональной деятельности, в том числе для выполненияопределенной трудовой функции (обусловленных применяемымитехнологиями и принятой организацией производства и труда),стандарты безопасности труда (правила, процедуры, критерии инормативы, направленные на сохранение жизни и здоровьяработников в процессе трудовой деятельности и регламентирующиеосуществление социально-экономических, организационных,санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда), а также федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятостинаселения (Закон Российской Федерации от19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»)[19].
Государственные социальные стандарты применяютсяв организации предоставления социальных услуг в соответствиис федеральными законами от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ«Об основах социального обслуживания граждан в РоссийскойФедерации»[20] и от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственнойсоциальной помощи»[21] (далее – №442-ФЗ и №178-ФЗ). Стандартомсоциальной услуги являются основные требования к объему,периодичности и качеству предоставления социальной услугиполучателю социальной услуги, установленные по видам социальныхуслуг. Полномочия федеральных органов государственной власти иорганов государственной власти субъектов Российской Федерацииразграничены в статьях 7 и 8 Федерального закона № 442-ФЗ, приэтом органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации наделены правом установления предельной величинысреднедушевого дохода для предоставления социальных услугбесплатно, а также утверждения размера платы за предоставлениесоциальных услуг и порядка ее взимания. Размер предельнойвеличины среднедушевого дохода для предоставления социальныхуслуг за плату устанавливается законодательством субъектаРоссийской Федерации с учетом финансовых возможностей субъектаРоссийской Федерации, но не может быть ниже полуторной величиныпрожиточного минимума, установленного в субъекте РоссийскойФедерации для соответствующих социально-демографических группнаселения. Федеральным законом № 178-ФЗ (статьи 4–5)установлены полномочия Российской Федерации и органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации в областиоказания государственной социальной помощи.
Одним из видов государственной социальной помощи являютсяустанавливаемые в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗсоциальные доплаты к пенсии. Социальная доплата к пенсии можетбыть федеральной или региональной. Федеральная социальнаядоплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальнымиорганами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, еслиобщая сумма его материального обеспечения не достигает величиныпрожиточного минимума пенсионера в субъекте РоссийскойФедерации по месту его жительства или месту его пребывания, непревышающей величину прожиточного минимума пенсионера вцелом по Российской Федерации. Региональная социальная доплатак пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органомисполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае,если общая сумма его материального обеспечения не достигаетвеличины прожиточного минимума пенсионера в субъектеРоссийской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимумапенсионера в целом по Российской Федерации.Региональнаясоциальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере,чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения сучетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимумапенсионера, установленной в данном субъекте РоссийскойФедерации, но не ниже величины прожиточного минимумапенсионера, установленной в данном субъекте РоссийскойФедерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
Кроме того, в пенсионном обеспечении также существовала исуществует определенная стандартизация в форме гарантированнойчасти пенсионной выплаты, носившей в разное время различныеназвания и постоянно преобразовывавшейся. В настоящее время еероль выполняет фиксированная выплата к страховой пенсии, котораяустанавливается в твердом размере.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[22]предусматриваются меры социальной защиты инвалидов, которыеявляются расходными обязательствами Российской Федерации,за исключением мер социальной поддержки и социальногообслуживания, относящихся к полномочиям государственной властисубъектов Российской Федерации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации (разграничениеполномочий производится статьями 4 и 5 федерального закона).
Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ«О ветеранах»[23] устанавливает правовые гарантии социальнойзащиты ветеранов в Российской Федерации в целях созданияусловий, обеспечивающих им достойную жизнь, активнуюдеятельность, почет и уважение в обществе, разграничениеполномочий по обеспечению расходных обязательства посоциальной защите и социальной поддержке ветеранов (статьи 10,232 федерального закона).
Социальные гарантии для таких категорий граждан, как герои,жертвы политических репрессий, пострадавшие в результатерадиационных аварий и катастроф, установлены отдельнымифедеральными законами (от 9 января 1997 г. № 5-ФЗ«О предоставлении социальных гарантий Героям СоциалистическогоТруда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерамордена Трудовой Славы»[24] (статьи 62, 7 и другие), от 26 ноября1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите гражданРоссийскойФедерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие авариив 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросоврадиоактивных отходов в реку Теча»[25] (статьи 2–12, 15), от 10 января2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам,подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»[26] (статьи 1–71)) и законамиРоссийской Федерации (от 15 января 1993 года № 4301-I «О статусеГероев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полныхкавалеров ордена Славы»[27] (статьи 11–91), от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий»[28](статьи 12–16), от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защитеграждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС»[29] (статьи 3–51 и иные).