Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Координация ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
- по содержанию процесса управления (основные функции);
- по направлению воздействия на объекты управления (специфические функции) [[23]].
Таким образом, в данной главе были рассмотрены определения понятия «менеджмент» и «функции менеджмента», также была раскрыта сущность и структура менеджмента и рассмотрены основные подходы к определению функций менеджмента.
В следующей главе будут непосредственно детально рассмотрены основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль, координация.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
В первую очередь, необходимо определить взаимосвязь основных функций управления, которые будут рассматриваться в рамках данной работы.
В книге Майкла Мескона, Майкла Альберта и Франклина Хедоури «Основы менеджмента» был разработан подход, который базируется на объединении основных видов управленческой деятельности в небольшое число видов, которые в современном мире принято считать применимыми ко всем хозяйствующим субъектам.
Подход гласит, что процесс управления состоит из четырех первичных функций, то есть планирования, организации, мотивации и контроля. Остальные функции управления принято считать вторичными.
В соответствии с данным подходом, первичные функции управления объединены процессами коммуникации и принятия решения, которые их связывают [[24]].
Связь между функциями управления может быть наглядно изображена в виде схемы, которая описывает содержание любого процесса управления вне зависимости от характеристик (например, объема, сферы деятельности, организационной структуры, формы собственности и так далее) определенной компании или организации [[25]].
С целью выполнения всех функций менеджмента в центральной части схемы изображена функция координации, которая обеспечивает согласование и взаимодействие остальных функций [[26]].
Изображение взаимосвязи основных функций менеджмента широко используется в современной литературе, что обосновывает необходимость его представления в данном исследовании.
Наглядно взаимосвязь основных функций менеджмента представлена на Рисунке 3.
Рисунок 3. Взаимосвязь функций управления [[27]]
Стрелки на диаграмме означают то, что движение от этапа планирования к этапу контроля возможно осуществить исключительно путем выполнения действий, которые связаны с организацией процесса управления и со стимулированием управленческой деятельности всего персонала хозяйствующего субъекта. Таким образом, процесс управления состоит из четкого последовательного движения по четырем стадиям: планирование, организация, мотивация и контроль [[28]]. Взаимодействие вышеуказанных функций менеджмента осуществляет функция координации [[29]].
Итак, рассмотрим подробнее каждую функцию менеджмента.
В первую очередь, необходимо дать определению понятия «планирование». Итак, планирование – это управленческая деятельность, которая выражается в планах и фиксирует ожидаемое состояние объекта управления в настоящий момент времени [[30]]. Содержание планирования как функции менеджмента состоит в качественном определении важнейших направлений и этапов развития деятельности с учетом материальных способов его обеспечения и спроса на рынке [[31]].
Определим важнейшие задачи функции планирования [[32]]:
- Обеспечение целенаправленного развития хозяйствующего субъекта в общем, а также развития всех его структурных элементов;
- Перспективная ориентация и раннее видение проблем развития. План намечает состояние компании, желаемое состояние в будущем, и предусматривает конкретные инструменты, направленные на поддержку благоприятных или сдерживание отрицательных тенденций развития;
- Координация деятельности структурных подразделений и сотрудников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;
- Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку работы компании с помощью сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «факт – план»;
- Мотивация трудовой активности работников. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, которые создают действенные мотивы для эффективной и сплоченной работы всех участников процесса управления;
- Информационное обеспечение персонала компании. Планы включают в себя необходимую для каждого информацию, выраженную в целях, прогнозах, возможных вариантах, датах, ресурсных и административных условиях деятельности.
Необходимость функции планирования состоит в определении [[33]]:
- Итоговых и промежуточных целей;
- Задач, решение кᴏᴛᴏᴩых крайне необходимо для достижения целей;
- Инструментов и способов решения задач;
- Необходимых ресурсов, их источников и способов распределения.
В качестве результата процесса планирования в хозяйствующем субъекте сформируется система связанных друг с другом плановых документов, другими словами, – планов. Рассмотрим подробнее определение понятия «план».
План – это основа деятельности любого хозяйствующего субъекта. План включает в себя рекомендации строгого характера: кому, какую задачу и в какие сроки необходимо решить, какие ресурсы необходимо затратить на выполнение определенной задачи [[34]].
Планирование различается по форме и включает следующие виды [[35]]:
- Перспективное планирование: выявление важнейших целей работ на срок более пяти лет;
- Среднесрочное планирование: определение ресурсов для достижения целей на срок от одного до пяти лет;
- Текущее планирование: программа применения ресурсов на срок до одного года с подробным описанием по каждому месяцу.
На Рисунке 4 приводятся характеристики принципов планирования.
Рисунок 4. Принципы современного планирования [[36]]
В первую очередь, необходимо рассмотреть определение понятия «организация». Итак, организация – управленческая деятельность, с помощью которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования [[37]].
Смысл организации как функции менеджмента состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия.
На Рисунке 5 представлены принципы, на основе которых действует функция организации.
Рисунок 5. Принципы функции организации [[38]]
Организация реализуется через следующие пункты [[39]]:
- Административно-оперативное управление:
- Определение структуры компании;
- Распределение функций среди подразделений;
- Установление ответственности между сотрудниками аппарата управления.
- Оперативное управление:
- Регулярное или постоянное сопоставление реальных результатов с плановыми результатами;
- Корректировка итогов деятельности.
Формы организации производственных процессов – ϶ᴛᴏ концентрация, специализация, комбинирование, кооперирование [[40]]:
- Концентрация – процесс сосредоточения производства на более крупных предприятиях, производствах, в регионах;
- Специализация – выделение особого вида производства и создание нового производственного процесса, подразделения;
- Комбинирование – производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или отходов производства других переделов;
- Кооперирование – установление производственных связей между производителями на базе их специализации.
Организация управления обеспечивает создание максимально благоприятных условий для выполнения установленных целей в определенный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов [[41]].
Особенное значение функция организации имеет в том случае, если при выполнении установленных решений действия отдельных работников выходят за рамки нормативных документов, которые утверждены инструкцией и методиками, и требуют оперативной организации деятельности [[42]].
В современной литературе выявлены основные принципы рациональной организации производственных процессов. Данные принципы, а также их определения и внимание на производственный процесс наглядно представлены на Рисунке 6.
Рисунок 6. Основные принципы рациональной организации производственных процессов [[43]]
Рассмотрим определение понятия «мотивация». Итак, мотивация – процесс побуждения себя и других к работе с целью достижения установленных целей. Помимо этого, мотивация понимается как воздействие на факторы результативности деятельности менеджеров и других работников. Мотивация подразумевает использование определенных побудительных мотивов [[44]].
Сущность мотивации как функции менеджмента заключается в том, чтобы работники компании выполняли работу в ϲᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙии с приписанными им правами и обязанностями и полагаясь на принятые управленческие решения.
Теории мотивации можно разделить на три вида в зависимости от характеристик целей [[45]]:
- Содержательные теории мотивации, основная их цель – определение нужд персонала и расчет оптимального соотношения внутреннего и внешнего стимулирования.
- Процессуальные теории мотивации, их цель это определить вероятность наступления ожидаемого от сотрудника результата при мотивирующей роли различных потребностей и возможной различной степени их удовлетворения.
- Параллельные теории мотивации, целью кᴏᴛᴏрых является определение видов деятельности, которые удовлетворяют единовременно низшие и высшие нужды индивида, и какие отдельно каждую группу потребностей индивида, и сформировать на ϶ᴛᴏй основе рациональную систему мотивации труда.
Для эффективной мотивации персонала менеджеру необходимо предоставить им возможность удовлетворения определенных активных потребностей для творческого выполнения производственных задач, распределенных так, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Этот процесс приведет к увеличению преданности сотрудников интересам предприятия, а также повышению производительности труда. При этом каждый индивид должен рассматриваться не в качестве инструмента для достижения целей, а как личность, которая требует к себе бережного отношения и индивидуального подхода. Таким образом, предложенная работнику деятельность в большей мере должна ϲᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙовать интересам и способностям сотрудника [[46]].
Мотивация – одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается влияние на работников организации [[47]].
Роль функции мотивации заключается в том, что она влияет на персонал организации в виде побуждающих мотивов к высокоэффективной деятельности, например, общественного воздействия, а также коллективных и индивидуальных поощрительных мер.
Вышеизложенные виды воздействия запускают деятельность субъектов управления, увеличивают эффективность всей системы управления компанией.
Сущность мотивации состоит в том, чтобы все сотрудники компании осуществляли деятельность в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, учитывая принятые управленческие решения [[48]].
Рассмотрим далее, что представляет собой понятие «контроль» как функция менеджмента.
Контроль, учет, анализ – это система наблюдений и проверки ϲᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям [[49]].