Файл: Основные функции в системе менеджмента ( Координация ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
Контроль – управленческая деятельность, которая фиксирует состояние объекта управления в определенный промежуток времени.
Содержание контроля как функции менеджмента заключается в ϲʙᴏевременном выявлении возникающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды.
Контроль – комплексная функция, которая включает в себя функции учета, оценки, анализа.
Рассмотрим основные задачи контроля [[50]]:
- Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);
- Оценка состояния и значимости собранных результатов деятельности, определение отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);
- Анализ причин отклонений и негативных факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);
- Прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Далее рассмотрим значение контроля как функции менеджмента:
- Завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными предметными функциями управления.
- Производится корректировка ранее принятых решений, плановых заданий, нормативов, показателей или организационных условий их выполнения. Таким образом, осуществляется обратная связь в управленческом цикле.
Процесс контроля включает в себя следующие этапы [[51]]:
- Установление стандартов, выработку критериев оценки.
- Изменение фактических результатов.
- Принятие необходимых корректирующих действий.
Контроль подразделяется по форме осуществления [[52]]:
- Внутренний контроль, то есть система контроля организуется компанией самостоятельно.
- Внешний контроль, то есть подразумевается контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и так далее.
Контроль как функция менеджмента делится на различные виды:
- Предварительный;
- Текущий;
- Заключительный;
- Стратегический;
- Оперативный;
- Финансовый;
- Административный;
- Полный;
- Выборочный.
Описание вышеизложенных видов контроля представлено на Рисунке 7 и на Рисунке 8.
Рисунок 7. Характеристика основных видов контрольной деятельности (часть 1) [[53]]
Рисунок 8. Характеристика основных видов контрольной деятельности (часть 2) [[54]]
Итак, выше были рассмотрены основные виды контрольной деятельности. Далее рассмотрим принципы, на которых действует функция контроля (Рисунок 9).
Рисунок 9. Принципы функции контроля [[55]]
Высокоэффективная система контроля содержит следующие составляющие [[56]]:
- Стратегическая направленность.
- Ориентация на результаты.
- Сᴏᴏᴛʙеᴛϲᴛʙие контролируемому виду деятельности.
- Сʙᴏевременность и адаптивность.
- Экономичность и простота.
Рассмотрим подробнее понятия «учет» и «анализ», которые включены в функцию контроля.
Итак, учет – это управленческая деятельность по финансовому обеспечению состояния объекта управления с исходного до настоящего момента времени.
Функцию учета можно разделить на следующие виды [[57]]:
- Оперативный учет – текущее управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями.
- Финансовый учет – информация о кругообороте всех средств и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности организации.
- Статистический учет – дополняет предыдущие виды учета информацией о процессах, которые не имеют стоимостной оценки. Статистический учет делится на сплошной и выборочный.
Далее рассмотрим функцию анализа. Таким образом, анализ –управленческая деятельность, которая обеспечивает определение причин отклонения ожидаемого состояния объекта от реального. Помимо этого, в процессе анализа проводится разработка мер по устранению выявленных в деятельности организации недочетов.
Содержание анализа как функции менеджмента состоит в изучении выполнения производственного плана, а также эффективности применения материальных и финансовых ресурсов.
Далее определим цели анализа как функции менеджмента [[58]]:
- Определение эффективности производственно-сбытовой деятельности организации.
- Выявление направления деятельности на настоящий и будущий периоды.
Анализ можно разделить на следующие виды [[59]]:
- Внешний анализ, который характеризует следующие показатели:
- Имущественное состояние компании;
- Финансовая устойчивость;
- Платежеспособность;
- Рентабельность деятельности;
- Привлечение источников денежных средств;
- Отношения организации с внешней средой.
- Внутренний анализ, который характеризует следующие показатели:
- Формирование прибыли;
- Структура себестоимости;
- Ценовая политика;
- Себестоимость по видам продукции;
- Характер ответственности должностных лиц.
Координация – управленческая деятельность, которая обеспечивает согласованность работы различных производственных и функциональных подразделений организации в процессе выполнения плановых заданий [[60]].
Содержание координации заключается в том, чтобы ϲʙᴏевременно принять меры по обеспечению слаженного процесса деятельности.
Эффективным средством достижения скоординированной работы подразделений является проведение встреч менеджеров, где осуществляется согласование их работ по обслуживанию и материальному обеспечению производства.
Оперативная координация работ включает следующие стадии [[61]]:
- Выявление причин отклонений от плана.
- Определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения.
- Определение резервов, которые выделяются организацией для выполнения дополнительных работ.
- Уточнение распределения обязанностей и ответственности между менеджерами различных уровней управления, которые призваны устранять возникшие отклонения в процессе производства.
Во второй главе исследования были детально рассмотрены основные функции управления, а также их взаимосвязь в системе менеджмента. Следующая глава исследования содержит практический аспект функций менеджмента. Таким образом, в третьей и заключительной главе функции менеджмента будут рассмотрены на реальном примере из практики хозяйствующего субъекта. Компанией для анализа была выбрана организация ООО «Макдональдс».
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «МАКДОНАЛДС»
Для начала необходимо рассмотреть историю создания компании.
История основания компании началась с того, что в 1940 году братья, Дик и Мак Макдоналдс, открыли свой собственный ресторан в США. В 1948 году братья кардинально изменили идею своего ресторана и разработали принципы концепции «быстрого питания». Данная концепция заключалась в быстром обслуживании, низких ценах и большом товарообороте [[62]].
В настоящий момент компания «Макдоналдс» обслуживает миллионы посетителей ежедневно в более чем 25 тысячах ресторанах, которые расположены почти во всех странах мира. Компания «Макдоналдс» является крупнейшей в сфере быстрого питания по всему миру.
Одновременно в компании «Макдоналдс» работает более 750 тысяч сотрудников, которые обслуживают посетителей ресторанов. Работа в «Макдоналдс» позволяет достигать успеха людям, которые пришли в нее работать [[63]].
В компании «Макдоналдс» ценят разных людей. Кроме того, что в ресторанах работают люди различных культур и национальностей, компания абсолютно не ставит препятствий при приеме на работу людей с физическими недостатками. Корпорация «Макдоналдс» принимает на обучение и пожилых людей, которые уже вышли на пенсию, и молодых, которые работают первый раз в своей жизни.
Подъем по карьерной лестнице в компании «Макдоналдс» идет согласно следующим этапам [[64]]:
- Начиная свою карьеру в «Макдоналдс», любой сотрудник сначала становится работником с должностью «член бригады ресторана».
- Работая и постепенно нарабатывая опыт, сотрудник может подняться до должности «инструктор».
- Далее идет должность свинг-менеджера. Это менеджер низшего уровня, который работает на одной из позиций: либо менеджер прилавка, либо менеджер кухни.
- Для получения возможности управления в течение всей своей смены производственным отделом ресторана, необходимо получить должность свит-менеджера.
- Следующей ступенью профессионального роста является должность второго ассистента.
- Далее следует должность первого ассистента.
- В конце карьерной лестнице сотрудник может достичь высшей должности – стать директором ресторана.
С целью сопоставления теоретического изученного ранее материала с практическими аспектами, мы рассмотрим функции менеджмента на примере функционирования одного ресторана корпорации «Макдоналдс».
Итак, рассмотрим некоторые аспекты политики корпорации «Макдоналдс» [[65]]:
- Политика против дискриминации и домогательств.
- Политика нестолкновения интересов. Данная политика направлена на защиту покупателей от того, что может их отвлечь от посещения «Макдоналдс» и на то, чтобы дать сотрудникам возможность эффективно работать.
- Политика «3К»: контакт, кооперация, координация.
- Контакт. Контакт заключается в том, что сотрудники, которые работают на участке, которыми правильно управляют, всегда должны знать, что им делать. Благодаря контакту они знают, что происходит в ресторане в данный момент, какая ситуация может сложиться, и как она повлияет на их работу.
- Кооперация. Менеджер участка – сотрудник, который создает дух командной работы. Он знает, что работа будет идти успешно, если работники помогают друг другу автоматически с целью правильно выполнить работу.
- Координация. Координация – способность организовать персонал, проверить наличие продуктов и исправность оборудования до начала смены и контролировать все это во время смены.
Таким образом, компания «Макдоналдс» является одной из самых успешно действующих корпораций в современном мире.
Итак, рассмотрим детально реализацию на практике главных функций менеджмента на примере выбранного хозяйствующего субъекта [[66]]:
- Функция планирования.
Функция планирования представляет собой набор действий и решений, которые приняты высшими менеджерами, ведущие к определению специфических стратегий. Данные стратегии создаются с целью помощи корпорации достичь своих целей.
То, что данная функция проявляется в компании «Макдоналдс», проявляется в некоторых следующих решениях.
Итак, цель компании «Макдоналдс» это максимизация прибыли от деятельности ресторана. Для достижения данной цели руководство корпорации приняло решение улучшить рекламу своей продукции, а также проводить определенные акции со скидками для привлечения покупателей. Например, компания «Макдоналдс» постоянно снижает цены на определенные пункты в своем меню. Помимо этого, проводятся сезонные акции и разрабатываются новые сезонные пункты в меню.
- Функция организации.
Функция организации реализуется путем деления компании на подразделения и делегирования полномочий.
В корпорации «Макдоналдс» эти условия осуществляются следующим образом.
Как уже было сказано ранее, структура сотрудников ресторана представляет собой определенную иерархию. Так, каждая должностная ступень данной системы выполняет определенные полномочия. Должности в переделах одного ресторана уже были описаны ранее.
Тем не менее, иерархия не ограничивается одним рестораном, но распространяется на всю компанию «Макдоналдс» в мире. Таким образом, осуществление функции организации позволяет достичь более эффективного производства и продуктивности и качества деятельности.
- Функция координации.
Функция координации выражается в установлении рациональных связей (то есть в коммуникации).
В компании «Макдоналдс» принцип коммуникации является одним из ведущих.
Прежде всего, он выражается в необходимой коммуникации между сотрудниками различных инстанций. Данный принцип проявляется в постоянном диалоге между работниками. Например, если покупатель заказал чизбургер, то кассир, который принимает этот заказ, должен громко и четко сообщить об этом сотруднику на кухне. В случае, если этого не произойдет, время сбора заказа для покупателя может увеличиться, что негативно отразится в оценочной анкете работы кассира.