Файл: Менеджмент человеческих ресурсов ( «Связной Логистика» ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления человеческими ресурсами предприятия
1.1 Понятие человеческих ресурсов, человеческого капитала и его структуры
1.2. Проблема управления человеческим потенциалом
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в АО «Связной Логистика»
2.1. Общая характеристика организации
Таким образом, коэффициент текучести в 2017 году составил 10,2 %, что на 2,2 % выше, чем в 2016 году. Учитывая, что предприятие работает в сфере розничной торговли, такое значение показателя можно считать лежащим в пределах нормы. Тем не менее, если коэффициент растет – это говорит о дестабилизации коллектива, неэффективности политики в области персонала, неудовлетворении потребностей сотрудников компании. В нашем примере, коэффициент текучести в 2017 году увеличился на 2,2%.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами в АО «Связной Логистика»
Развитие человеческого потенциала — не только ключ к эффективному решению задач организации, но и одна из актуальнейших проблем трудовых практик. Улучшение профессиональных навыков сотрудников повышает качество работы, а, следовательно, и рейтинг компании.
Основные цели развития организации состоят в полном использовании потенциала работников, создание условий для развития работников. Эффективным инструментом для достижения лучших результатов в работе персонала является тренинг. Именно благодаря тренингам персонал лучше понимает потребности и цели организации, сам начинает видеть и проявлять инициативу в достижении поставленных целей.
Тренинги призваны развивать определенные управленческие, коммерческие и иные навыки. В содержании программы тренинга входит изучение потребности в повышении квалификации, навыков. Программы тренинга – это учебная программа по формированию у работника требуемых навыков, состоит из 3 ступеней: предтренинга, самого тренинга, послетренинга (рисунок 3). Результативность программ тренинга и развития характеризуется их оценкой со стороны работника и должна проводиться на протяжении всего тренинга.
Результативность программ тренинга и развития характеризуется их оценкой со стороны работника и должна проводиться на протяжении всего тренинга.
Рисунок 3. Ступени программы тренинга
Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. При достаточном запасе теоретических знаний вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем вне рабочего места, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного отбора инструкторов, их близости к обучаемым по социальному положению и личным качествам.
Обучение на рабочем месте — эффективный инструмент повышения производительности и репутации компании. Такая форма обучения усиливает внутреннюю культуру сотрудничества и поддержки в организации, а также увеличивает вовлеченность руководителя в процесс развития своих подчиненных.
Обучение персонала на рабочем месте имеет ряд преимуществ и недостатков, которые представлены в таблице 7. Оценки эффективности тренинговых программ делятся на послетренинговые и долгосрочные. Первые измеряют эффект тренинговой программы непосредственно после ее завершения, вторые – по истечении определенного промежутка времени. Получение всесторонней картины эффективности тренинговой программы предполагает использование обеих оценок. В любом случае эффективность тренинга определяется последующим применением полученных знаний и приобретенных умений на практике.
Таблица 7
Преимущества и недостатки обучения на рабочем месте
Преимущества |
Недостатки |
Во время обучения используется рабочее оборудование |
Во время обучения может образоваться большое количество испорченных материалов |
Обучение на рабочем месте значительно дешевле, чем обучение на курсах или университете |
Сотрудник, проводящий обучение, может не обладать навыками преподавателя или должным уровнем квалификации |
Сотрудник полностью погружается в рабочую атмосферу. Преимущество отдается практике, а не теории |
Во время обучения сотрудника могут отвлекать посторонние шумы и суета рабочего процесса |
Компания АО «Связной Логистика» в Екатеринбурге имеет свой Учебный Центр, в котором проходят программу подготовки стажеры, а так же повышают квалификацию действующие сотрудники. Это позволяет максимально эффективно сочетать время работы и обучения.
Преимущества обучения в учебных центрах компании:
- содержание обучающего материала полностью соответствует требованиям рабочего процесса;
- прекрасная возможность расширить кругозор сотрудника, а также «внедрить» свежие идеи в производственную деятельность.
Плюсы тренингов вне рабочего места:
- большое количество тренинговых методов, которые можно использовать для обучения
- отсутствие отвлекающих моментов
- количество участников, которые могут обучаться одновременно.
Если проводится обучение квалифицированного персонала, то оно принесет желаемый эффект, только если издержки, связанные с ним, в будущем не превысят затраты на увеличение производительности труда посредством факторов, связанных с ошибками в приеме сотрудников в компанию. Определить, привело ли обучение сотрудников организации к желаемым результатам, проблематично. А вот рассчитать экономическую эффективность обучения в форме снижения издержек легко.
Обучение квалифицированных кадров влияет на социальную эффективность, а именно: повышение профессионального мастерства работников, это гарантирует сотруднику, что его рабочее место останется за ним; возможное повышение должности сотрудника; возможность самореализации; чувство собственного достоинства.
Положительные стороны тренингов:
1) удовольствие. Заряд положительной энергией приводит к умиротворению;
2) мотивация. Заключается в желании превращать полученные знания в жизнь как можно скорее;
3) атмосфера успеха. Влияние окружения на результаты. Одна из главных задач тренера - создание и поддержание такой атмосферы на тренинге;
4) запоминание.
На тренингах подается упорядоченная система знаний, содержащая самое главное. Тренинги оказывают благоприятное влияние на эффективность работы организации. Персонал начинает подходить к процессу обучения более ответственно, осознавая при этом важность процесса, поскольку лучшие знания ведут к лучшему результату в работе. Благодаря этому каждый сотрудник проникается целями организациями, лучше понимает потребности организации и ее миссию, используя при этом свои таланты для достижения целей компании. Также сотрудники проявляют инициативу в работе и больший энтузиазм. Для того чтобы добиться эффективности в работе следует четко представлять что необходимо сделать или иметь, чтобы добиться определенного успеха в работе организации.
В современных конкурентных условиях на рынке товаров и услуг доступным и эффективным инструментом для достижения лучших результатов в работе персонала является тренинг. Именно благодаря бизнестренингам персонал лучше понимает потребности и цели организации, сам начинает видеть и проявлять инициативу в достижении поставленных целей.
Коллектив работает слаженней, как единый организм. Именно такие компании в настоящее время добиваются успеха, где учитывается человеческий фактор и начальство более внимательно к персоналу и организует обучающие программы для повышения эффективности работы персонала.
Для анализа взаимодействия обучения персонала и эффективности работы организации было проведено исследования внутренней среды АО «Связной Логистика» при помощи одного из методов исследования - анкетирования сотрудников, прошедших обучение. В 2016 году обучение прошли 98 специалистов из 250 среднесписочной численности. После обучения сотрудниками была заполнена анкета на оценку результативности обучения по 10- бальной шкале и подведены итоги. Средние значения данного опроса отображены в таблице 8.
В 2017 году обучение прошли 115 специалистов из 245 среднесписочной численности. После обучения сотрудниками была заполнена анкета на оценку результативности обучения по 10- бальной шкале и подведены итоги.
Таблица 8
Оценка результативности обучения специалистов в 2016-2017 гг.
Критерии оценки |
2016 |
2017 |
Соответствие содержания курса поставленным целям |
8 |
9 |
Актуальность полученных знаний |
9 |
10 |
Соответствие содержания курса программе |
8 |
8 |
Новизна полученной информации |
8 |
9 |
Понятность изложенного материала |
8 |
9 |
Практическая ценность материала |
8 |
10 |
Смогли бы внести предложения по повышению вашей деятельности, работы после посещения обучения? |
8 |
8 |
Насколько обучение способствовало развитию навыков? |
8 |
8 |
Удовлетворенность полученными материалами |
9 |
9 |
Насколько обучение способствовало совершенствованию личный навыков, каких именно? |
9 |
9 |
Сумма баллов |
83 |
89 |
Коэффициент результативности обучения |
8,3 |
8,9 |
По результатам опроса видно, что в 2017 году сами сотрудники оценили результативность обучения выше на 0,6 % по сравнению с 2016 годом. Результаты оценки семинаров самими обучающимися дали довольно приемлемые результаты, то есть уже можно говорить о достаточной эффективности выбранного обучения. Вооруженный новыми знаниями сотрудник может генерировать новые идеи и легко справится со многими проблемами. Получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства о своей персоне. Понимая, что в него вкладывают деньги, он начинает стремиться к максимальной производительности на своем рабочем месте.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем спрогнозировать текучесть кадров в 2018 году. За 2017 год данный показатель составил 10,2 %, что на 2,2 % выше, чем в 2016 году. Если организация и дальше продолжит вкладывать средства в обучении сотрудников, то увольнения специалистов снизятся примерно на 60 %, таким образом снизим текучесть специалистов до 5 %, что в два раза меньше показателя в 2017 году.
Произведем расчет затрат на обучение специалистов в 2016 году. Вся программа тренингов в 2016 году была рассчитано на 810 часов. Стоимость одного часа обучения составила 145 руб., количество обучающихся специалистов – 98 человек.
В стоимость одного часа обучения заложены расходы на следующие статьи:
- заработная плата внутренних тренеров,
- стоимость канцтоваров,
- оплата рабочего времени специалистов,
- стоимость питания сотрудников в период обучения.
Затраты по обучению рассчитываются по формуле (1):
ЗО=О*ЧО*СО, (1)
где ЗО – затраты по обучению, руб.; О – количество обучающихся, чел.; ЧО – количество часов на обучение, час.; СО – стоимость одного часа обучения, руб.
Таблица 9
Затраты на обучение специалистов в 2016-2017 годы
Показатели |
2016 |
2017 |
Абсолютный прирост |
Темп роста, % |
2017-2016гг. |
||||
Кол-во обучающихся, чел. |
98 |
115 |
17 |
117,3 |
Кол-во часов на обучение, час |
810 |
920 |
110 |
113,6 |
Стоимость одного часа обучения, руб. |
145 |
150 |
5 |
103,4 |
Итог: затраты на обучение |
11510100 |
15870000 |
4359900 |
137,9 |
Произведем расчет затрат на обучение специалистов в 2017 году. Вся программа тренингов в 2017 году была рассчитано на 920 часов. Стоимость одного часа обучения составила 150 руб., количество обучающихся специалистов – 115 человек. Из данных таблицы 9 видно, что затраты на обучение в 2017 году увеличились на 4,36 млн. руб, или на 37,9 %, по сравнению с 2016 годом, вместе с тем и увеличилось количество обучающихся на 17 сотрудников в 2017 году, что на 17,3 % выше, чем в 2016 году.
Рассмотрим, как вложения в обучение сотрудников компании отразилось на экономических показателях.
Таблица 10
Динамика основных показателей эффективности обучения специалистов АО «Связной Логистика»
Показатели |
2016 |
2017 |
Абсолютный прирост |
Темп роста, % |
Чистая прибыль, млн. руб. |
679 |
837 |
158 |
123,3 |
Затраты на обучение, млн. руб. |
11510100 |
15870000 |
7115400 |
137,9 |
Средняя заработная плата специалистов, тыс. руб. |
53,4 |
58,2 |
4,8 |
109 |
Среднесписочная численность специалистов, чел. |
270 |
245 |
-25 |
91 |