Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Сущность и принципы коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категория
субъектов МСП

Среднесписочная численность работников, чел.

Предельные значения выручки от реализации
(без учета НДС)

Микропредприятие

≤ 15

120 млн. руб.

Малое предприятие

16 – 100

800 млн. руб.

Среднее предприятие

101 – 250

2 млрд. руб.

Из таблицы 1 видно, что причастность организации к той или иной категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяется количеством занятых на предприятии, а также величиной годового оборота без учета НДС. Все предприятия, выходящие за указанные пределы, относятся к крупному бизнесу.

При этом пропорции между различными категориями предприятий не равны: крупный бизнес в России составляет всего чуть более 1% от всех зарегистрированных компаний. Однако именно в нем занято почти 75% всех работников (см. рисунок 1). Характерной чертой крупного предпринимательства в России является не число крупных игроков на рынке, а то, что в руках таких игроков сосредоточено более чем 65% всех производственных мощностей страны – в то время как в развитых европейских странах этот показатель не выше 30% [6].

Рисунок 1. Соотношение крупного бизнеса и сектора МСП по числу
предприятий и занятости

Что касается малого и среднего предпринимательства, то по состоянию на 10 февраля 2020 года на территории Российской Федерации действует почти 5,92 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них большая часть – 5,68 млн. предприятий – являются микропредприятиями, 223,5 тыс. – это малые предприятия, и всего 17,02 тыс. предприятий подпадает под категорию среднего бизнеса [30]. Таким образом, наибольший удельный вес (95,4%) в структуре МСП составляют микропредприятия. Описанная структура сектора МСП в России наглядно отражена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура сектора МСП в России

Малые и средние предприятия создают около 22% ВВП России. Эти данные говорят о том, что МСП недостаточно представлено в экономике страны. Во многом это связано с тем, что история активного развития малого и среднего бизнеса в России насчитывает всего несколько десятилетий.

Начало развития малого и среднего бизнеса в России приходится на период позднего СССР. В постсоветские годы численность МСП увеличилась, а также постепенно сформировалось соответствующее нормативно-правовое обеспечение и теоретические концепции, объясняющие сущность и специфику малого и среднего бизнеса.


Следует отметить, что в 1990-е годы предпринимательство в России развивалось достаточно хаотично в условиях различных кризисов, инфляции и ценовых шоков, дефолта 1998 года. Однако в это же время происходили процессы приватизации, по результатам которых резко увеличилось число не только крупных, но мелких предприятий.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий являлись малыми. В это время начала формироваться сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги [17].

В начале 2000-х годов экономическая и политическая ситуация в стране стабилизировалась. С 2005 по 2013 год благодаря высоким ценам на нефть российская экономика интенсивно развивалась и увеличивала свои масштабы. Росло и число субъектов малого и среднего бизнеса [24].

До наступления экономического кризиса 2013 года малый и средний бизнес развивался активно, несмотря на различные существующие препоны. Этому в некоторой степени способствовала политика Д.А. Медведева, который инициировал введение принципа «одного окна» при регистрации предприятия и уведомительного (а не разрешительного) принципа открытия бизнеса [25].

В настоящее время наблюдается рост числа предприятий МСП, однако темпы его незначительны. На развитие малого и среднего бизнеса негативное влияние оказывают макроэкономические факторы, в частности неблагоприятная экономическая конъюнктура вследствие кризиса. В 2016-2019 гг. макроэкономическая ситуация несколько стабилизировалась. В некоторых отраслях экономики, особенно в сельском хозяйстве, обозначился рост МСП. Правда, рост идет в основном за счет микропредприятий. Некоторые эксперты полагают, что рост числа микропредприятий в условиях снижения темпов роста средних предприятий не является однозначно положительной тенденцией [11]. Вполне вероятно, что данные показатели лишь иллюстрируют тот факт, что некоторые средние предприятия с целью ухода от налогов дробят свой бизнес на несколько микропредприятий.

Таким образом, можно резюмировать, что сектор малого и среднего предпринимательства в России на данный момент представлен преимущественно микропредприятиями при небольшой доли малых и средних предприятий. Малый и средний бизнес прошел в своем развитии различные стадии, однако на данный момент субъекты МСП все еще недостаточно представлены в экономике страны. Во многом это связано с кризисными явлениями в рыночной экономике.

Следует отметить, что развитое предпринимательство оказывает положительное влияние на всю экономику страны и в особенности ее регионов, имея огромное социально-экономическое значение в виде выполнения таких функций, как [15]:


  • создание новых рабочих мест, поддержание социальной стабильности, обеспечение занятости населения;
  • увеличение налоговых поступлений в бюджет;
  • замещение санкционных импортных товаров отечественным производством;
  • увеличение экспортного потенциала регионов.

Разнообразие предприятий также благоприятно сказывается на конкурентной рыночной среде. И наконец, стоит отметить высокий уровень инновационной деятельности в рамках предпринимательства: вносится весомый вклад в научные открытия и внедрение инноваций [11].

Можно заключить, что, несмотря на выполнение множества социально-экономических функций, малый бизнес по-прежнему не имеет такого веса в российской экономике, как в развитых странах, и находится только в процессе своего развития. Данная проблема, безусловно, требует внимания, а для ее решения требуется вдумчивый и грамотный подход со стороны как федеральных, так и региональных властей.

На данный момент государство оказывает помощь малому бизнесу и осуществляет множество программ по его поддержке. Государственная финансовая поддержка предприятий малого и среднего бизнеса осуществляется в форме поручительств по финансовым обязательствам; микрозаймов; льготных инвестиционных кредитов; субсидий на приобретение оборудования и на выплату первого взноса по договору лизинга; грантов начинающим предпринимателям; целевых кредитов на инвестиционные цели [29]. Стратегия развития малого и среднего бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением развития российской экономики [23].

Но, несмотря на существующие меры государственной поддержки, можно сказать, что текущее хозяйствование предприятия осуществляют не в самых благоприятных условиях: помимо кризисных явлений в национальной экономике, существуют проблемы, характерные для малых и средних предприятий и государственного регулирования их деятельности.

Так, одним из важнейших вопросов при создании и функционировании малого предприятия является определение источника финансирования. Однако в настоящее время получить кредит для открытия бизнеса начинающему предпринимателю по-прежнему довольно трудно. Банки крайне неохотно выдают кредиты малому бизнесу «с нуля», так как начинающий бизнесмен редко может предоставить какие-либо гарантии своей финансовой состоятельности [17].

В связи с непростой экономической и геополитической ситуацией происходит обострение этой проблемы: наблюдается явное стремление банков снизить свои риски. Крупные банки, применяющие механизмы «кредитной фабрики», снизили свою активность на рынке. Также свой вклад внесло стремление банков сконцентрироваться на привлечении клиентов из числа крупного бизнеса, которые вследствие введенных антироссийских санкций потеряли возможность фондироваться за границей.


Помимо этого, некоторые эксперты ставят под сомнение лояльное отношение власти к малому и среднему бизнесу в России. Примерами проблем малого и среднего бизнеса называют [7]:

  • рост величины арендных ставок помещений, которые арендуют субъекты МСП (а стоимость аренды является существенной статьей постоянных расходов субъектов МСП – в целом по России 90% малых предприятий функционируют на арендованных площадях);
  • контроль и массовые проверки со стороны государственных служб;
  • наличие многочисленных административных барьеров.

На основе анализа взаимодействия государства и субъектов МСП по решению указанных проблем эксперты достаточно убедительно показывают скорее желание государства стабилизировать текущую ситуацию, чем придать импульс динамичному развитию МСП. При этом экспертами отмечается сильная региональная дифференциация, так как вопрос поддержки развития малого предпринимательства в основном решается местной властью [7].

Еще одной проблемой является тот факт, что множество фирм, относящихся к категории малого и среднего бизнеса, не являются «белыми». В этой проблеме переплетается множество факторов: российский менталитет, коррупция государственных чиновников, значительное налоговое бремя и, наконец, различного рода нерыночные механизмы со стороны недобросовестных конкурентов с привлечением коррумпированных чиновников [24].

Затруднен доступ малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, субъектам естественных монополий, госкорпораций.

Таким образом, несмотря на оказываемую государственную поддержку, развитие сектора МСП не лишено проблем. Это связано не только с кризисными явлениями в национальной экономике, но также и с многолетними проблемами, характерными для малых и средних предприятий и государственного регулирования их деятельности.

Решение существующих проблем в сфере малого предпринимательства в России должно осуществляться комплексно, на основе взвешенного подхода и сотрудничества власти и бизнеса [25]. Можно предложить основные пути совершенствования государственного регулирования и поддержки предпринимательства.

Касательно проблемы кредитования малого и среднего бизнеса, необходимо дальнейшее развитие сферы кредитования МСП по целому ряду направлений. К ним можно отнести [15]:

  • совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса (скоринговых моделей банков);
  • создание новых кредитных программ;
  • улучшение условий кредитования.

Процессы улучшения кредитования МСП должны опираться на мировую практику и использовать положительный опыт, накопленный в этой сфере.

В целях развития молодежного предпринимательства необходимо увеличить количество создаваемых центров молодежного инновационного творчества, особенно в регионах. Необходимо развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (мерами здесь могут служить предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организации обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса) [20].

Особое внимание следует уделять созданию и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки).

Для устранения коррупционных преград для предпринимателей необходимо, во-первых, ужесточить государственный финансовый контроль за сферой государственных закупок [6].

Для устранения других коррупционных барьеров, с которыми сталкиваются предприниматели, может быть полезен зарубежный опыт. В основном коррупционные моменты в развитых зарубежных странах были устранены через развитие Интернета – большинство процедур, начиная с открытия, ведения и закрытия бизнеса, осуществляется преимущественно через сеть Интернет.

Таким образом, можно заключить, что стратегия развития бизнеса, в особенности малого и среднего предпринимательства, на сегодняшний день является приоритетным направлением развития национальной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Развитие коммерции и коммерческих отношений осуществлялось параллельно с предпринимательством, так как коммерческая деятельность является частью предпринимательства.

Зарождение коммерции и предпринимательства в России произошло давно, когда основой хозяйственной жизни Древнерусского государства, созданного в конце XI века, являлись торговля, ремесла и промыслы (звероловство, бортничество).

Расцевет пришелся уже на XIX век, когда Россия постепенно становится капиталистической страной. Сильно изменился самый промышленный и самый старый промышленный класс России – купечество, постепенно превращаясь в торгово-промышленную буржуазию. Купцы создавали семейные и акционерные товарищества, фирмы, торговые дома, расширяли рынки для оптовой торговли. Много крупных и мелких промышленников вышли из крестьян.