Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Стратегия и тактика).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы адаптационного процесса у младших школьников
1.2. Психолого-педагогические особенности адаптационного процесса у младших школьников
Глава II. Исследование уровня готовности младших школьников к обучению в школе
2.1. Стратегия и тактика исследования показателей адаптации первоклассника
2.2. Анализ результатов показателей адаптации первоклассников
2.3. Система рекомендаций, направленных на профилактику дезадаптации первоклассников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Поступление в школу - не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для него мир. От того, насколько эффективно пройдет процесс адаптации, будут во многом зависеть успехи, эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе. При успешной адаптации учеба воспринимается как увлекательный процесс общение. В случае дезадаптации школа превращается для ребенка в безрадостную повинность. Особенно остро дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении в кризисные моменты жизни. Первый год учебы в школе требует от ребенка мобилизации всех ресурсов и активизирует проблему его сопровождения сквозь «тернии» образовательного процесса.
Объект исследования. Младшие школьники. Предмет исследования. Процесс адаптации младших школьников к условиям школьного обучения.
Цель исследования. Изучение особенностей процесса адаптации младших школьников к условиям школьного обучения.
Задачи исследования:
- провести исследование структуры готовности к школьному обучению
- проанализировать психолого-педагогическую характеристику адаптационного процесса детей младшего школьного возраста к школьному обучению;
- описать стратегию и тактику исследования показателей адаптации первоклассника;
- проанализирвоать результаты показателей адаптации первоклассников
- составить систему рекомендаций по профилактике дезадаптации первоклассников.
Глава I. Теоретические основы адаптационного процесса у младших школьников
1.1. Структура психологической готовности к школьному обучению (личностная, интеллектуальная, социально-психологическая готовность)
В процессе развития и взросления, поддерживаемый родителями, значимыми взрослыми и окружающим социумом, постепенно ребенок вырастает в гармонично развитую личность, и становится индивидуальностью.
Л.С. Выготский пишет о том, что психическое развитие личности подразумевает под собой следующее: психическое развитие – это процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.[1]
Психическое развитие ребенка – это системный процесс, а не набор изменений, которые практически не связаны между собой. Так, развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики, познавательный интерес подкрепляется постоянным активным взаимодействием ребенка с окружающими предметами и т.п. Соответственно, в результате взаимосвязи физического и психического развития, а также различных областей психического развития, развитие одной области психики неизбежно влечет за собой и развитие другой.
В 7 лет ребенок развивается до момента возникновения потребности психики во вторичной социализации, и в 7 лет у ребенка возникает кризис наступающего взросления – кризис поступления в школу, называемый также кризисом 7 лет.
Данный кризис характеризуется в первую очередь тем, что ребенок до конца осознает себя как самостоятельную личность, и начинает постепенно осознавать, что между его желанием что-то сделать или получить и непосредственно действием может оказаться и принятие решение, которое будет иметь для ребенка определенные последствия. До 7 лет дети непосредственны и импульсивны, их психика не развита до такой степени, чтобы просчитывать последствия своих поступков, но после кризиса 7 лет ребенок уже осознает необходимость ответственности за свои действия, и учится прогнозировать их последствия. В психике ребенка возникает необходимость переживания действия и его возможных последствий до его совершения. Соответственно, формирование понимания последствий от действий, эмоциональная оценка положительных или отрицательных переживаний, которые могут быть связаны с определенным действием, дает ребенку возможность оценивать свое решение и действие с эмоциональной точки зрения.
Д.Б. Эльконин пишет о том, что как только ребенок начинает ориентироваться не на действие, а на его смысл, можно говорить о том, что ребенок вступил в кризисный период – и новый период взросления.[2]
Кризис 7 лет крайне сложен для изучения и диагностической деятельности, так как развитие оценочной деятельности во многом – это определяющий критерий и показатель готовности ребенка к переходу в качественно новую для него среду – в школу. Возникновение оценочной деятельности означает, что ребенок готов к школе как с личностной, интеллектуальной, так и эмоциональной стороны, его нравственная сторона личности, его психика, развиты до такой степени, что ребенок сможет активно и продуктивно коммуницировать со сверстниками и учителями, уметь критически объективно оценивать себя и свою деятельность.
Наиболее часто ребенок демонстрирует в момент кризиса 7 лет две наиболее распространенные манеры поведения и реагирования на ситуацию.
1. В первую очередь, это «манерничанье». Под манерничаньем ребенка психологи, как правило, подразумевают процесс «примеривания» ребенком на себя различных ролей. Взрослым может казаться, что ребенок паясничает, «кривляется», однако это поведение показывает наличие кризиса 7 лет, когда через примерку на себя чужого образа ребенок справляется с возникновением оценочно-смысловой деятельности.
2. Во-вторых, это симптом «горькой конфеты». Справляться с личностным кризисом достаточно сложно, и ребенок часто уходит в состояние полной закрытости, чтобы скрыть душевный дискомфорт, однако такое его состояние характеризуется отсутствием управляемости – ребенок настолько уходит в себя, что не воспринимает просьбы и требования извне.
Обе линии поведения свидетельствую о том, что ребенок переходит к качественно новым для него категориям мышления, он переходит к новой социальной ситуации общения с окружающими его значимыми взрослыми и остальным социумом. На данном этапе ребенок начинает стремиться к выполнению полезной для общества деятельности, и школа потенциально готова дать ребенку новую почву для личностного роста.
Соответственно кризис 7 лет заканчивается как раз поступлением в школу и приобретением возможности для качественно новой среды для самовыражения и попытки нахождения своего места в социуме. Однако часто родители отдают ребенка в школу в возрасте 6 лет, т.е. в тот момент, когда ребенок не готов к школе и школьной действительности, его оценочная деятельность еще не сформирована. Название кризиса 7 лет не обязательно подразумевает тот факт, что ребенок в 6 лет не готов пойти в школу, а в 7 – уже готов, каждый ребенок индивидуален. Поэтому психология разработала ряд методик диагностики структуры личности ребенка к школе, которые базируются диагностике трех основных элементов готовности ребенка к школе[3]:
- Личностная готовность к школе
- Интеллектуальная готовность к школе
- Социально-психологическая готовность к школе
Рассмотрим подробнее данные аспекты структуры готовности ребенка к школе.
Если говорить о личностном аспекте готовности ребенка к школе, то данный аспект, в свою очередь, с точки зрения исследователей (Р.С.Буре, М.И.Лисина, Л.И.Божович, Р.Б.Стеркина), делится на оценивание трех основных элементов.
1. Психологические взаимоотношения со значимыми для ребенка взрослыми. Во-первых, это круг ближайших родственников – это родители, бабушки, дедушки, те родственники, с которыми ребенок общается постоянно, а также это круг его сверстников в детском саду, и его воспитатели. При оценивании этого элемента оценке подвергаются такие показатели, как[4]:
- Самоконтроль и готовность к нему
- Умение произвольного контроля действий, в том числе при постановке учебной цели и выполнении действий для ее достижения.
- Умение воспринимать взрослого как своего педагога
- Умение воспринимать учебные задачи как условные, но требующие решения
2. Психологические взаимоотношения со сверстниками. При оценке данного показателя в первую очередь психологи говорят о способности ребенка к коллективной работе, об умении выстраивать свои взаимоотношения внутри коллектива.[5] При оценивании этого элемента оценке подвергаются такие показатели, как:
- Понимание чувства принадлежности к группе
- Постепенное осознание замены игровой деятельности на учебную, восприятие возможности соревнования на основе оценки
- Развитие понимания действий своих сверстников в игре как партнеров и соперников
- Развитие чувства объективной критики как своих партнеров и соперников, так и себя.
3. Самоанализ. Этот элемент личностной готовности к школе подразумевает готовность самого ребенка к новой для него обстановке, это внутренняя готовность ребенка к школе, которая в первую очередь базируется на таком критерии, как самооценка, что и оценивается психологами в первую очередь.[6]
Если ребенок готов к школе, то он может воспринимать себя как часть мира, а не весь окружающий мир как часть себя, а себя – как центр мира. Соответственно, на данном этапе его самооценка приближается к реальному уровню, хотя до этого для детей характерна завышенная самооценка.
Т. Нежина указывает на то, что ребенок при личностной готовности к школе сам осознает необходимость смены социального окружения, он сам готов пойти в школу, готов к новой для него деятельности. Поэтому главным показателем готовности личности ребенка к школьной действительности – это его желание пойти в школу, желание получать оценки, восприятие взрослых не как воспитателей, а как учителей. Личностная готовность ребенка к школе – это центральное новообразование психики ребенка в итоге прохождения кризиса 7 лет.
Н.Непомнящая, А.Н.Леонтьев, Н.А. Цыркун, Е.О.Смирнова говорят о том, что наиболее важными показателями готовности ребенка к школе являются умение контролировать свои поступки, т.е. произвольность поведения, умение формировать волевое решение, подчинить свою мотивацию необходимости, возникновение чувства долга и ответственности (Л.И. Божович), чувство коллектива (Я.З. Неверович, А.В. Запорожец).
Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев указывает, что если ребенок сформирован и готов к школе со стороны интеллектуальной и социально-психологической, но не готов личностно, то привыкнуть к школе ему будет крайне сложно. Соответственно, личностная готовность можно развивать – играть в школу, водить на экскурсии в школу, рассказывать о процессе обучения, знакомить со школьниками и т.п.
Что касается интеллектуальной готовности ребенка к школе, то здесь следует отметить такие аспекты. Интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает такие нюансы, как наличие своего мировоззрения, определенного багажа знаний, умений и навыков, которые помогут ребенку успешно учиться в школе.
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает, что у ребенка сформированы начала логики, понятийного аппарата, он владеет начальными навыками анализа и синтеза, а также обобщения и систематизации, умеет осмысленно, а не механически запоминать материал, умеет видеть цель и задачу и решать ее. Но следует учитывать, что у ребенка перед поступлением в школу наиболее развито только образное мышление, а не абстрактное.
При оценке интеллектуальной готовности к школе оценивают такие показатели, как: умение дифференцировать получаемый учебный материал, умение синтеза и анализа информации, проводить закономерности между явлениями, воспроизводить действия по примеру.[7]
При интеллектуальной готовности к школе фантазийный тип мышления заменяется рационально-логическим, запоминание происходит осмысленно, формируется познавательный интерес, формируется связная речь, появляется умение декодировать большинство культурных и социальных символов, формируется соответствующая моторика.
А.В. Антаксина-Фомина, Е.И. Исенина, М.М. Кольцова и другие исследователи пишут о том, что мелкая моторика рук тесно взаимосвязан с развитием психики и физиологией развития мозга и его основных структур. При развитии мелкой моторики развивается сознание, мышление ребенка, память, формируется координация зрения и движения, повышается наблюдательность. Развитие мелкой моторики напрямую влияет также на развитие речь – чем более развита мелкая моторика, тем лучше ребенок говорит, соответственно, ему будет гораздо легче научиться писать, а также выполнять множество связанных с мелкой моторикой действий, как бытовых, так и учебных. Поэтому для интеллектуальной готовности ребенка к школе крайне рекомендуется развитие его мелкой моторики как прямой путь к развитию основных психических функций и речи, что можно сделать путем выполнения комплекса упражнений пальчиковой гимнастики.[8]