Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Сущность и принципы коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Коммерческая деятельность на протяжении всего развития человечества играла важную роль в хозяйстве людей. Говоря о возникновении и развитии коммерческой деятельности нельзя не сказать о торговле и предпринимательстве. Из всех троих первой возникла именно торговля. Позже, с появлением денег, были установлены товарно-денежные отношения, и коммерческая деятельность получила свое развитие. Коммерция и коммерческие отношения развивались параллельно предпринимательству. Фактически сегодня коммерческая деятельность является частью предпринимательской деятельности.

В силу такой связи между коммерцией и предпринимательской деятельностью рассмотрим историю их возникновения и развития как в России, так и за рубежом. Знание этих основ поможет увидеть эти общественные феномены в перспективе и глубже понимать их сущность и тенденции развития.

В связи с вышеизложенным тема данной работы представляется актуальной.

Целью данной работы является изучение истории возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

  • раскрыть предпринимательство как феномен общественной деятельности;
  • рассмотреть сущность и принципы коммерческой деятельности;
  • изучить зарождение коммерции и предпринимательства в России;
  • провести анализ развития предпринимательства и коммерции в России в начале XX века и во времена НЭПа;
  • описать развитие предпринимательства и коммерции за рубежом;
  • оценить современное состояние коммерции и предпринимательства в России.

Объектом исследования является предпринимательство и коммерция. Предмет исследования – история возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения и гипотезы, изложенные в работах отечественных ученых в области экономики, коммерции, экономической истории, предпринимательства: Г.П. Вощанова, Г.С. Годзина, М.В. Конотопов, С.И. Сметанин, Л.В. Орленко и других. Труды указанных авторов заслуживают внимания и представляются надежными источниками информации, поскольку являются результатом многолетней работы экспертов и преподавателей ведущих вузов в России, успешно издающих собственные учебные пособия, одобренные Министерством образования и науки РФ.


Методы исследования. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы обобщения, классификации, сравнения, методы анализа и синтеза.

Структура работы. С учетом поставленной цели и задач была определена структура курсовой работы. Она состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы предпринимательства и коммерции

1.1. Предпринимательство как феномен общественной деятельности

Предпринимательская деятельность является важнейшим свойством рыночной системы хозяйствования, пронизывающей все ее институты. Верно это и для экономики России.

С юридической точки зрения предпринимательство определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [1].

Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей – предпринимателей. Предприниматель должен обладать правами на использование функционирующего капитала, скажем, «пучком» из четырех прав [3]:

  • права владения, то есть права исключительного физического контроля над благами;
  • права использования, то есть права применения полезных свойств и благ для себя;
  • права управления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
  • права на доход, то есть права обладать результатами от использования благ.

Чтобы получить возможность использовать указанные права, он должен оплатить полному собственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в виде арендной платы) [18]. Кроме этого, потребуется еще и определенного размера оборотный капитал (например, затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.).

В рамках экономической теории предпринимательство (или предпринимательские способности) выделяются в качестве еще одного фактора производства наряду с капиталом, землей, трудом и информацией [18]. Предпринимательство является объектом собственности предпринимателя, а формой реализации данного фактора производства является предпринимательский доход.


Функциональное разграничение между собственником и предпринимателем проводит Карл Маркс. Он писал: «Предпринимательский доход представляется ему [предпринимателю] исключительно плодом тех функций, которые он совершает с капиталом, плодом движения и прогрессирования капитала, такого прогрессирования, которое представляется активному капиталисту теперь как его собственная деятельность в противоположность бездеятельности, неучастию денежного капиталиста в процессе производства» [16].

При этом нужно заметить, что в рыночной экономике не исключена ситуация, когда предприниматель не является собственником никаких факторов производства, кроме своего предпринимательского таланта. Тогда его функция заключается в том, чтобы определить, какие потребности людей еще не удовлетворяются или какие новые эффективные приемы и технологии производства могут быть применены, и тем самым «дать существующим производственным ресурсам наиболее эффективное применение». 

Неоклассики – А. Маршалл, Л. Вальрас, К. Менгер, Ф. Визер дают определение предпринимателя как менеджера. И с тех пор нейтральность по отношению к обладанию собственностью становится обычным элементом большинства теорий предпринимательства – классических и современных [18].

Приступая к предпринимательской деятельности (или к видоизменению прежней деятельности), предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить? Наиболее типичное и емкое определение предпринимательства дано в работе американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [22].

Существенным теоретическим и практическим значением обладает взгляд Питера Друкера на сущность понятий «предпринимательская экономика», «предпринимательское управление», «предпринимательское общество» [9]. Друкер изучает проблему мотивации предпринимателей, создания предпринимательской среды и необходимых для ведения бизнеса условий. Он полагает, что предпринимательство базируется на экономической и социальной теориях, согласно которым изменение является нормальным и естественным явлением. Новые идеи – и есть смысловая основа термина «предпринимательство», в связи с чем задачей предпринимателя можно назвать «созидательное разрушение». Друкер делает особый акцент на том, что предпринимателей отличает инновационный тип мышления.


Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами. Согласно взглядам Й. Шумпетера, предпринимательство – это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (или другого дополнительного дохода) [22].

О.В. Карнаухова в своей работе «Предпринимательство как социальный феномен» изучила взгляды Зомбарта [12]. Он полагает, что предприниматель являет собой триединство качеств: завоевателя (воля и энергия; духовная свобода, дающая возможность планировать свои действия; постоянство, упорство); организатора (умение давать верную оценку людям, побуждать их к работе, координировать их действия); торговца (умение вербовать людей без принуждения, внушать доверие, пробуждать в них интерес к собственному товару).

Таким образом, предпринимательство по-разному рассматривается различными учеными: с юридической, экономической, социологической и других точек зрения. Обобщая их взгляды, можно заключить, что предпринимательство – это, по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, и поэтому должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом собственной интуицией и, безусловно, поддержкой государственных органов.

1.2. Сущность и принципы коммерческой деятельности

В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т.е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги [10].

Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского commercium (торговля) [19]. Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности [11].


Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую [21]. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.

Предприниматель всегда стремится приобретать ресурсы и пользоваться услугами в соответствии со своими собственными коммерческими интересами. Задача, которую ставит перед ним рынок, сводится к необходимости создать качественный товар и выгодно его реализовать. Поэтому материально-техническое снабжение (закупки и т.п.), как одно из основных условий создания товара, следует полностью отнести к коммерческой деятельности и рассматривать в качестве ее важнейшего элемента.

Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия [18]. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.

Основные виды профессиональной деятельности коммерсанта [18]:

  • организационно-коммерческая;
  • товароведно-экспертная;
  • маркетинговая;
  • торгово-экономическая;
  • аналитическая;
  • торгово-закупочная;
  • внешнеторговая.

Все предприятия, организации и учреждения, действующие на товарном рынке, можно условно подразделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие [3]. К числу коммерческих относятся практически все предприятия сферы материального производства (заводы, фабрики), значительная часть предприятий производственной инфраструктуры (транспортные и торгово-посреднические предприятия, предприятия связи и др.) и непроизводственной сферы (бытовые услуги, индустрия развлечений и т.п.), почти все субъекты рынка ценных бумаг.