Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Сущность и принципы коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммерческая деятельность в организации базируется на следующих принципах [13]:

1. Расстановка приоритетов.

Суть принципа заключается в выяснении наиболее значимых взаимосвязей и зависимостей, служащих структурными элементами хозяйственной деятельности. 

2. Прогнозирование.

Смысл данного принципа заключается в определении финансовой среды компании посредством проведения анализа ключевых экономических показателей, характеризующих ее деятельность [4].

3. Обеспечение безопасности.

Этот принцип подразумевает учет всех возможных рисков, связанных с принятием каких-либо решений.

4. Оптимизация.

Данный принцип касается выбора оптимальных направлений использования ресурсов фирмы.

5. Координация и интеграция.

Этот принцип подразумевает учет и интеграцию всех сфер деятельности коммерческой организации [18].

6. Упорядочение.

Суть этого принципа заключается в формировании общего порядка действия всех сотрудников предприятия.

7. Контроль.

Этот принцип означает необходимость обеспечения контроля над финансово-хозяйственной деятельностью компании [9].

8. Документирование.

Данный принцип основывается на документированном представлении всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, коммерческая деятельность представляет собой весьма широкое явление и основывается на ряде принципов.

2. История развития предпринимательства и коммерции в России

2.1. Зарождение коммерции и предпринимательства в России

Развитие коммерции и коммерческих отношений осуществлялось параллельно с предпринимательством, так как коммерческая деятельность является частью предпринимательства [18]. Таким образом, исторически торговля является более древней по отношению к коммерческой деятельности и предпринимательству.

Зарождение. Основой хозяйственной жизни Древнерусского государства, созданного в конце XI века, являлись торговля, ремесла и промыслы (звероловство, бортничество). Оплотом торговли на Руси были города, где сосредотачивались торговцы. Вокруг городов возникали торговые поселения, называемые погостами, где совершались коммерческие сделки и заключались договоры [19]. Погоста были прообразом ярмарочной торговли, которая затем получила развитие в России. Купцы или торговые люди в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. К XI веку на Руси появился первый свод законов, где регламентировались такие вопросы как денежные займы, торговые кредита, порядок взыскания долгов с несостоятельного должника и др.


Затем зарождается ярмарочная торговля и возникает знаменитая Нижегородская ярмарка. В середине 16 века создаются первые акционерные общества. Значительного развитая внутренняя и внешняя торговля достигла при Петре I. В 1703 году в Санкт-Петербурге была открыта первая биржа [4].

Бурный рост коммерции и предпринимательства начинается после отмены крепостного права в 1861 году. В этот период развивается промышленность и торговля, поэтому возникает необходимость в новых знаниях в области коммерческой деятельности. Открываются специализированные коммерческие учебные заведения. Купцы отправляют своих детей на учебу за границу.

В XIX веке Россия постепенно становится капиталистической страной. Машины вытесняют ручной труд, уходит в прошлое основанная на нем мануфактура, уступая место фабрике. В 90-е годы XIX столетия промышленный переворот завершается, а страна переживает время бурного экономического роста, быстро догоняя другие индустриально развитые державы [14].

Возможности для быстрого преобразования производства и торговли открыла крестьянская реформа 1861 года, освободившая много рабочих рук. В стране росла потребность в фабричных товарах. Правительство Российской империи стимулировало и поддерживало отечественных промышленников, банкиров, купцов, стремясь своими законодательными актами ускорить развитие экономики [4].

В 1863–1865 годах правительство приняло законы, которые давали право на «торговлю и другие промыслы лицам всех сословий без различия пола, как русскоподданным, так и иностранцам». Члены купеческих гильдий, городская аристократия и поместные дворяне, крестьяне, колонисты в местах их поселения, евреи в черте оседлости обрели свободу предпринимательства и получили свидетельства на занятие производственной и коммерческой деятельностью [18].

Новое торгово-промышленное законодательство дало колоссальный толчок бурному развитию хозяйственной деятельности в стране. Известный отечественный экономист Л.И. Абалкин писал: «Класс промышленников пополняли все слои общества, бывший крепостной мог стать «несметным богатеем», его вчерашний владелец-помещик-биржевым воротилой, дворянин-офицер, оставив службу, налаживал работу «железоделательного завода», мещанин-горожанин открывал издательство, служащий государственного учреждения вырастал до директора-распорядителя банка или акционерного общества» [4].

К концу XIX столетия в Петербурге текстильными предприятиями владели 35 купцов, 2 дворянина, 69 мещан, 35 крестьян, а металлообрабатывающими заводами – 45 купцов, 18 дворян, 257 мещан, 192 крестьянина [23].


Быстро шли в гору дела у тех, кто занялся производством сахара: и у крупнейших землевладельцев, представителей знатных родов – Барятинских, Юсуповых, Бобринских, Потоцких, Шуваловых, и у недавних купцов – новоиспеченных дворян, таких, как известные сахарозаводчики Терещенко и Харитоненко.

Сильно изменился и самый промышленный и самый старый промышленный класс – купечество, постепенно превращаясь в торгово-промышленную буржуазию. Купцы создавали семейные и акционерные товарищества, фирмы, торговые дома, расширяли рынки для оптовой торговли. Участвовали они и в железнодорожном, и пароходном строительстве, владели большими машиностроительными и ремонтными заводами [4].

Много крупных и мелких промышленников вышли из крестьян. Еще в дореформенную пору самые инициативные крестьяне, работая на предприятиях своих хозяев, через подставных лиц вкладывали деньги в прибыльные дела. Собрав капитал, покупали «вольную», а затем приобретали небольшие фабрики и заводы. Разбогатевшие крестьяне со временем записывались в купцы, становились почетными горожанами. Бывшие крестьяне Алексеевы, Рябушинские, Крестовниковы, Солдатенковы положили начало самым крупным и знаменитым предпринимательским династиям [4].

В благодарной памяти потомков навсегда останутся имена московских купцов-предпринимателей, подаривших городу и стране превосходные собрания живописи (братья Третьяковы, Шукины, Мамонтов, Морозов), основавших первый в мире Театральный музей (Бахрушин), Художественный театр (Морозов), журналы «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Голубая Роза» (Дягилев, Рябушинский) [18].

Кроме того, купцы-предприниматели благоустраивали город: в Москве появились газовое, а затем и электрическое освещение, мостовые, водопровод, канализация, трамвай. Фабриканты, стремясь удержать на своих предприятиях квалифицированных работников, строили для них жилье и создавали сеть учреждений социального обслуживания [23].

Но помимо изучения исторических источников, немаловажным является рассмотрение образа отечественного предпринимателя того времени в русской художественной литературе. Отражение в художественной литературе XIX – начала ХХ столетий такого социально-экономического феномена, как предпринимательство, имеет не только художественное, но и познавательное значение, и способствует пониманию характера данного явления русской жизни и его роли в отечественной истории [4]. В связи с этим исследования исторического развития отечественного предпринимательства является неполным без анализа его изображения в художественной литературе соответствующего временного периода.


В произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» изображены различные типы помещиков: те, кто содержит свое хозяйство в порядке и те, кто ведет его нерационально [8]. К примеру, помещик Манилов – приятный, но скучный и ленивый мужчина средних лет. Он мало занимается своей усадьбой. В его деревне 200 крестьянских изб. Помещик не притесняет права крестьян, но в то же время он даже не старается вникать в дела поместья – ему лень это делать. Крестьяне Манилова ленивы, как и сам хозяин. Манилов предпочитает «благородную праздность»: он любит сидеть в своем кабинете и мечтать целый день, куря трубку.

Образ Манилова – сибаритствующего дворянина воспринимался Гоголем и другими думающими и размышляющими современниками остро и болезненно, поскольку они понимали, что помещик, владелец крепостных душ, не должен быть ленивым и праздным мечтателем, далеким от реальных дел.

Вместе с тем нужно отметить, что другая крайность – практическая рациональность и экономность – также не хороша. Другой помещик из «Мертвых душ» Гоголя, Плюшкин, является самым богатым из всех помещиков уезда. Но он выглядит как нищий под церковью – одежда его похожа на лохмотья, он постоянно экономит на еде, хотя склады его ломятся от изобилия продуктов [8]. Усадьба Плюшкина находится в запустении, все постройки нуждаются в ремонте, но он слишком скуп, чтобы вкладывать деньги в развитие своего поместья.

Стоит отметить, что с точки зрения идеала честного служения, веками господствовавшего в России, непонятны и практицизм, и практическая рациональность предпринимателей, их обеспокоенность прибылью многим казалась приземленной, низкой, эгоистической [4].

Практичный предприниматель, ориентирующийся на конкретный результат и не имеющий идеальных целей в русской литературе того периода зачастую выглядит неполноценным, а кроме этого русские писатели нередко показывали личностную деградацию, которая якобы сопутствовала процветанию и развитию хозяйства. Образ такого рода наглядно показан в «Угрюм-реке» В. Шишкова.

Его герой Прохор Громов утверждал: «Идея – плевок, идея – ничто, воздух. Сбрехнул кто-нибудь, вот и идея... Идея тогда вещь полезная, когда я одену ее в мясо, в кости. Сказано – сделано! Вот – идея! А остальное все – мечты, обман...» [28]. Множество грандиозных творений Прохора: освоение дикого края, постройка заводов, поселков, дорог – не несут позитивного смысла, так как он делает это не для того,ч тобы улучшить жизнь людей или воплотить некий высший благородный замысел, а чтобы обогатиться и прославиться самому. В конце концов он сходит с ума, угнетаемый бессмысленностью своего дела.


Однако наряду с негативным восприятием предпринимателей в России в литературе присутствуют и образы, отражающие позитивное проявление данного явления. Примером служит герой Костанжогло из II тома Н.В. Гоголя «Мертвые души» (как известно, II том был восстановлен по черновикам Гоголя) [8].

Костанжогло – предприниматель, который в полный рост отразился в зеркале русской культуры. Кроме практической рациональности, герой является яркой личностью, он обладает сильным характером, темпераментом, инициативой, амбициями, активной жизненной позицией и энергией. Именно в ведении хозяйства он нашел путь к самовыражению и предавался ему с сильной страстью.

Гоголь вложил в уста Костанжогло пламенную речь, отражающую его любовь к хозяйству, своему делу: «Да я и рассказать вам не могу, какое удовольствие. И не потому, что растут деньги, – деньги деньгами, – но потому, что все это – дело рук твоих; потому, что видишь, как ты всему причина и творец всего, и от тебя, как от какого-нибудь мага, сыплется изобилье и добро на все» [8].

Описанный Гоголем тип хозяйствующей личности соотносится с понятием чистого предпринимательского духа, хорошего хозяйна, и его можно назвать образом идеального российского предпринимателя того времени. Именно такой подход к ведению хозяйства – обдуманный, рациональный, с энтузиазмом и удовольствием – является наиболее эффективным и успешным.

2.2. Предпринимательство и коммерция в России в начале XX века и во времена НЭПа

Начало XX века для России было наполнено революциями и войнами, страну раздирали политические противоречия, а приход к власти людей с коммунистическими взглядами повлек за собой обобществление собственности. Чувствуя опасность, многие купцы и промышленники в это время эмигрировали из России [14]. Первая мировая, а затем Гражданская война нанесла сильнейший ущерб отечественному хозяйству, разорив многие поместья и предприятия.

По окончании гражданской войны Россия пребывала в крайне тяжелом положении, погрузившись в глубокий экономический и политический кризис. По итогам долгих лет войны страна утратила свыше четверти национальных богатств. Самый значительный урон был нанесен промышленности: суммарный объем ее продукции снизился в 7 раз. К 1920 году почти все запасы материалов и сырья были исчерпаны. В сравнении с 1913 годом производство крупной промышленности снизилось почти на 13%, а мелкой промышленности – на 44% [4].