Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Современное состояние и роль налоговой системе в экономике России).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности современной налоговой системы
Понятие и функции налогов в экономике
1.2. Сущность и роль современной налоговой системы в России
Глава 2. Современное состояние и роль налоговой системе в экономике России
2.1. Налоги как источник финансирования государственного бюджета
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России в современной экономике
Следует выделить основные принципы современного налогообложения.[12]
1. Рациональное сочетание прямых и косвенных налогов. Подразумевает использование различных видов налогов с учетом как богатства, так и доходов налогоплательщика. В период экономического кризиса лучше иметь много видов доходов с относительно низкой ставкой и большой налоговой базой.
2. Универсализация налогообложения, которая эквивалентна эффективности экономики, всем плательщикам и эквиваленту. Неприемлемо вводить дополнительные налоги, увеличенные и дифференцированные ставки или налоговые льготы для различных типов собственности, организации или юридической структуры организации, гражданства физических лиц или других факторов. Кроме того, налоги не должны устанавливаться или применяться на основе политических, экономических и этнических факторов или других критериев такого типа.
3. Одноразовое налогообложение. Предполагает, что один объект может облагаться налогом только один раз, в один обозначенный законом период.
4. Научный подход для определения обоснованной налоговой ставки, что подразумевает установление ставки вычета на уровне, который позволил бы субъекту иметь доход, необходимый для нормального развития. При этом величина налогового бремени должна обеспечивать нормальное функционирование налогоплательщика после уплаты суммы налога. Нецелесообразно устанавливать ставки налога на основе краткосрочных интересов страхования государственных доходов и в ущерб экономическому развитию или интересам налогоплательщика.
5. Стабильность или же долговечность налогообложения в течение длительного периода времени. Ставки налогов должны определяться по закону и не должны часто пересматриваться.
6. Дифференциация налоговых ставок в соответствии с уровнем дохода, который не должен перерастать в тормозную прогрессию (т.е. существенное увеличение налоговых ставок), и не должен превращаться в индивидуализацию ставок, что противоречит основным принципам рынка.
7. Применение системы налоговых льгот, которая приведет к фактическому стимулированию инвестиций в предпринимательскую деятельность и в то же время будет соответствовать принципу социальной справедливости, включая страхование минимального уровня жизни граждан.[13]
Вместе с тем наиболее полно налоги раскрывают своё значение, если мы говорим о бюджете Российской Федерации. Именно в него входят налоги и налоговая система, именно для неё они используются с целью увеличить доходную часть бюджета.
Следовательно, налоги занимают ключевую роль в составлении бюджета государства, являясь одной из основных его составляющих. В развитых странах налоговое стимулирование экономики осуществляется посредством применения специальных инструментов в форме корректировки порядка определения объекта налогообложения по налогам, установления налоговых льгот, налоговых вычетов, установления процедур налогового администрирования, совершенствования исполнения субъектами налоговых отношений своих налоговых обязательств и порядка рассмотрения возникающих налоговых споров. При этом выбор тех или иных элементов в форме правовой конструкции налогообложения, препятствующих уклонению от уплаты налога, является одним из способов повышения собираемости налогов. Это, в свою очередь, позволяет в большей мере раскрыть и использовать налоговый потенциал страны.
Вместе с тем эффективность налогового стимулирования зависит не только от правильности выбора отдельного стимулирующего воздействия или всей системы, но и от структуры налоговых систем в стране, деятельности в области законодательной, правоприменительной, судебной.
Следовательно, наиболее важные принципы налогового стимулирования, должны учитывать:[14]
1) Категории налогоплательщиков, на которых направлено стимулирующее воздействие, ориентированность по видам налогоплательщиков, форм их деятельности, обеспечение дифференциации.
2) Соотношение между развитием производительных сил и уровнем развития инноваций.
3) Соразмерность поставленной цели, оценка такого эффекта, органичность восприятия субъектами ее применения.
4) Соответствие принципам, стимулирующим развитие множественных форм хозяйствующих субъектов и их представление по секторам экономики.
Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.
Таблица 2 - Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.
Показатели/Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2017 в % к 2013 |
Всего |
13019,9 |
14496,9 |
13251,3 |
13738,5 |
14720,3 |
113,1 |
Нефтегазовые доходы |
6534,0 |
7480,2 |
7520,6 |
7516,1 |
7590,9 |
116,2 |
Налог на прибыль |
352,2 |
363,2 |
380,6 |
403,8 |
449,6 |
127,7 |
НДС |
3539,0 |
3711,9 |
4202,4 |
4704,3 |
5283,9 |
149,3 |
Акцизы |
524,4 |
664,9 |
797,0 |
933,7 |
1036,5 |
197,7 |
НДПИ |
20,7 |
20,3 |
22,4 |
23,0 |
23,8 |
115,0 |
Таможенные пошлины |
722,3 |
711,1 |
707,8 |
686,2 |
664,7 |
92,0 |
Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ |
134,8 |
139,1 |
229,1 |
152,1 |
167,3 |
124,1 |
Прочие доходы |
1192,5 |
1148,1 |
1064,0 |
1074,0 |
1056,0 |
88,6 |
По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %.[15] Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.
Важной составляющей при анализе налоговых доходов является выявление динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета. На основании данной таблицы мы видим, что в 2016 году по сравнению с 2015 г. наибольший прирост был зафиксирован по таким показателям, как акцизы (19,3%) и НДС (7,7%). Остальные показатели продемонстрировали отрицательную динамику. Однако, если рассматривать динамику структуры налоговых доходов 2017 г. к 2016 г., то можно отметить существенный прирост акцизов (45,7%), налога на прибыль (34,4%) и налогов за пользование природными ресурсами (33,2%). Нехватка средств в бюджете в 2016 году, растущий дефицит и сокращение прежних нефтегазовых поступлений заставили переключиться на другие способы пополнения федерального бюджета. В результате именно на плечи российского бизнеса легла основная налоговая нагрузка, отчисления с которого увеличились, несмотря на то, что показатели производства и потребления в течение года снижались. Самый большой рост в денежном выражении показали отчисления по налогу на добавленную стоимость и акцизов. На фоне повсеместного падения торгового оборота такой рост связан с увеличением цен на товары и услуги.
Таблица 3 - Динамика налоговых доходов федерального бюджета в 2015-2017 гг., в млн. руб.
Наименование |
2015 |
2016 |
2017 |
Темп прироста 2016 к 2015 г. |
Темп прироста 2017 г. к 2016 г. |
Темп прироста 2017 г. к 2015 г. |
Налоговые доходы, в т.ч. |
8590500 |
8721481 |
10548668 |
1,5 |
21,0 |
22,8 |
Налог на прибыль организаций |
491 300 |
490 586 |
659 141 |
-01 |
34,4 |
34,2 |
Налог на добавленную стоимость |
4233500 |
4559486 |
4955081 |
7,7 |
8,7 |
17,0 |
Акцизы |
581 700 |
693 834 |
1 010 877 |
19,3 |
45,7 |
73,8 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (включая НДПИ) |
3181100 |
2882862 |
3840884 |
-9,4 |
33,2 |
20,7 |
Государственная пошлина |
101 700 |
93 910 |
82 272 |
-7,7 |
-12,4 |
-19,1 |
В структуре налоговых доходов преобладают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (включая НДПИ) (33,1%), что представлено на рисунке 4.
Рисунок 5 - Удельный вес отдельных статей налоговых доходов федерального бюджета в 2015-2017гг., в %
На основании данной таблицы мы видим, что в 2016 наибольший удельный вес занимают НДС (52%), налоги за пользование природными ресурсами (33,1%). Наименьшую долю занимает государственная пошлина (1,1%). В 2017 году наблюдается снижение доли НДС в пользу увеличения налога за пользование природными ресурсами, акцизов и налога на прибыль организаций.[16]
Таким образом, налоговые доходы федерального бюджета формируются в основном за счет НДС и налогов за пользование природными ресурсами.
Основной положительной составляющей налоговых новаций является совершенствование механизма исчисления налогов и порядок их администрирования. Проведенные за последние годы налоговые меры, связанные со снижением нагрузки по налогу на прибыль, обладают ограниченным антикризисным эффектом, но могут рассматриваться в качестве значимых стимулов при переходе экономики к росту. В большей части такие меры являются направленными на компенсацию потерь и не обеспечивают в период кризиса прямых стимулов для расширения инноваций и масштабов бизнеса.
Налоговая политика составляет одну из главнейших частей экономической политики государства. Система налогообложения выступает важным рычагом регулирования государственной рыночной экономики, и влияет на результат деятельности государства, тем самым определяя ее успех. Через налоговую политику реализуют основные макро- и микроэкономические процессы развития. Основными тенденциями налогообложения XXI века являются стремление государств к улучшению своих налоговых систем и минимизации государственных издержек при взимании налогов, а также понижение налоговой нагрузки за счет льгот для привлечения иностранных инвестиций в страну и для развития и поддержки малого предпринимательства.
В настоящее время весь мир стремится к тенденции упрощения налоговой системы. Очевидно, что, чем проще налоговая система, тем легче установить экономический результат, меньше проблем при составлении отчетных документов и тем больше времени у предпринимателей на вопросы о снижении себестоимости продукции. Все – таки, налоговая система РФ, безусловно, может многое принять во внимание у восточного государства: четкость организации, слаженность работы налоговых служб; гибкость налоговой программы. Для более лучшего и четкого функционирования налоговой системы нашей страны многое предстоит осуществить. Существуют многочисленные проблемы с соответствием налогового кодекса, с предприятиями, многие из которых пытаются избежать налогового беремени нелегальным путем. Поэтому, налоговым органам России стоит более эффективно выполнять свою работу, более того, улучшить взаимодействие налоговых, таможенных и других органов государства, а также повысить уровень ответственности сотрудников этих органов. Необходимо остерегаться двойного налогообложения, или хотя бы понизить ставки налогов, так как, например, сегодня дорожают акцизы на бензин, тем самым мы плати большую стоимость за литр, и при этом выплачиваем транспортный налог.[17]
В действующей налоговой системе РФ более ясно разграничены права и ответственность предназначенных уровней управления в вопросах налогообложения. Вступление местных налогов и сборов как дополнительного элемента действующих федеральных налогов допустило более широко учесть различные местные потребности и виды прибыли для местных бюджетов. Действительно, нестабильность наших налогов, беспрерывный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и других элементов налоговой системы, оказывает отрицательное воздействие, главным образом во время перехода российской экономики к рыночным отношениям, вдобавок препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Мало устойчивость на сегодняшнем этапе налоговой системы – главная проблема преобразования налогообложения.
Таким образом, совершенствование налогообложения неделимо связано с образованием новых устойчивых экономических отношений. От того, как скоро это будет воплощено в реальность, зависит создание прочных предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России в современной экономике
Основными тенденциями налогообложения XXI века являются стремление государств к улучшению своих налоговых систем и минимизации государственных издержек при взимании налогов, а также понижение налоговой нагрузки за счет льгот для привлечения иностранных инвестиций в страну и для развития и поддержки малого предпринимательства.
Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются:[18]
- неравномерное расположение налогового бремени меж добросовестных и уклоняющихся налогоплательщиков.
- отсутствие соответствующего подходящего налогового режима для личных инвестиций в экономику.
- высочайшая перегрузка на фонд оплаты труда.
- отсутствие именно налогоплательщиков среднего класса, что является предпосылкой переложения налогов на производственную сферу.
Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:[19]