Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Современное состояние и роль налоговой системе в экономике России).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности современной налоговой системы
Понятие и функции налогов в экономике
1.2. Сущность и роль современной налоговой системы в России
Глава 2. Современное состояние и роль налоговой системе в экономике России
2.1. Налоги как источник финансирования государственного бюджета
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России в современной экономике
- запутанность и противоречивость бессчетных руководств и объяснений соответствующего Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.
- расхождения между эталонами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к характерному трудоемкому исчислению соответствующей налогооблагаемой прибыли.
- ежемесячные авансовые платежи почти всех налогов, что приводит к вымыванию личных оборотных средств компаний.
- множественность налогов.
Современная система организованного налогового контроля в России, несомненно, переживает в собственном становлении и развитии следующий шаг. Он связан с творением новейшей структуры федеральных органов исполнительной власти, переосмыслением сущности, размера и роли муниципального контроля в жизнедеятельности государства, формированием принципиально новейшей модели отношений между соответственно государством и налогоплательщиками. Проблемы, которые при этом нужно разрешить разбивают на три группы:
- в первую группу включают трудности абстрактного нрава, связанные с характерным отсутствием основных федеральных законодательных актов, закрепляющих общие теоретико-методологические базы для всей системы муниципального контроля и главные направленности ее реформирования
- ко второй группе относятся трудности правового института, вытекающие из недочетов формулировок и нестабильности работающего налогового законодательства, отсутствия системной и соответственно детальной регламентации осуществления процессов налогового контроля, несовершенством правового законодательного регулирования статуса органов муниципального контроля в сфере налогообложения;
- в третью группу вступают трудности, связанные с конкретными недочетами налогового администрирования, недостаточностью информационного, ресурсного, кадрового снабжения налогового контроля, системы его учебной и научно-исследовательской базы.
Проблема устранения содержания, форм и способов налогового контроля в критериях административных преобразований является нужным условием совершенствования муниципального механизма, его переориентации на общемировые стандарты. Сформировавшаяся система налогового контроля в России перемещает очевидно фискальный нрав, что вызывает верный социологический ответ, отторжение налогового законодательства, налоговое противодействие со стороны значимых по количества социальных слоев российского общества. В связи с этим, основная методология определения мнения налогового контроля и главных частей его содержания требуют корректировки. Опыт передовых зарубежных государств (в частности США) убедительно свидетельствует, что эффективность налогового контроля во многом обусловлена его регулирующей функцией.[20]
Информационный обмен с регистрирующими органами являются важной проблемой налогового администрирования имущественных налогов. Формирование базы данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы осуществляют на основании сведений Роснедвижимости, Росрегистрации, БТИ, органов местного самоуправления; процесс ввода информации является достаточно трудоемким. Данная проблема значима, поскольку достоверность и полнота сведений влияют на формирование налоговой базы по имущественным налогам.
Основная проблема, которая беспокоит органы власти субъектов Российской Федерации, на протяжении последних десятилетий, заключается в катастрофическом падении доходов региональных и местных бюджетов в связи с проводимой федеральными органами власти налоговой и бюджетной политикой. Так, начиная с 2000-х гг. законодательными органами РФ были выпущены нормативные документы, существенно урезающие доходные источники региональных и местных бюджетов. Были отменены доли налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, поступавших в региональные и местные бюджеты и так далее. Это существенно ограничивает возможность субъектов Федерации формировать финансовые ресурсы для реализации своих функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных и местных бюджетов.
В настоящее время весь мир стремится к тенденции упрощения налоговой системы. Очевидно, что, чем проще налоговая система, тем легче установить экономический результат, меньше проблем при составлении отчетных документов и тем больше времени у предпринимателей на вопросы о снижении себестоимости продукции.
Все – таки, налоговая система РФ, безусловно, может многое принять во внимание у восточного государства: четкость организации, слаженность работы налоговых служб; гибкость налоговой программы.[21]
Для более лучшего и четкого функционирования налоговой системы нашей страны многое предстоит осуществить. Существуют многочисленные проблемы с соответствием налогового кодекса, с предприятиями, многие из которых пытаются избежать налогового беремени нелегальным путем. Поэтому, налоговым органам России стоит более эффективно выполнять свою работу, более того, улучшить взаимодействие налоговых, таможенных и других органов государства, а также повысить уровень ответственности сотрудников этих органов.
Необходимо остерегаться двойного налогообложения, или хотя бы понизить ставки налогов, так как, например, сегодня дорожают акцизы на бензин, тем самым мы плати большую стоимость за литр, и при этом выплачиваем транспортный налог.
В действующей налоговой системе РФ более ясно разграничены права и ответственность предназначенных уровней управления в вопросах налогообложения. Вступление местных налогов и сборов как дополнительного элемента действующих федеральных налогов допустило более широко учесть различные местные потребности и виды прибыли для местных бюджетов.
Действительно, нестабильность наших налогов, беспрерывный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и других элементов налоговой системы, оказывает отрицательное воздействие, главным образом во время перехода российской экономики к рыночным отношениям, вдобавок препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Мало устойчивость на сегодняшнем этапе налоговой системы – главная проблема преобразования налогообложения.
Таким образом, совершенствование налогообложения неделимо связано с образованием новых устойчивых экономических отношений. От того, как скоро это будет воплощено в реальность, зависит создание прочных предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
Основными направлениями совершенствования налоговой политики и развития налоговой системы России в настоящий момент являются:[22]
‒ поддержка развития наукоемких технологий и человеческого капитала;
‒ совершенствование налогового механизма для предпринимателей и малых предприятий;
– реформа имущественного налогообложения;
– повышение налогов на потребление при одновременном снижении налоговой нагрузки на труд и капитал;
– оптимизация предоставления налоговых льгот;
‒ повышение качества налогового администрирования.
Для приведения в действие механизма реформ, прежде всего надо подготовить базу.
Реформы проводят люди, от их образования, правовой культуры, условий, в которых они работают, будет зависеть успешность и эффективность развития налоговой системы России.
Необходимо уделять внимание материально - технической базе налоговых органов, их работа должна быть построена таким образом, чтобы идти в ногу с научно - техническим прогрессом, образование сотрудников налоговой инспекции постоянно должно самосовершенствоваться, систему оплаты труда можно связать с результатами работы, не только с уровнем пополнения казны, но и с итогами взаимодействия с налогоплательщиками, учитывать профессионализм и компетенцию.[23]
Уровень налоговой культуры невозможно повысить за короткий промежуток времени, нужна планомерная работа в изменении сознания налогоплательщиков, что налоги неизбежны и их надо платить. В связи с этим необходимо тесное взаимодействие налоговых структур с населением и юридическими лицами, привлечение средств массовой информации для создания образа добросовестного налогоплательщика.
Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России, исходя из вышеизложенного, необходимо:[24]
– проводить непрерывную работу по изменению законодательства о налогах и сборах;
‒ вместе с фискальной функцией налогов усилить регулирующую, контролирующую функции;
‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета не за счет увеличения налогового бремени, а за счет более эффективного администрирования;
‒ проводить работу по выведению налогоплательщиков из «тени», бороться с недобросовестными налогоплательщиками, уклоняющимися от налогов;
‒ механизм налогообложения максимально упростить, сокращать льготы, заменив их более широкой базой налогов;
‒ увеличить налогообложение сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;
‒ упростить и по возможности снизить налогообложение оплаты труда;
‒ добиваться согласованности в работе органов, относящихся к данной сфере деятельности государства.
В качестве основы новой налоговой системы можно предложить следующие налоги. Одним из основных налогов, который мог бы заменить налог на доходы физических лиц, можно рассмотреть налог на расходы физических лиц с прогрессивной ставкой налогообложения. Преимущество этого налога в том, что расходы легче контролируются, чем доходы, процесс взимания существенно упростится. Налог на доходы физических лиц в последнее время носит функцию косвенного налога с фонда оплаты труда, который увеличивает расходную часть на выплату зарплаты и себестоимость продукции, работ, услуг. Замена этого налога для предприятий освободит дополнительные оборотные средства. Более того принцип налогообложения расходов справедлив в социальном плане, доходы можно как - то скрыть, а расходы нет, покупка предметов роскоши и дорогостоящие покупки должны облагаться более высокой ставкой, социально - значимые товары самой низкой или вообще не облагаться. Инвестиционный рынок не пострадает, если снять налогообложение при продаже инвестиционных продуктов.
Следующим налогом, которым можно заменить налог на прибыль, стал бы налог на обложение доходов, выводимых из оборота предприятия. Причем к ним можно относить не только дивиденды, заемные средства, размещение средств на расчетных счетах, но и слишком высокие зарплаты (пределом можно назначить превышение средней заработной платы в этой отрасли в 3 - 5 раз) и другие расходы для работников не входящие в область оплаты труда. Определение налогооблагаемой базы по данному налогу гораздо легче, чем по налогу на прибыль, нет необходимости применения льгот, и для деятельности предприятий плюсом станет накопление оборотных средств, так как в интересах собственников станет экономия непроизводительных расходов. Налог на добавленную стоимость с высокой процентной ставкой было бы целесообразнее заменить налогом с оборота со ставкой до 3 - 5 % , при этом обложению бы подлежали обороты всех юридических лиц и предпринимателей.[25]
Низкая ставка для малых предприятий с небольшими оборотами не несет большой нагрузки, крупные предприятия же выиграют с разницы между ставкой налога на добавленную стоимость 18 % и новым налогом 5 %, что позволит снизить цены на свою продукцию и повысить спрос.
Основными преимуществами предложенных налогов будут отсутствие льгот, упрощенный налоговый учет, возможность вывести свои доходы и обороты из тени недобросовестным налогоплательщикам, так как ставки по предлагаемым налогам существенно ниже.
Заключение
Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы. Под налогом понимается обязательный, индивидуально - безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги выполняют следующие функции:
– фискальную, обеспечивают государство необходимыми средствами для осуществления деятельности,
– регулирующую, способствуют государственному регулированию рыночных, денежно - товарных отношений,
– контрольная, осуществление контроля за доходами физических и юридических лиц,
– распределительную, посредством налогов аккумулируются финансовые ресурсы и перераспределяются на различные государственные программы, эта функция носит ярко выраженный социальный характер.
В России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы, данное разделение означает, в бюджеты какого уровня будут направлены поступления от этих налогов. Определены режимы налогообложения, от которых зависит, какими налогами будет облагаться юридическое лицо или предприниматель.
Налоги в экономической системе России являются неотъемлемым элементом финансовой стабильности и устойчивого экономического роста. Именно налоги находятся на стыке всех социально-политических и экономических интересов.
От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками - налоговое бремя, зависит успех индивидуального, корпоративного бизнеса, а значит, богатство нации в целом, ее возможность не искать пути к выживанию, а стремиться в своем развитии к высшим культурным ценностям. В налоговой системе отражается и баланс политических сил или отсутствие такового.