Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Современное состояние и роль налоговой системе в экономике России).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности современной налоговой системы
Понятие и функции налогов в экономике
1.2. Сущность и роль современной налоговой системы в России
Глава 2. Современное состояние и роль налоговой системе в экономике России
2.1. Налоги как источник финансирования государственного бюджета
2.2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России в современной экономике
Введение
Налоговая система РФ предоставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.
В условиях активного развития рыночной экономики в России существует все большая тенденция к увеличению роли налогового регулирования экономики. Этот процесс реализуется как в масштабах всей страны, так и в масштабах отдельных субъектов. Налоговое регулирование экономики - новое научно-практическое направление, которое еще не получило достаточного освещения в экономической литературе, но вошедшее, особенно на региональном уровне, в практику.
Современная налоговая система – это результат длительного развития цивилизации, который представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием экономики и государства.
Актуальность данной исследовательской темы обусловлена тем, что существующая налоговая система не в полной мере справляется со своей главной функцией – стабилизацией экономики. В связи с этим возникает необходимость анализа действия механизма налогового регулирования с учетом развивающейся рыночной экономики и национальными особенностями нашей страны, накопленным опытом отечественной налоговой политики, сложившейся политической, экономической, социальной обстановкой.
Функционирование эффективной налоговой системы государства становится одним из наиболее приоритетных условий экономического развития и политической стабильности России. Рыночные отношения предполагают преимущественное использование косвенных форм воздействия на экономику, в числе которых важная роль принадлежит налогам.
Налог становится одним из универсальных инструментов реализации задач и целей государства. Это требует глубокого изучения налоговой системы и возможностей их использования на практике.
Цель курсовой работы состоит в изучении налоговой системы РФ и проблемы ее совершенствования.
Для реализации этой цели, требуется решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты сущности и основы построения налоговой системы РФ;
- проанализировать современное состояние и проблемы налоговой системы РФ;
- рассмотреть основные направления реформирования налоговой системы страны и пути ее совершенствования.
Объектом исследования является налоговая система.
Предмет исследования – изучение сущности, строения и принципов построения налоговой системы, а так же современное состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы государства.
В работе использованы методы исследования: системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения.
Информационной базой для написания работы явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, периодическая печать, ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.
Глава 1. Теоретические аспекты сущности современной налоговой системы
Понятие и функции налогов в экономике
Налог – это обязательный платёж, его в Российской Федерации взимают с организаций и физических лиц, для того чтобы потом финансово поддерживать нашу страну. Историки утверждают, что документальное подтверждение существования налогов в виде натуральных сборов появились примерно в V веке до нашей эры. Это произошло после появления государства, и со временем, после введения денежной системы, налоги стали играть главную роль в формировании бюджета. У властей были популярны налоги чрезвычайные, на случай войны, и целевые, например, на содержание госслужащих.[1]
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всех отраслей народного хозяйства. Налогообложение является связующим звеном между экономикой и бюджетной системой, осуществляющей перераспределение средств между хозяйствующими субъектами, физическими лицами и государством.
Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, и одновременно подвергается острой критике.
Функционирующий налоговый механизм позволяет государству регулировать социально-экономические процессы в обществе. При грамотном использовании налогов, они могут представлять собой мощнейшую регулирующую составляющую в системе социального управления.
Безусловно, налоговая система играет решающую роль в механизме регулирования экономики нашего государства, и это исходит из функций самих налогов. Для того чтобы определить эффективность системы налогов в механизме российской экономики необходимо выяснить насколько налоги справляются со своими целями, задачами и функциями.
На современном этапе со стороны государства разрабатываются различные методы совершенствования налоговой системы. В первую очередь это внесение изменений в налоговое законодательство и разработка и принятие новых, соответствующих современным реалиям, законов и подзаконных актов.
Внешние проявления свойств налогов и есть функции. Исходя из этого, под функциями налогов следует понимать внешние проявления свойств налогов в системе социально-экономических отношений. Функции налогов, как проявление их свойств, определяют и показывают общественное назначение налогов – количественное наполнение общественных финансов, т.е. налоги формируют большую часть доходов бюджета и внебюджетных фондов.[2]
В научной литературе, посвященной налоговой системе и ее функциям, которые являются производными от объективных функций налогов, разные авторы обосновывают и рассматривают разное количество функций. Некоторые авторы выделяют две функции – фискальную и контрольную функции. Другие авторы исходят из того, что налоги, являясь элементом финансов, должны выполнять те функции, которые присущи категории «финансы». Если в налогах функции должны отражать специфику налогов, то они должны выполнять помимо экономической функции распределительную, парораспределительную и учетную функции.
Однако налоги, как и другие экономические категории, могут выполнять роль инструментов учета, но ни в какой мере не выполняют учетную функцию. В этом случае учетную функцию выполняют подразделения налоговых органов. По мнению С. Барулина «… налоги объективно выполняют четыре функции:[3]
1) функцию совокупного эквивалента стоимости государственных услуг;
2) фискальную функцию;
3) регулирующую функцию;
4) контрольную функцию».
Функции налоговой системы
Функция совокупного эквивалента
Фискальная функция
Контрольная функция
Регулирующая функция
Социальная функция
Воспроизводственная подфункция
Дестимулирующая подфункция
Стимулирующая подфункция
Рисунок 1 - Функций налоговой системы
Д. Черник выделяет три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную. При этом «экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальные функции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом».
Другие авторы различают, как основные две функции – фискальную и регулирующую, а контрольную и распределительную функции относят к дополнительным, исходя из того, что контрольную функцию, по их мнению, можно достигнуть при осуществлении регулирующей и фискальной функций, а «распределительная функция больше присуща бюджетной системе вообще, нежели только налогообложению». Регулирующую функцию налогов дополняют стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной подфункциями, но в экономической теории ее определяют как макроэкономическую.
Для полноценного восприятия налоговой системы и завершения ее характеристики, определения достоинств и выявления недостатков следует раскрыть сущность, предназначение и внутреннее содержание функций налогов. Сущность фискальной функции налогов заключается в том, что налоги должны обеспечивать государственную казну доходами, т.е. налоги выполняют свое фискальное предназначение. Наполнение бюджета налогами при этом происходит не в свободной форме, а в соответствии с законодательством и в обязательной форме. Можно смело утверждать, что фискальная функция налогов призвана обеспечивать бюджет централизованными денежными доходами через фискальные платежи, т.е. обязательные взносы в бюджетную систему государства.
Таким образом, фискальное назначение налогов состоит в создании стабильной базы доходов бюджетной системы государства, которые призваны обеспечить финансирование расходов. Реализация фискальной функции осуществляется путем изъятия вновь созданной стоимости. Значение фискальной функции заключается в том, что от ее эффективности и полной реализации зависит наполнение финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней, осуществление социальных и экономических программ. Осуществление фискальной функции налогов связано с вмешательством государства в экономические процессы и отношения в полной мере, что позволяет осуществить перераспределительные процессы, в частности, в перераспределение части стоимости валового внутреннего продукта.
Однако оценить эффективность фискальной функции в абсолютном выражении довольно сложно. Существует понятие «излишняя фискальность», близкое к понятию «избыточное налоговое бремя», как результат проведения государством политики высоких налогов по сравнению с объемом предоставленных общественных благ и источников уплаты налогов. Поэтому фискальные параметры (массу и темпы роста налоговых поступлений) необходимо сопоставить с величиной и темпами роста результирующих экономических показателей (ВВП, ВДС, ДС) и государственных производственных и социальных расходов».[4]
Из этого следует, что фискальная функция эффективна при стабильном росте налогов в бюджете государства и адекватном росте расходов. Речь идет о том, что нет необходимости увеличивать налоговое бремя, но можно расширить налоговые базы, увеличить объекты обложения, повысить источники уплаты налогов.
Регулирующая функция налогов предназначена для регулирования процесса воспроизводства и достижения через налоговые механизмы целей налоговой политики. В современной экономике налоги объективно влияют на народнохозяйственные пропорции, совокупный спрос и предложение, накопление и потребление и т.п. В этих процессах регулирование может как стимулировать, так и сдерживать экономический рост. В этом проявляются формы проведения налоговой политики и формы установления налоговой системы. И можно четко сказать, что параметры налоговой системы и налоговой политики могут определять, соответствовать или противостоять параметрам экономического развития государства.
В настоящее время при формировании доходов бюджетов нижестоящих уровней существует классификация налогов по уровню налоговой системы, определяющим порядок взимания налогов – закрепленные и регулирующие. Последние распределяются исходя из выполнения регулирующей функции налогов. Регулирование налоговых поступлений осуществляется с целью выравнивания бюджетов нижестоящих уровней, что связано с межбюджетными отношениями и межбюджетным регулированием. Это определяет усиливающуюся роль регулирующей функции.
Выравнивание бюджетов нижестоящих уровней и участие в этом регулирующей функции налогов позволяет утверждать, что роль государственного регулирования практически всегда существует в рыночной экономике (исключение может составлять невыполнение налогами регулирующей функции). С другой стороны, режим реализации регулирующей функции лежит в искажающем воздействии налоговых платежей на экономическое поведение субъектов рынка. Поэтому регулирующая функция налогов всегда (во всех случаях) может использоваться для воздействия государственных органов на экономические процессы в стране и, в то же время, она будет проявляться стихийно и вне зависимости от проявления такого желания. [5]