Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования ( структуры и их характеристика).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы характеристик управления организациями в современных условиях
1.2. Классификация принципов управления
1.4. Типы структур и их особенности
1.5. Проектирование организационных структур
1.6. Организационная структура организации
2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления
2.1. Характеристика конкретной организации
2.2. Анализ существующей структуры управления
3. Совершенствование структуры управления организацией
3.1. Предложения по совершенствованию действующей структуры управления
2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления
2.1. Характеристика конкретной организации
В данной главе проведем анализ одного из вида организационной структуры на примере реальной организации: Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие «Урицкое» Гомельской области, Гомельского района Республики Беларусь (далее – КСУП «Урицкое»).
КСУП «Урицкое» является крупным сельскохозяйственным предприятием, созданным гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также другой, не запрещенной законом, деятельности.
Колхоз-комбинат имени Урицкого образован в 1931 году. В 1970 году произведено укрепление колхоза за счет присоединения земель колхоза имени Калинина. В 1981 году произведено второе укрепление колхоза за счет присоединения близлежащего колхоза Большевик. 1 сентября 2014 года колхоз (СПК) «Урицкое» меняет форму собственности и из частной организации становится предприятием государственной формы собственности – КСУП «Урицкое».
В своей деятельности сельскохозяйственная организация руководствуется Уставом организации и действующим законодательством. Сельскохозяйственная организация по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ей гражданские и иные предоставленные законодательством права, в том числе действует на условиях полной самостоятельности самоуправления, хозрасчета и самоокупаемости. Вышестоящей организацией предприятия является Управление сельского хозяйства и продовольствия, органом управления – Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
В настоящее время КСУП «Урицкое» является крупным сельскохозяйственным предприятием по производству, заготовке, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. Организация имеет собственную сеть из 5 магазинов.
Основными направлениями производственной деятельности являются:
- производство молока;
- производство мяса;
- производство зерна;
- производство картофеля;
- производство овощей открытого грунта;
- производство мясных и колбасных изделий;
- производство кормов;
- оптовая и розничная торговля.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 7951 га. Из них – пашни 5319 га, сенокосы и луговые угодья – 2615 га, сад – 17 га.
Развитая инфраструктура и наличие квалифицированных кадров позволяют осуществлять комплекс работ – от проектирования до обслуживания объектов.
КСУП «Урицкое» обеспечено основными нормативными документами, справочной и методической литературой, в достаточном количестве имеется современная вычислительная техника, предприятие полностью обеспечено квалифицированными кадрами в области учета и экономического анализа.
2.2. Анализ существующей структуры управления
В рассматриваемой мной организации сильная организационная культура:
• способность к командной работе;
• тип управленческой роли;
• тип организационной культуры;
• способ социализации.
Здесь используются простые технологии, а именно компьютеризация,
которая не является уже новшеством.
Подчиненных во много раз больше, чем управленцев. Уровень профессиональной подготовки достаточно высокий.
Среднесписочная численность работников – 680 человек; текучесть кадров – выше среднего; интересы и потребности работников – потребность в достойной заработанной плате, потребность в хороших условиях труда, заинтересованность в результатах своего труда.
Организация управления: организационная структура.
Структура управления:
1. Планирование и моделирование организационной и должностной структур (штатного расписания).
2. Ведение истории штатной единицы, просмотр штатного расписания в историческом разрезе.
3. Управление персоналом в части материальной и внематериальной мотивации сотрудников:
- управление мотивацией на основе измеряемых показателей, задание показателей и параметров расчета премий (штрафов) в профиле должности, учет показателей и расчет выплат (удержаний) на основе механизма нарядов;
- управление персоналом в части обучения и переподготовки;
- учет образования, умений и навыков сотрудников;
- планирование мероприятий (курсов), для покрытия потребностей в обучении;
- учет кадрового резерва и совместительства в целях управления карьерой сотрудников.
4. управление персоналом в части подбора:
- автоматическое определение вакансий на заданную дату на основе штатного расписания с учетом утвержденных штатных единиц с предстоящей датой открытия, определение вакантных в будущем периоде штатных единиц на основе учета планируемого изменения назначений (желаемая замена работника, предстоящее увольнение, декрет);
- учет всех личных данных (в том числе резюме) кандидатов на штатные должности;
- проведение собеседований;
- автоматизированная оценка соответствия кандидата требованиям вакансии;
- формирование приказов о приеме сотрудника;
- оценка эффективности мероприятий по подбору персонала.
Уровень менеджмента – корпоративная стратегия, то есть ответственный за принятие решения – директор. Квалификация – высокая.
Способности и интересы высшего руководства:
- умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
- способность устанавливать и контролировать дисциплину;
- стремление гибко использовать различные стили, приспосабливая их к переменам;
- осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
- развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
- отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
- регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
- стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
- системный подход к анализу работы;
- создание эффективной обратной связи;
- защита персонала организации от внешних угроз;
- поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
- установление системы оценки работы и критериев успеха.
Имеется один уровень управления в лице директора, семь подразделений – бухгалтерия, юридический отдел, экономический отдел, агрономический отдел, зоотехнический отдел, инженерная служба, ветеринарное подразделение. В приложении 1 имеется схема системы управления организации.
Так как изучаемое предприятие является коммерческим, то управление в большей степени занимается обеспечением предприятий-партнеров готовой продукцией собственного производства, для последующего обеспечения продовольственной безопасности страны. Основными партнерами КСУП «Урицкое» являются такие предприятия, как ОАО «Милкавита», ОАО «Гомельский мясокомбинат», ОАО «Гомельский жировой комбинат», ОАО «Гомельхлебопродукт». На долю этих предприятий выпадает большая часть реализованной предприятием продукции.
Контроль за персоналом совершают другие звенья организации. Степень самостоятельности среднего и низшего звена достаточна. Все знают свои обязанности, поэтому самостоятельно их реализовывают. В соответствии со структурой управления верхний уровень управления представлен руководителю. Права и обязанности руководителя определяются Уставом. К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью предприятия. Руководителю непосредственно подчиняются главный бухгалтер, главный экономист, ведущий юрисконсульт, главный ветврач, главный зоотехник, главный агроном и главный инженер.
Я считаю, что предвидеть обстоятельства, заставляющие эту организацию снижать уровень эффективности деятельности невозможно. Можно лишь быть готовым к тем или иным изменениям на рынке, в экономике, в социальной сфере и др. Невозможно предвидеть, например, природные катаклизмы, экономический кризис, поломку машин и оборудования, болезнь работника, падеж скота и др.
3. Совершенствование структуры управления организацией
3.1. Предложения по совершенствованию действующей структуры управления
Человек делает основание организации, ее сущности и ее главного благосостояния. Люди ведут себя по-другому, у них есть различные способности, различное отношение к бизнесу, к организации, к пошлинам, у людей есть различная потребность, их побуждения к деятельности могут значительно отличаться. Наконец, люди по-другому чувствуют действительность людей, окружающих их и их в этой среде. Все это говорит что управление человеком в исключительно трудной организации, но в то же время деловой, исключительно ответственной и важной для судьбы организации.
Главная составная часть трудовой деятельности руководителя – это организаторская работа. И важнейшая ее особенность состоит в том, что руководитель организует работу людей; взаимосвязывает работу человека и техники; организует людей на совместный, коллективный труд. Поскольку руководитель организует труд подчиненных, то и планирует работу коллектива. Важнейшими его обязанностями являются налаживание совместной деятельности, передача и распространение передового опыта, создание благоприятных условий для развития и реализации способностей каждого работника, формирование ответственного и рачительного отношения к ресурсам, обеспечение благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе. Методы управления руководителя должны быть ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п.
В отношениях между руководителем и подчиненным справедливость профессионального развития всех участников коллектива имеет большую роль. Кроме того, работники должны знать о перспективах в этом коллективе, иначе это говорит о плохом отчете по работе с персоналом.
Несмотря на то, что на предприятиях подобные роли отведены руководителям, каждый из них играет эту роль собственным способом стиля управления, выбранного им.
Факторы в экономической среде должны постоянно оцениваться, так как государство экономики влияет на цели фирмы и способы их успеха. Это уровни инфляции, международный платежный баланс, коэффициенты занятости населения, темп финансирования бизнеса, и т.д. Каждый из них может представить или угрозу или новую возможность для предприятия. Так, колебания уровня доллара относительно валют других стран могут стать причиной нахождения или потерь больших денежных сумм.
Политическая стабильность в обществе очень важна для бизнеса. Уровень поступления инвестиций и другого вида ресурсов в определенную область зависит от него. Отношение административных органов к бизнесу выражено в учреждении различных привилегий или обязанностей, которые или разрабатывают бизнес в регионе или вытесняют сотню, создавая неравные условия для различных организаций. Также методы лоббирования интересов определенных промышленных синдикатов в правительственных учреждений используются, которые также оказывают влияние на весь бизнес в целом.
При организации деятельности необходимо знать, что культурная среда, в которой это происходит, не учитывается. Речь идет о жизненно важных ценностях и традициях, преобладающих в обществе. Стандарт поведения базируется на этом условии. Принципиальное различие американских и японских стандартов известно. В первом случае стандарт выражен в «индивидуалистическом» подходе к организации, и во втором - в «семейном» подходе. Отсюда стандарт поведения в одном случае - стремление к профессиональному развитию с регулярным изменением мест работы (в США, считается, что человек должен изменить работу времен за несколько лет), в другом – работы человека в организации всю жизнь, рассматривая руководителя относительно отца, которого необходимо послушать.
Научно-технический прогресс определяет возможность увеличить экономическую эффективность производства, и, поэтому, эффективность способов удовлетворения потребителей. Чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собрать, сохранить и распределить большие объемы информации об инновациях, возникающих в среде деятельности. Недавно были абсолютно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютер и лазерное оборудование, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии, и т.д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция остается.
Существующая организационная и административная структура КСУП «Урицкое» линейная.