Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Общая характеристика инвалидности в системе социального обеспечения)).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика инвалидности в системе социального обеспечения
1.1 Понятие инвалидности и порядок ее признания
1.2 Инвалидность как основание для назначения пенсии
1. Социальные пенсии по инвалидности
2. Страховая (Трудовая) пенсия по инвалидности
3. Государственная пенсия по инвалидности
1.3 Особенности исчисления и финансирования трудовых пенсий по инвалидности
Глава 2 Анализ пенсионного обеспечения по инвалидности в рамках УПФР в Сосновском районе
2.1 Анализ динамики и структуры пенсионных поступлений по инвалидности за 2016-2018 гг.
На конец первого квартала 2018 г. в Сосновском районе было 14 472 пенсионеров по инвалидности, сумма выплат пенсий составила 97 827 318 руб.. В том числе: трудовые пенсии по инвалидности получали 12 528 человек, сумма выплат пенсий составила 88 053 182,1 руб., пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению получила – 437 человек, сумма выплат пенсий составила 9 774 135,9 руб., пенсии по инвалидности военнослужащих и членов их семей получили 19 человек, сумма выплат пенсий составила 127 387,8 руб.
В 2016 г. количество пенсионеров по инвалидности увеличилось на 14 человек по отношению к 2015 году или на 0,1%, а уже в 2017 году количество пенсионеров по инвалидности увеличилось на 566 человек или на 104,1% к уровню 2016 года.
В 2016 г. количество работающих пенсионеров по инвалидности увеличилось на 288 человек по отношению к 2015 году или на 109,4%, а уже в 2017 году количество работающих пенсионеров по инвалидности увеличилось на 497 человек или на 114,8% к уровню 2016 года.
Данные обстоятельства свидетельствуют об старении населения в рассматриваемом регионе.
Таблица 2
Сумма начисленной пенсии по инвалидности в Сосновском районе, руб.
Показатели |
на 01.01.2017 |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
Абсолютное отклонение, чел. |
Относительное отклонение, % |
||
2017 от 2016 |
2018 от 2017 |
2017 от 2016 |
2018 от 2016 |
||||
Сумма, назначенной пенсии по инвалидности, руб. |
45 295 498,3 |
56 017 771,3 |
90611 800,30 |
10 722 273,0 |
34 594 029,0 |
123,7 |
161,8 |
в том числе: |
|||||||
Базовой части |
20 308 495,9 |
23 598 694,6 |
35 223 557,4 |
3 290 198,7 |
11 624 862,8 |
116,2 |
149,3 |
Страховой части |
19 430 770,0 |
25 835 195,5 |
0 |
6 404 425,5 |
-25 835 195,5 |
133,0 |
0,0 |
По гос. пенсионному обеспечению |
5 556 232,4 |
6 583 881,2 |
0 |
1 027 648,8 |
-6 583 881,2 |
118,5 |
0,0 |
трудовой пенсии по инвалидности без учета ФБР, валоризации и накопительной части |
0 |
0 |
34 758 166,1 |
0 |
34 758 166,1 |
0 |
0 |
суммы валоризации |
0 |
0 |
11 223 821,6 |
0 |
11 223 821,6 |
0 |
0 |
На основании данных таблицы 2 видно, что в 2017 году сумма, назначенной пенсии по инвалидности увеличилась на 10 722 273, руб. или на 123,7% по отношению к уровню 2016 года, а в 2018 году сумма, назначенной пенсии по инвалидности увеличилась на 34 594 029,0 руб. или на 161,8% по отношению к уровню 2017 года.
Таблица 3
Динамика суммы начисленной пенсии по инвалидности в Сосновском районе, руб.
на 01.01.2017 |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
|
Сумма, назначенной пенсии по инвалидности, руб. |
45 295 498 |
56 017 771 |
90 611 800 |
Темп роста, % |
100 |
124 |
161,8 |
В 2016-2017 годах сумма пенсий складывалась из одинаковых систем, таких как:
- базовая часть;
- страховая часть;
- по государственному пенсионному обеспечению.
В начале 2019 г. пенсии по инвалидности состояли из следующих частей:
- базовая часть;
- трудовой пенсии по инвалидности без учета ФБР, валоризации и накопительной части;
- валоризации.
Размер трудовой пенсии по инвалидности рассчитывается по следующей формуле
ТППИ= ПК/(Т х К) + Б, (1)
где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая пенсия по инвалидности;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии с 2013 года для расчетов берется 228 месяцев;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
На базовый размер трудовой пенсии влияет:
группа инвалидности
количество иждивенцев.
Продолжается деятельность правительства Российской Федерации по увеличению размера пенсии по инвалидности.
Таблица 4
Динамика суммы, начисленной средней в Сосновском районе, руб.
на 01.01.2017 |
на 01.01.2018 |
на 01.01.2019 |
|
Средняя сумма, назначенной пенсии по инвалидности, руб. |
4 309 |
5 088 |
7 351 |
Темп роста, % |
100 |
124 |
155,3 |
В 2017 году сумма, назначенной средней пенсии по инвалидности увеличилась на 779,2 руб. или на 123,5% по отношению к уровню 2016 года, а в 2018 году сумма, назначенной пенсии по инвалидности увеличилась на 2 262,4 руб. или на 155,3% по отношению к уровню 2017 года.
2.3 Направления оптимизации пенсионного обеспечения по инвалидности
В Челябинской области, как и в целом в Российской Федерации, последовательно проводится работа по социальной поддержке инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни, создание для них условий для реабилитации и интеграции в современное общество.
По данным органов социальной защиты Челябинской области и отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Челябинской области, численность инвалидов по состоянию на 1 июля 2013 года составила 241385 человек.
В настоящее время в Челябинской области наблюдается стабилизация роста инвалидизации граждан на уровне 6,8 процентов от общей численности населения, наметилось сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, а также уровня инвалидности в трудоспособном возрасте, численность детей-инвалидов в последние годы находится приблизительно на одном уровне.
Осталась нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
В целях совершенствования пенсионного обеспечения по инвалидности в рамках УПФР в Сосновском районе Челябинской области предлагается:
Мероприятие №1. Ежеквартальный мониторинг состояния инвалидности в г.Челябинске.
Диагностика должна предусматривать глубокий всесторонний анализ:
– общего социально-экономического и правового состояния социальной защищенности инвалидов, организации и методического обеспечения социальной защиты инвалидов;
– стратификационный анализ групп инвалидов с учетом местных показателей минимального потребительского бюджета и выявление инвалидов, нуждающихся в социальной защите;
– динамики имущественного статуса различных групп семей с инвалидами, их жилищного и социально- бытового обеспечения и перспективных мер социальной защиты;
– состояния и перспектив развития социально-культурного обслуживания и обеспечения малообеспеченных семей с инвалидами (здравоохранение, образование, культурно-досуговая сфера);
– состояния и перспектив развития социально-защитной инфраструктуры в разных районах города;
– развития и совершенствования управленческих структур, научно- информационного и кадрового обеспечения системы социальной защиты муниципального образования;
– состояния и перспектив развития ресурсного обеспечения социальной защиты инвалидов, источников и механизмов финансирования дополнительной помощи малообеспеченным семьям с инвалидами, ассигнования на социальные программы.
Данный анализ позволит диагностировать социально-экономическую ситуацию в муниципалитете, обозначить приоритетные направления в деятельности органов управления, придать социальной защите инвалидов научный и системный характер и представить ее как систему, включающую:
1. определенный порядок взаимодействия органов и учреждений, межведомственную взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленных на социальную защиту инвалидов;
2. определенную структуру организационной деятельности, подчиненную общим целям, задачам и функциям;
3. единое, целенаправленное финансово-экономическое и материально- техническое обеспечение;
4. сформированную нормативно-правовую законодательную базу;
5. многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение.
Вышесказанное предполагает организацию и проведение мониторинга с целью изучения социально-экономического, морально-психологического положения инвалидов в городе и, базируясь на его выводах, разработку с учётом данных о следующих приоритетных группах и категориях инвалидов:
– имеющих отклонения в физическом и психическом развитии;
– оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию.
Для проведения мониторинга, по нашему мнению, необходимо составить социальный паспорт семьи. Паспортизацией должны быть охвачены все семьи муниципалитета.
Мероприятие №2. Разработка проекта по совершенствованию прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования г.Челябинска.
Упорядочение прогнозно-аналитических исследований по выявлению и разрешению разнообразных задач социально-экономического развития г. Челябинска будет способствовать сокращению затрат, а, следовательно, и повышению эффективности территориального управления. Применение алгоритма позволит укрепить научные предпосылки принимаемых решений в г.Челябинске.
1-й этап. Актуализация и подготовка к составлению прогноза
Исходной точкой проведения сложного комплекса работ по прогнозированию социально-экономического развития является определение потребности, "запроса" соответствующей прогнозной информации, которая используется в последующем при подготовке управленческих решений на уровне региона.
В настоящее время в г.Челябинске разрабатываются краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития. Долгосрочные прогнозы как самостоятельные регулирующие документы не составляются. Попытки подмены прогнозов подготовкой программ и стратегий нельзя признать удачными и эффективными. Поэтому актуализация разработки и реализации, прежде всего, долгосрочных прогнозов представляется нам насущной задачей. Только в единстве кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов можно разработать и реализовать эффективные управленческие решения и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие в долгосрочном периоде.
Мероприятие №3. Предлагается к внедрению система «АИС-Регион» и ее адаптированная к городским условиям система «АИС-Город» (компания «Волгоинформсеть», В.А.Цыбатов).
Использует в качестве информационного ресурса стандартную социально-экономическую статистику субъекта Федерации из чего следует, что система оперирует макропоказателями.
«АИС Город» при работе над проектом создает единую команду, в которую входят разработчики ПО, инженеры и менеджеры компании, специалисты ведущих мировых фирм-производителей и представители заказчика. Все это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные возможности и потребности заказчика, оптимизировать сроки выполнения проекта, добиваться оптимальных результатов работы.
"АИС Город" в рамках реализуемых проектов осуществляет полный комплекс работ и услуг по созданию инфокоммуникационной инфраструктуры, включая:
разработку и проектирование инфокоммуникационных систем с использованием испытанных оригинальных методик и с учетом оценки экономической эффективности внедрения различных технологий и оборудования;
моделирование, оптимизацию и тестирование решений на базе собственной интеграционной лаборатории, которая сегодня является одной из крупнейших в России;
подготовку персонала заказчика и проведение презентаций технологических решений;
сервисное обслуживание, предполагающее удобные для заказчика варианты сервиса с различными сроками обслуживания и реагирования, организацию технической профилактики и мониторинга.