Файл: Понятие пенсии по инвалидности (Общая характеристика инвалидности в системе социального обеспечения)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Инвалидность как основание для назначения пенсии

Законодательством Российской Федерации закреплено три разновидности пенсии по инвалидности в зависимости от наличия трудового (страхового) стажа и ряда других факторов. Граждане, которые признаны в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсии по инвалидности В РФ действует несколько категорий лиц, которым назначается разная пенсия по инвалидности:

1. Социальные пенсии по инвалидности

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается в соответствии с законом № 166-ФЗ, принятым 15 декабря 2001 – о государственных пенсиях. Согласно 4-й статье данного правового акта, получателями госпенсий, среди прочих граждан (военнослужащих, чиновников, космонавтов и т.д.), являются нетрудоспособные лица. Понятие социальной пенсии подразумевает особую пенсионную разновидность, когда гражданин не приобрел право получать трудовую пенсию по старости. Она назначается категориям граждан, получившим инвалидность 1, 2, 3 группы. В эту группу включены дети-инвалиды и инвалиды детства.

«Инвалид с детства» – это причина инвалидности устанавливается гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.

В отличие от страховой пенсии, социальная пенсия имеет фиксированную величину. То есть, ее размер не привязан ни к возрасту, ни к характеру заболевания, ни к стажу, ни к иным «регалиям» человека. Государство устанавливает социальную пенсию инвалидам, учитывая лишь два параметра:

какая у получателя выплаты группа инвалидности – I, II или III;

является он инвалидом с детства или по общему заболеванию.

Для граждан, относящихся к определенной категории инвалидов, размер социальной пенсии одинаков (ст. 18 закона № 166-ФЗ). Например, для всех инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности 2 группы в 2019 году в настоящий момент составляет 10 360,52 руб. Здесь и далее речь идет о социальных пенсиях из федерального бюджета. На региональном уровне для инвалидов могут быть предусмотрены и другие денежные выплаты – в зависимости от группы инвалидности и прочих обстоятельств.

Если инвалид, получающий социальную пенсию, проживает в местности с тяжелыми климатическими условиями, то указанные в таблице значения увеличиваются на применяемый в регионе районный коэффициент.


2. Страховая (Трудовая) пенсия по инвалидности

Страховая пенсия по инвалидности назначается и выплачивается гражданину, признанному инвалидом I, II, III группы и имеющему хотя бы один день страхового стажа.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Наступление инвалидности вследствие совершения гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью, установленных в судебном порядке, не является основанием для отказа в назначении страховой пенсии

Отдельным категориям инвалидов предоставлено право на одновременное получение двух пенсий: им могут быть установлены государственная пенсия по инвалидности и страховая пенсия по старости. Право на получение двух пенсий имеют:

граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы;

участники Великой Отечественной войны, указанные в подпунктах «а» – «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»;

граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Кроме того, две пенсии могут быть установлены родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, вдовам военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву, а также нетрудоспособным членам семей отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

3. Государственная пенсия по инвалидности

Если у человека имеется общий трудовой стаж, который предусмотрен законами РФ, но по определенным причинам документально зафиксирована инвалидность. Назначение такой пенсии не будет зависеть от размера стажа гражданина.

Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют:

военнослужащие;

граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

участники Великой Отечественной войны;

граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

космонавты.

Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет.


Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ред. 19.12.2016 [24, c.70]. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном "порядке", утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным "законом" от 28.12.2013 N 400-ФЗ Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

В соответствии с ФЗ №400, вступившим в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы [24, c.74].

Основанием для назначения пенсии по инвалидности является признание лица инвалидом и установление ему одной из трех групп инвалидности.

Согласно ст. 28 Конвенции ООН о правах инвалидов инвалиды имеют право на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. В целях реализации данных положений на национальном уровне необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства, основными направлениями которого, на наш взгляд, должны стать повышение размеров пенсий и оптимизация установления правового статуса инвалида в целом [24, c.70].

В настоящее время существует три группы инвалидности. Представляется целесообразным объединить I и II группы. Необходимость введения двух вместо трех групп инвалидности связана с тем, что в российском законодательстве не всегда проводится полноценная дифференциация мер социальной поддержки по трем группам инвалидности. Например, очень часто льготы предоставляются одновременно инвалидам I и II группы. В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»5 установлен одинаковый размер пенсии по инвалидности для инвалидов I и II группы. Аналогичные нормы, касающиеся размеров пенсии, предусмотрены в проекте нового Пенсионного кодекса для страховой пенсии по инвалидности6. Существуют также различия в целях реабилитации инвалидов различных групп. Как указывает И.Н. Ясырева, реабилитация инвалидов I и II группы должна быть направлена на их интеграцию в общество, поскольку, учитывая тяжесть инвалидности, сущность реабилитации в данном случае состоит не столько в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении социального функционирования. Целью же реабилитации инвалидов III группы должно стать снятие инвалидности. Указанные цели реабилитации предопределяют и объем мер социальной защиты инвалидов. Для инвалидов I и II группы они не будут кардинально отличаться. Поэтому логичнее ввести две группы инвалидности. Первая группа (тяжелая инвалидность) заменяет I и II группу. Вторая группа (легкая инвалидность) вводится вместо III группы [30, c.175].


Для приобретения права на трудовую пенсию инвалиду достаточно подтвердить сам факт наличия страхового стажа, продолжительность которого может быть минимальной - один день [30, c.176].

В случаях, если причиной инвалидности является трудовое увечье, профессиональное заболевание, пенсия по инвалидности назначается независимо от продолжительности трудового стажа. Указанные причины инвалидности устанавливаются в тех случаях, когда утрата профессиональной нетрудоспособности наступила, как правило, в момент выполнения лицом социально значимой деятельности (работы, учебы).

Если же инвалидность присвоена по причине общего заболевания, порядок назначения пенсии требует наличие трудового стажа. Однако, законодатель установил определенное исключение из этого правила для лиц, инвалидность которых наступила в молодом возрасте.

Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания назначается независимо от общего трудового стажа.

В страховой стаж включаются не только время работы, но и периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности.

Для включения в страховой стаж периодов, не сопровождавшихся уплатой взносов, требуется соблюдение специального правила: им должны предшествовать и (или) за ними должны следовать периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 10 данного Закона. Следовательно, период временной нетрудоспособности работника в приведенном примере не может быть засчитан в страховой стаж, так как прежде гражданин не работал. При полном отсутствии у и.н.в.а.л.и.д.а стажа ему должна назначаться социальная пенсия. Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по всем видам обязательного социального страхования у застрахованного лица возникают с момента заключения трудового договора [30, c.177].

Из всех предусмотренных современным законодательством видов обязательного социального страхования право на получение страхового обеспечения связано с наличием стажа только в пенсионном страховании и страховании на случай временной нетрудоспособности. В системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов страхового обеспечения, но в данном случае оно предоставляется независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа.


Непрерывный трудовой стаж, которым обусловлен размер пособий по временной нетрудоспособности, исчисляется иначе, чем страховой. В частности, условия включения в него периодов работы и периодов получения пособий по социальному страхованию одинаковы, так как время получения пособия из периода работы по трудовому договору специально не выделяется. При этом пособие выдается, если право на него наступило в период работы. Поэтому, возвращаясь к рассматриваемому примеру, заметим, что пособие по временной нетрудоспособности будет в подобной ситуации выплачено гражданину.

Момент заключения трудового договора и момент возникновения правоотношений по социальному страхованию совпадают. Однако нормы современного трудового законодательства позволяют разграничить эти моменты. Согласно ч. 1 ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или трудовым договором. Продолжительность периода времени, разделяющего подписание договора и вступление его в силу, не ограничена и может быть как незначительной (один или два дня), так и весьма существенной (несколько месяцев). В соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании в течение этого времени следует считать гражданина застрахованным лицом, но с теоретической точки зрения это не вполне обоснованно [30, c.178].

Прежде всего, необходимо помнить, что главной целью системы социального страхования является компенсация последствий ухудшения материального положения у лиц, имеющих трудовой доход. До вступления трудового договора в силу гражданин, не исполняя своих обязанностей, не получает заработной платы и поэтому не подвержен страховому риску.

До вступления в силу трудового договора нельзя осуществлять права и обязанности застрахованного лица, установленные Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" и законами об отдельных видах страхования. Наиболее ярко это проявляется по отношению к основным правам, например, праву на получение страхового обеспечения. Гражданин, заключивший трудовой договор, в период до вступления его в силу может заболеть, стать инвалидом или умереть. Однако даже признание этих обстоятельств страховыми случаями (хотя в системе страхования профессиональных рисков, например, это невозможно) не позволит застрахованному лицу и членам его семьи реализовать право на получение страхового обеспечения. В различных видах социального страхования это обусловлено разными факторами: отсутствием страхового стажа или тем, что гражданин не приступил к работе. Застрахованное лицо в этот период в принципе может реализовать некоторые права, предоставленные ему социально-страховым законодательством, но в большинстве случаев - нет.