Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 975
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников
1.1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
1.2 Специфика развития мотивации обучения в младшем школьном возрасте
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников
2.1 Выявление уровней мотивации к обучению у младших школьников
2.2 Реализация комплекса заданий по развитию мотивации к учению на уроках окружающего мира
2.3 Динамика развития мотивации к учению у младших школьников
Это говорит о том, что интерес к содержанию учения у учащихся экспериментальной группы повысился. В экспериментальной группе уменьшилось количество детей с низким уровнем с 46% до 31%, на среднем – с 50% повысилось до 62%, на высоком – 7% учащихся. В контрольной группе изменений практически не наблюдалось: с 43% до 37% на низком уровне, с 55% до 59% на среднем, с 2% до 4% на высоком уровне.
И для выявления динамики эмоционального показателя мотивации была проведена проективная диагностика мотивации учения. Результаты этой диагностики в экспериментальной группе намного улучшилось: на низком уровне стало 13% учащихся, на среднем – 32% и на высоком – 55% учеников.
Рисунки детей стали красочнее, в категории «про самое интересное» стало больше сюжетов, относящихся к школьной тематике. Дети изображали интересные моменты из уроков окружающего мира и в беседе эмоционально рассказывали именно об этих уроках. В контрольной группе результаты тоже немного улучшились: детей с низким уровнем стало меньше - 31%, средний уровень остался без изменений, и высокий улучшился до 17%.
Сравнение результатов уровня развития мотивации к учению в обеих группах до проведения формирующего эксперимента и после проведения позволяют сделать следующие выводы. В контрольной группе, где не проводилось специальных уроков, не произошло значительных изменений в уровне развития мотивации к учению: количество учащихся с низким уровнем изменилось с 22% до 20% учащихся, количество учащихся со средним уровнем с 59% учащихся до 58% учащихся, количество учащихся с высоким уровнем изменилось с 19% до 22%.
В экспериментальной группе (где наряду с обычными уроками, проводились уроки с применением нетрадиционных форм) произошли более существенные изменения в уровне развития мотивации. Низкий уровень развития мотивации к учению с 37% учащихся уменьшился до 9% учащихся, средний уровень не претерпел серьезных изменений – увеличился с 46% учащихся до 59% учащихся, в то же время высокий уровень развития мотивации к учению вырос с 17% учащихся до 32% учащихся.
На рис. 3 представлены сравнительные результаты исследования уровня развития мотивации к учению в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования.
% 37 9 % 46 % % 59 17 % 32 % % 0 % 5 % 10 % 15 % 20 25 % 30 % % 35 40 % 45 % 50 % % 55 60 % % 65 констатирующий контрольный |
|
Рис. 3. Результаты исследования уровня развития мотивации к учению в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах исследования в сравнении
Сравнение результатов уровня развития мотивации к учению учащихся в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе исследования можно увидеть на рис. 4. Можно заметить, что произошли изменения в пользу экспериментальной группы, в отличие от констатирующего этапа, где было наоборот.
9 % 20 % % 59 58 % 32 % 22 % % 0 % 5 % 10 % 15 % 20 25 % 30 % % 35 40 % 45 % 50 % % 55 60 % % 65 ЭГ КГ |
|
Рис. 4. Результаты развития мотивации к учению у младших школьников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе
Кроме того, можно отметить некоторые психологические особенности у учащихся экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Дети стали более собраны, сосредоточены при выполнении задания, проявляли инициативу. Так же отметилось, что применение игровых, интерактивных технологий способствовали включенности в занятия даже самых «ленивых» учеников.
Итак, результаты исследования убеждают в значимости использования на уроках окружающего мира нетрадиционных форм проведения и различных технологий как средства развития мотивации обучения у младших школьников. Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанные уроки для развития мотивации к обучению у младших школьников являются эффективными.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.
На контрольном этапе исследования результаты проведенных диагностических методик доказали эффективность разработанного нами комплекса заданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от наличия познавательного интереса, позитивного отношения к учебе, педагогу – всё это требует достаточного уровня учебной мотивации.
Как правило, учебная деятельность побуждается не одним каким-либо мотивом, а системой разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В связи с этим, к числу важнейших задач работы с младшими школьниками относится развитие мотивации к учению.
Это необходимо как для успешного усвоения материала в начальной школе, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в среднем звене школы, где более важными становятся учебно-познавательные мотивы. Причем задача педагога формировать мотивацию к учению от ориентации на овладение новыми знаниями, через ориентацию на усвоение способов добывания необходимых знаний к ориентации на самостоятельность в способах добывания знаний.
Многие учителя, психологи и педагоги указывают на то, что мотивационная сфера имеет свои особенности, а именно: 1 – мотивация является важным и специфичным компонентом учебной деятельности; 2 – через развитие мотивации педагогические цели значительно быстрее превращаются в психические цели самих обучающихся; 3 – через мотивацию у учащихся формируется определенное отношение к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для развития личности; 4 – улучшить качественные показатели познавательных процессов можно через формирование положительной мотивации к учению.
Результаты проведенного нами констатирующего этапа подтвердили те особенности, которые были выявлены при анализе литературы и еще раз указали на то, что необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию учебной мотивации.
Мы предположили, что включение в обычную систему работы по ознакомлению с окружающим миром современных образовательных технологий (интерактивных, игровых, информационных и др.); применение разнообразных форм проведения учебных занятий (урок-викторина, урокпутешествие, урок-интервью) позволит добиться значительного повышения уровня развития мотивации младших школьников к учебной деятельности.
Нами были разработаны уроки с использованием комплекса приемов и заданий, направленных на формирование мотивации к учению.
В ходе формирующего этапа было проведено 8 таких уроков.
Цель нашей работы: экспериментально проверить эффективность комплекса заданий по развитию мотивации к учению у младших школьников на уроках окружающего мира.
Контрольный этап показал, что предложенная нами система работы приводит к более высоким показателям развития мотивации.
Таким образом, мы убедились, что уровень развития мотивации младших школьников повышается, если будет реализована специальная работа, включающая систему заданий, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельности, повышения самооценки, уровня успешности.
Итак, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель достигнута. Так как эффективность нашего комплекса заданий экспериментально проверена, доказана и получены положительные результаты, он может использоваться в школах учителями начальных классов с целью повышения уровня мотивации к обучению младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2014. -192 с.
- Бланк Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. - Харьков: Основа. - 2014. - № 16/18. - С. 2-9.
- Вергелес Г.И. Особенности мотивации учения современных младших школьников / Г.И. Вергелес, Т.С. Докшанина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2016. – Т. 7, № 2. – С. 3-9.
- Газизова Т.В. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / Т.В. Газизова, Т.А. Колесникова, А.А. Федченко и др. // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. - № 56-10. – С. 52-58.
- Кириленко, В. Нарушение мотивации обучения как первопричина негативного поведения [Текст] / В. Кириленко // Психолог. - 2015. -№18, С. 7-8.
6. Крыжановская Н.В. Исследование учебной мотивации у младших школьников / Н.В. Крыжановская, Л.А. Млкеян // Концепт. – 2016. – Т. 7. – С. 121–125.
7. Крылова Д.А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 437-439.
8. Кучерявенко В.И. Формирование учебной мотивации младших школьников / В.И. Кучерявенко, А.А. Пищалина // Вестн. Приднестровского ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. – 2018. – Т.1, № 1. – С. 58-63.
9. Макарычева И.А. Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте // Вестн. физической культуры и спорта. – 2017. – № 2. – С. 192-199.
10. Максимова Л.А. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Л.А. Максимова, М.И. Андросова // Концепт. – 2017. – № 26. – C. 1-5.
11. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников / В. А. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
12. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
13. Милина И.Г. Особенности учебной мотивации младших школьников // Изв. ин-та педагогики и психологии образования. – 2018. - № 1. – С. 39-42.
- Самосадова Е.В. Технологии формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста / Е.В. Самосадова, М.В. Пономарева // Актуальные проблемы и перспективы развития соврем. психологии. – 2016. – № 1. – С. 301-306.
- Сарсекеева Ж.Е. К вопросу о формировании положительной мотивации младших школьников к учебной деятельности / Ж.Е. Сарсекеева, Е.А. Шипилова // Проблемы науч. мысли. – 2016. – Т. 12, № 4. – С. 90-92.
16. Терентьева Д.А. Формирование учебной мотивации у учащихся начальной школы / Д.А. Терентьева, Л.Н. Азарова // Изв. ин-та педагогики и психологии образования. – 2017. – № 1. – С. 91-96.
17. Шевырева Т. П. Формирование положительной мотивации учащихся в начальной школе formation of a positive motivation of pupils in the primary school // Творческое наследие А.С Посникова и современность. – 2015. - № 8. - С. 177-181.
18. Семченко В. А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль «Направленность» [Текст] / В. А. Семченко. - М.: Миллениум, 2014. - 521 с.
19. Скуратовский Л. Мотив как движущая сила познавательной деятельности учащихся в процессе изучения языка / Л. Скуратовский // Дивослово. -2015. -№2. - С. 2-4.
20. Тулупова Т. Школьная мотивация как компонент психологической комфортности / Т. Талупова // Психолог. -2016. № 15. -С. 5-8.
19. Школьник Г. И. К проблеме формирования потребности в знаниях в учащихся / Г. И. Школьник // Воспитание у учащихся познавательной активности. - Волгоград, 2014. - С. 3-11.
20. Эльконин Д. Б. Психология развития (дата обращения: 20.10.2018) Д. Б. Эльконин: Учеб. Пособие для студ. высшей. учеб. заведений. М., 2011.
21. Яновицкая, А. В. Как учить и учиться на уроке / А. В. Яновицкакая. Санкт-Петербург, 2016. -124 с.
22. Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] URL: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 20.10.2018)