Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 950

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— объектом усвоения должны быть теоретические понятия;

— процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед учащимися раскрывались условия происхождения понятий;

— результатом усвоения должно быть формирование специальной учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру и состоит из таких компонентов как учебная ситуация, учебная задача, учебные действия, действия контроля и оценки.

Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации и познавательных интересов учащихся.

Интерес к любому учебному предмету зависит от возможности ученика выделить в своем сознании специфическое содержание данного учебного предмета. Учащиеся первого класса этой специфики не видят. Например, интерес большинства к математике мотивирован тем, чтобы хорошо знать деление и умножение, быстро считать и решать задачи. В таком интересе нет ничего специфического. Учащихся здесь привлекает то же, что и в других учебных предметах: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым разнообразным содержанием учебного материала. И только в IV классе ребенок начинает понимать и переживать специфические особенности учебного предмета. Та же математика становится интересна детям своей точностью, строгой последовательностью действий[14].

Нужно разделять понятия «интерес» и «занимательность». Занимательность связана с внешней привлекательностью предмета. Эмоциональности на уроках должно быть в меру, так как все яркие наглядные пособия, неожиданные опыты, интересные детали отвлекают от узнавания нового, то есть, нет познавательного интереса в собственном смысле этого слова.

В то же время занимательность необходима на самых первых этапах воспитания интереса, поскольку она «способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремление углубиться в сущность познаваемого»[15].

Очень важно отличать интерес к познанию от интереса к какой-либо деятельности, к каким-либо занятиям. Например, ребенок любит читать, рисовать - это доставляет ему удовольствие. Он проявляет к этому эмоциональное отношение. Значит, говорить об истинном познавательном процессе здесь нельзя. Любовь к какой-либо деятельности является предпосылкой интереса, но это не сам познавательный процесс.

В первые два года обучения у детей, как правило, сохраняется позитивное отношение к учению. Затем многих учащихся начинают тяготить школьные обязанности. Это проявляется в том, что у детей уменьшается старательность, снижается внимание, авторитет педагога падает, то есть позиция школьника утрачивает для ребенка свою привлекательность, следовательно, и интерес к учебной деятельности понижается.


Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

  1. содержание учебного материала;
  2. организация учебной деятельности;
  3. коллективные формы учебной деятельности;
  4. оценка учебной деятельности;
  5. стиль педагогической деятельности учителя.

Наметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации: первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам образцов, идеалов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит сравнение своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Второй путь — «снизу вверх». Он состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и таким образом приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы[16].

Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей учителя и класса.

Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело. При этом важно правильно организовать работу групп. С этой целью полезно выполнять ряд действий:

  1. Определить участников групп, обязанности и права каждого члена.
  2. Объяснить, зачем и почему они будут что-то делать все вместе и в отдельности.
  3. Поставить конкретные цели, которые должны быть всем понятны и всеми приняты.
  4. Выявить предмет деятельности.
  5. Продумать способ решения задачи: репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский методы работы.
  6. Определить правила совместной работы и меры воздействия за их нарушение.

Такой способ организации учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и способствует формированию учебно-познавательные мотивы, которые оказывают большое влияние на формирование мотивации учения в целом.

Показатели мотивации учения:

1) виды личностно значимой деятельности школьника - определение того, какие виды деятельности являются для него личностно значимыми; а самое главное, является ли учение для ученика значимой деятельностью. Поскольку если ведущая в данном возрасте деятельность - учение - становиться для ученика личностно значимой, это свидетельствует о том, что она является у ученика «самомотивированной», т. е. для её осуществления не требуется внешнего побуждения. Реализация значимой деятельности и побуждающих её мотивов сопровождается положительными как собственно эмоциями, так и производными эмоциями.


  1. Личностно значимые для школьника субъекты - кто из окружающих людей является для него личностно значимым, оказывающим прямое влияние на мотивацию учения школьника. Здесь необходимо установить отношение ученика, прежде всего к учителю, который осуществляет процесс обучения, кроме того - к родителям и товарищам; выявить то отношение школьника к учению, которое личностно значимые для школьника субъекты поддерживают и одобряют.
  2. Отношение к учению - это: а) знак отношения: положительное, отрицательное или нейтральное; б) соотношение социальных и познавательных мотивов учения школьника в иерархии.
  3. Отношение школьника к учебным предметам - определение «любимых» и «нелюбимых» предметов. Показатель отношения к определённым учебным предметам важен с точки зрения возможного дифференцированного отношения ученика к отдельным предметам. Так, ученик может положительно относиться к одним предметам и безразлично или отрицательно - к другим.

Эти показатели мотивации обучения не являются вполне независимыми друг от друга, но в каждом из них раскрывается определяющий аспект отношения школьника к обучению, важный с точки зрения задачи практической диагностики мотивации обучения каждого отдельного школьника.

Мы выяснили, что у младших школьников большое количество разных мотивов, которые не поддерживают в течение длительного времени его учебную работу и постепенно утрачивают свое значение. Соответственно для формирования у учащихся положительного отношения к процессу учения, педагогу необходимо выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.

Выводы по 1 разделу

Итак, развитие личности, начавшееся в период дошкольного детства в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включается в общественно значимую, учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Развитость мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Основной показатель характера мотивации учения - реальные поступки школьников в учебных и внеучебных ситуациях. Анализ возрастного развития в младшем школьном возрасте позволяет наметить определенную стратегию формирования мотивационной сферы.


Можно выделить такие особенности мотивации как:

- мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

- через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

- через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

- через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников

2.1 Выявление уровней мотивации к обучению у младших школьников

В соответствии с задачами и гипотезой исследования был разработан план педагогического эксперимента, который включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента является выявление исходного уровня мотивации к обучению в двух группах.

Формирующий эксперимент включает в себя работу по развитию мотивации к обучению на уроках окружающего мира в экспериментальной группе.

Целью контрольного эксперимента стало выявление динамики уровня развития мотивации к обучению в контрольной и экспериментальной группах.

Исследования проводились на базе БОУ г.Омска СОШ №23 в двух третьих классах: экспериментальной группе (3 «А» класс-21 человек) и контрольной группе (3 «Б» класс-20 человек).

Экспериментальный класс дружный, малоактивный и мало дисциплинирован. На уроках окружающего мира с ними трудно работать, так как мало кто вызывается ответить самостоятельно. Так же в классе есть четыре человека, которые усваивают учебный материал с трудностями. Но, если использовать на уроке творческие задания, интерактивные технологии, то можно заметить, что эти учащиеся преображаются, пытаются включиться в работу.

За основу диагностического исследования была взята структура показателей мотивации учения по А. К. Марковой[17]. Показатели мотивационной сферы:


  1. мотивационный;
  2. эмоциональный;
  3. познавательный.

На основе выделенных показателей, с целью дальнейшей аналитической обработки результатов исследований и получения количественных показателей, были выделены три уровня развития мотивации к обучению у младших школьников: низкий, средний, высокий.

Таблица 1

Характеристика уровней развития мотивации к обучению у младших школьников

Уровень

Характеристика

Высокий

Положительное отношение к школе, присутствие познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Легко усваивается учебный материал; полное овладение программой. Проявление таких качеств как прилежность, внимательность, самоконтроль, интерес к самосто-ятельной работе. Высокий уровень всех трех показателей мотивационной сферы.

Средний

Положительное отношение к школе; понимание учебного материала; усвоение основного в программе; самостоятельное решение типовых задач; внимательность при выполнении заданий, поручений, указаний, но требуется контроль со стороны учителя; сосредоточенность по интересу, готовность к урокам, выполнение поручений; дружелюбность. Средний уровень показателей мотивационной сферы.

Низкий

Отношение к школе отрицательное или безразличное, неохотное посещение школы. На уроках дети с низким уровнем мотивации часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие неполно усваивают учебный материал. Отсутствие в мотивационной сфере одного или более показателей.

На констатирующем этапе нами были проведены следующие диагностики для выявления уровня развития мотивации в обеих группах: изучение мотивации учения у младших школьников, диагностика мотивов учения «Лесенка побуждений» - мотивационный показатель; методика «Выбор любимых занятий на уроке» - познавательный показатель; проективная диагностика мотивации учения младших школьников - эмоциональный показатель.

Автором методики изучения мотивации учения у младших школьников является Матюхина М.В.[18] Эта методика представляет собой набор из шести вопросов, на которые каждый ученик отвечает индивидуально. Ответы на вопросы обрабатываются качественно или количественно, результаты представляются в баллах. За полный ответ ученик получает 3 балла, за ответ односложный или не совсем точный и полный -2 балла, 1 балл - за односложный ответ и 0 баллов за ответ, данный неправильно.