Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 976
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников
1.1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
1.2 Специфика развития мотивации обучения в младшем школьном возрасте
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников
2.1 Выявление уровней мотивации к обучению у младших школьников
2.2 Реализация комплекса заданий по развитию мотивации к учению на уроках окружающего мира
2.3 Динамика развития мотивации к учению у младших школьников
23. Рекомендации по работе с детьми с низкой школьной мотивацией. [Электронный ресурс] URL: http://www.smorgon-spc.narod.ru/Tips_for_cheachers 04.html (дата обращения: 20.10.2018)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Картотека диагностических методик для выявления уровня развития мотивации к обучению
Название методики |
Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников |
Вид методики |
беседа |
Автор методики |
Матюхина М. В. |
Цель методики |
Определить уровень осознанности круга мотивов, побуждающих детей учиться. |
Материал и оборудование |
Анкета с вопросами |
Технология реализации |
С каждым учащимся отдельно проводится беседа, включающая в себя 6 вопросов:
|
Интерпретация результатов |
Максимальное количество баллов за ответ – 3 балла. Минимально - -0 баллов. |
Преимущества |
Беседуя с каждым учеником, можно увидеть как он реагирует на вопросы, понять, правду ли он говорит. |
Ограничения |
Достаточно долгое время уходит, если испытуемых много. |
Название методики |
Лесенка побуждений |
Вид методики |
скрининг-тест |
Автор методики |
Божович А. И. и Маркова А. К |
Цель методики |
Определить сочетание мотивов к учению у младших школьников |
Материал и оборудование |
Карточки с утверждениями в форме ступенек |
Технология реализации |
Ученикам предъявляются карточки с суждениями, и предлагается выбрать карточку, с утверждением, которое отражает самое главное для ребенка, и |
положить её, ниже положить менее важное и так далее. Получается лестница. Карточки познавательного мотива:
Карточки социального мотива:
|
|
Интерпретация результатов |
Если на верхних четырех ступенях стоит 4 мотива одного типа, значит, такой мотив и преобладает. Гармоничное сочетание мотивов, когда на четырех верхних ступенях стоят 2 познавательных и 2 социальных мотива. |
Преимущества |
Достаточно простая в применении методика о соотношении познавательных и социальных мотивов. |
Ограничения |
Дети часто ставят одно утверждение, а потом меняют на другое, дабы сделать «правильно». Они не понимают, что здесь нет правильных и неправильных ответов. |
Название методики |
Выбор любимых занятий |
Вид методики |
анкета |
Автор методики |
Матюхина М. В. |
Цель методики |
Выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения. |
Материал и оборудование |
Бланки с вопросами |
Технология реализации |
Обследование проводится индивидуально. Каждый ученик получает бланк, на котором пишет Ф.И. О. и подчеркивает из 7 утверждений 4. То, что он больше всего любит. Утверждения:
|
|
|
Интерпретация результатов |
Каждый выбор оценивается от 1 до 3 баллов. Выбор занятий 1, 3, 6 – оцениваются по оному баллу; 2, 7 – по 2 балла; 4, 5 – по 3 балла каждый. |
Преимущества |
Исключает влияние детей друг на друга при выборе ответов. |
Ограничения |
Занимает большое количество времени |
Название методики |
Проективная диагностика |
Вид методики |
Рисуночная методика |
Автор методики |
Матюхина М. В. |
Цель методики |
Выявить отношение ребенка к учению |
Материал и оборудование |
Белые листы, карандаши, фломастеры, краски. |
Технология реализации |
Школьниками предлагается нарисовать 2 рисунка на темы: «Про самое интересное», «В школе». Оба рисунка даются на дом, чтобы исключить стереотипных изображений того, что ребенок видит перед глазами в данный момент. |
Интерпретация результатов |
2 вида характеристик: 1 – формальные, 2 – содержательные. Результаты по каждому ребенку записываются отдельно и сравниваются. |
Преимущества |
Наиболее понятная детям методика диагностирования. |
Ограничения |
Ограниченные диагностические возможности. Нужно использовать только с другими методическими диагностиками. |
-
- Газизова Т.В. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / Т.В. Газизова, Т.А. Колесникова, А.А. Федченко и др. // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. - № 56-10. – С. 52-58.
-
Макарычева И.А. Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте // Вестн. физической культуры и спорта. – 2017. – № 2. – С. 192-199. ↑
-
- Газизова Т.В. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / Т.В. Газизова, Т.А. Колесникова, А.А. Федченко и др. // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. - № 56-10. – С. 52-58.
-
Эльконин, Д. Б. Психология развития (дата обращения: 20.10.2018) Д. Б. Эльконин: Учеб. Пособие для студ. высшей. учеб. заведений. М., 2011. ↑
-
Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. М.В. Гамезо / Педагог. об-во России, 2001 – с.67
-
Милина И.Г. Особенности учебной мотивации младших школьников // Изв. ин-та педагогики и психологии образования. – 2018. - № 1. – С. 39-42. ↑
-
Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] URL: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 20.10.2018) ↑
-
Яновицкая, А. В. Как учить и учиться на уроке / А. В. Яновицкакая. Санкт-Петербург, 2016. -124 с. ↑
-
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2014. 192 с.
-
- Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников/ Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. - Харьков: Основа. - 2014. - № 16/18. - С. 2-9.
-
- Вергелес Г.И. Особенности мотивации учения современных младших школьников / Г.И. Вергелес, Т.С. Докшанина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2016. – Т. 7, № 2. – С. 3-9.
-
Крылова Д.А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 437-439. ↑
-
Кучерявенко В.И. Формирование учебной мотивации младших школьников / В.И. Кучерявенко, А.А. Пищалина // Вестн. Приднестровского ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. – 2018. – Т.1, № 1. – С. 58-63. ↑
-
Максимова Л.А. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Л.А. Максимова, М.И. Андросова // Концепт. – 2017. – № 26. – C. 1-5. ↑
-
Самосадова Е.В. Технологии формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста / Е.В. Самосадова, М.В. Пономарева // Актуальные проблемы и перспективы развития соврем. психологии. – 2016. – № 1. – С. 301-306. ↑
-
Школьник, Г. И. К проблеме формирования потребности в знаниях в учащихся / Г. И. Школьник // Воспитание у учащихся познавательной активности. - Волгоград, 2014. - С. 3-11. ↑
-
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
-
Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / В. А. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с. ↑