Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 949

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23. Рекомендации по работе с детьми с низкой школьной мотивацией. [Электронный ресурс] URL: http://www.smorgon-spc.narod.ru/Tips_for_cheachers 04.html (дата обращения: 20.10.2018)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека диагностических методик для выявления уровня развития мотивации к обучению

Название методики

Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников

Вид методики

беседа

Автор методики

Матюхина М. В.

Цель методики

Определить уровень осознанности круга мотивов, побуждающих детей учиться.

Материал и оборудование

Анкета с вопросами

Технология реализации

С каждым учащимся отдельно проводится беседа, включающая в себя 6 вопросов:

  1. С желанием ли ты ходишь в школу? Почему?
  2. Какие уроки тебе больше всего нравятся? Почему?
  3. Какие уроки нравятся? Почему?
  4. Зачем ты учишься? Мог бы ты не учиться?
  5. Если бы тебе сказали, что в школу ходить не надо, ты бы обрадовался или огорчился? Что бы ты стал делать?
  6. Если бы тебе предложили учиться во время каникул, обрадовался бы ты или огорчился? Почему?

Интерпретация результатов

Максимальное количество баллов за ответ – 3 балла. Минимально - -0 баллов.

Преимущества

Беседуя с каждым учеником, можно увидеть как он реагирует на вопросы, понять, правду ли он говорит.

Ограничения

Достаточно долгое время уходит, если испытуемых много.

Название методики

Лесенка побуждений

Вид методики

скрининг-тест

Автор методики

Божович А. И. и Маркова А. К

Цель методики

Определить сочетание мотивов к учению у младших школьников

Материал и оборудование

Карточки с утверждениями в форме ступенек

Технология реализации

Ученикам предъявляются карточки с суждениями, и предлагается выбрать карточку, с утверждением, которое отражает самое главное для ребенка, и

положить её, ниже положить менее важное и так далее. Получается лестница. Карточки познавательного мотива:

  • я учусь для того, чтобы всё знать;
  • я учусь, потому что мне нравится процесс учения;
  • я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки;
  • я учусь для того, чтобы научиться самому хорошо выполнять задания.

Карточки социального мотива:

  • я учусь для того, чтобы быть полезным людям;
  • я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами;
  • я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей;
  • я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Интерпретация результатов

Если на верхних четырех ступенях стоит 4 мотива одного типа, значит, такой мотив и преобладает. Гармоничное сочетание мотивов, когда на четырех верхних ступенях стоят 2 познавательных и 2 социальных мотива.

Преимущества

Достаточно простая в применении методика о соотношении познавательных и социальных мотивов.

Ограничения

Дети часто ставят одно утверждение, а потом меняют на другое, дабы сделать «правильно». Они не понимают, что здесь нет правильных и неправильных ответов.

Название методики

Выбор любимых занятий

Вид методики

анкета

Автор методики

Матюхина М. В.

Цель методики

Выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения.

Материал и оборудование

Бланки с вопросами

Технология реализации

Обследование проводится индивидуально. Каждый ученик получает бланк, на котором пишет Ф.И. О. и подчеркивает из 7 утверждений 4. То, что он больше всего любит. Утверждения:

  1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры по теме урока.
  2. Выводить правила.
  3. Выполнять упражнения.
  4. Узнавать интересные факты.
  1. Самому составлять различные задания.
  2. Узнавать свойства предметов.
  3. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное и участвовать в обсуждении.

Интерпретация результатов

Каждый выбор оценивается от 1 до 3 баллов. Выбор занятий 1, 3, 6 – оцениваются по оному баллу; 2, 7 – по 2 балла; 4, 5 – по 3 балла каждый.

Преимущества

Исключает влияние детей друг на друга при выборе ответов.

Ограничения

Занимает большое количество времени

Название методики

Проективная диагностика

Вид методики

Рисуночная методика

Автор методики

Матюхина М. В.

Цель методики

Выявить отношение ребенка к учению

Материал и оборудование

Белые листы, карандаши, фломастеры, краски.

Технология реализации

Школьниками предлагается нарисовать 2 рисунка на темы: «Про самое интересное», «В школе». Оба рисунка даются на дом, чтобы исключить стереотипных изображений того, что ребенок видит перед глазами в данный момент.

Интерпретация результатов

2 вида характеристик: 1 – формальные, 2 – содержательные. Результаты по каждому ребенку записываются отдельно и сравниваются.

Преимущества

Наиболее понятная детям методика диагностирования.

Ограничения

Ограниченные диагностические возможности. Нужно использовать только с другими методическими диагностиками.


    1. Газизова Т.В. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / Т.В. Газизова, Т.А. Колесникова, А.А. Федченко и др. // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. - № 56-10. – С. 52-58.

  1. Макарычева И.А. Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте // Вестн. физической культуры и спорта. – 2017. – № 2. – С. 192-199.

    1. Газизова Т.В. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников / Т.В. Газизова, Т.А. Колесникова, А.А. Федченко и др. // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. - № 56-10. – С. 52-58.

  2. Эльконин, Д. Б. Психология развития (дата обращения: 20.10.2018) Д. Б. Эльконин: Учеб. Пособие для студ. высшей. учеб. заведений. М., 2011.

  3. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. М.В. Гамезо / Педагог. об-во России, 2001 – с.67

  4. Милина И.Г. Особенности учебной мотивации младших школьников // Изв. ин-та педагогики и психологии образования. – 2018. - № 1. – С. 39-42.

  5. Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] URL: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 20.10.2018)

  6. Яновицкая, А. В. Как учить и учиться на уроке / А. В. Яновицкакая. Санкт-Петербург, 2016. -124 с.

    1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2014. 192 с.

    1. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников/ Т.В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: науч. метод. журн. - Харьков: Основа. - 2014. - № 16/18. - С. 2-9.

    1. Вергелес Г.И. Особенности мотивации учения современных младших школьников / Г.И. Вергелес, Т.С. Докшанина // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2016. – Т. 7, № 2. – С. 3-9.

  7. Крылова Д.А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №23. - С. 437-439.

  8. Кучерявенко В.И. Формирование учебной мотивации младших школьников / В.И. Кучерявенко, А.А. Пищалина // Вестн. Приднестровского ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. – 2018. – Т.1, № 1. – С. 58-63.

  9. Максимова Л.А. Формирование учебной мотивации у младших школьников / Л.А. Максимова, М.И. Андросова // Концепт. – 2017. – № 26. – C. 1-5.

  10. Самосадова Е.В. Технологии формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста / Е.В. Самосадова, М.В. Пономарева // Актуальные проблемы и перспективы развития соврем. психологии. – 2016. – № 1. – С. 301-306.

  11. Школьник, Г. И. К проблеме формирования потребности в знаниях в учащихся / Г. И. Школьник // Воспитание у учащихся познавательной активности. - Волгоград, 2014. - С. 3-11.

    1. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

  12. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников / В. А. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.