Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 969
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников
1.1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
1.2 Специфика развития мотивации обучения в младшем школьном возрасте
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников
2.1 Выявление уровней мотивации к обучению у младших школьников
2.2 Реализация комплекса заданий по развитию мотивации к учению на уроках окружающего мира
2.3 Динамика развития мотивации к учению у младших школьников
Кроме потребностей, способностей, склонностей, интересов обучающихся, для формирования познавательных мотивов следует учитывать и как учитель организует учебную работу, которые приемы, методы применяет. Это играет весьма значительную роль в развитии положительной мотивации к учебной деятельности. Обычно в учебной деятельности младшие школьники руководствуются не только познавательными или социальными мотивами, а в основном их сочетанием, которое создает наиболее благоприятное воздействие на обучающихся с целью повышения интереса к обучению и стремление добиваться успеха в любой деятельности.
Итак, для формирования мотивов учения нужна рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой школьники выступали бы активными участниками познавательного процесса. У детей появляется внутренняя потребность к учению, положительное отношение к учебному процессу в том случае, если они имеют возможность занять активную позицию в учебно-познавательной деятельности. Для этого нужно понятно излагать материал, умело организовывать самостоятельную работу для овладения знаниями, умениями и навыками, показывать практическую значимость учебного материала, формировать жизненно важные умение (написать сочинение, составить деловой документ, план прочитанного произведения и т.п.), умело сочетать различные методы, приемы и способы учебной работы, создавать проблемные ситуации, прибегать к юмору, вызвать эмоции, переживания событий и тому подобное.
Для формирования учебных мотивов большое значение имеет использование ситуаций познавательной новизны, познавательных игр, учебных дискуссий, познавательных противоречий, использования различных аналогий, создание ситуаций успеха и тому подобное. Как метод мотивации выступает анализ жизненных ситуаций. Этот метод непосредственно мотивирует обучение за счет максимально возможной конкретизации знаний, тесной связи с личностной значимости для обучающегося и его окружения.
Важнейшим мотивом учения является чувство успеха, удовлетворения от достигнутого. Одним из самых действенных методов учебной мотивации младших школьников должно быть создание на уроке ситуации успеха. ситуация успеха - это субъективный психическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения исполнителя дела, создателя явления.
Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок определяет этот результат как успех. Объективная успешность деятельности обучающегося - это успех внешний, ибо качество результата оценивается свидетелями действа. осознание ситуации успеха, понимание ее значимости возникает у ребенка после преодоления своей робости, психологического притеснения и других трудностей[8].
Следует отметить, что даже иногда пережитая школьником ситуация успеха может оставить чрезвычайное эмоциональное впечатление в его душе, резко изменить на положительный стиль жизни. Ю.К. Бабанский отмечает, что любой метод, использующийся учителем в учебно-воспитательной работе может выполнять мотивационную функцию. Однако все же среди методов обучения он выделяет отдельную группу методов стимулирования и мотивации обучения, направленных на формирование положительной мотивации и стимулирования обучающихся к активной познавательной деятельности[9].
В соответствии с основными группами мотивов учения Ю.К. Бабанский разделяет методы стимулирования на две группы:
1) методы формирования познавательных интересов (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, учебные дискуссии, диспуты, создание ситуаций новизны, успеха и т.д.).
2) методы стимулирования долга и ответственности (метод разъяснения обучающимся общественной и индивидуальной значимости обучения, метод предъявления требований к обучению, методы поощрения и наказания).
Эти методы призваны стимулировать у обучающихся интерес к учебной деятельности и формировать желание достигать в ней высоких результатов, соответствующих успехов. Желание добиться успеха будет способствовать выработке у младших школьников устойчивой позиции к учебной деятельности, формировать соответствующие качества личности, а также будет способствовать позитивному отношению к обучению, получению новых знаний, обогащению собственного мировоззрения.
Т.В. Бланк отмечает, что успех учебной деятельности зависит от того, как умело учитель формирует положительную мотивацию обучения[10]. Для этого, кроме использования соответствующих методов стимулирования, учитель должен выполнять и другие задачи, а именно: изучать мотивационную сферу каждого обучающегося; учитывать интересы и наклонности детей; предоставлять им шанс себя проявить; формировать новые мотивы, повысят интерес к деятельности; побуждать к целеполагания; создавать здоровое соперничество, а также поддерживать успех школьников и создавать для этого соответствующие условия. учитель должен использовать все возможные методы, средства обучения с целью формирования положительной мотивации и желания обучающихся учиться.
Только при таких условиях обучения будет интересным, вызывать у них интерес и восхищение.
Итак, для формирования учебной мотивации следует применять различные методы, средства и приемы стимулирования. Формируя положительную мотивацию, учитель не только развивает интерес и ответственное отношения младших школьников к обучению, но и способствует формированию желания достигать высоких результатов, чувствовать себя успешной личностью. Это, в свою очередь, способствует как повышению познавательной активности обучающихся, так и соответствующим качествам личности.
1.2 Специфика развития мотивации обучения в младшем школьном возрасте
Главной целью современной школы является не только дать ребенку знания, но и научить школьника учиться, потому что именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для этого. То есть педагог должен стремиться к тому, чтобы дети хотели учиться.
Для этого педагог должен для себя понять, какие именно характеристики мотивации ему нужно формировать для возникновения нового целенаправленного отношения ученика к получаемым знаниям.
Чтобы это сделать, мы рассмотрим строение мотивационной сферы обучения у младших школьников, то есть всё то, что побуждает активность в учебе.
Любая деятельность человека начинается с потребностей. Потребность - это направленность активности ребёнка, психическое состояние, которое создаёт предпосылку какой-либо деятельности. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами.
Потребность ребенка в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность, а значит, на нее и должен опираться педагог.
Другой не менее важный аспект мотивационной сферы - это мотив. Мотивами у учащихся обычно выступает направленность на отдельные стороны учебного процесса. То есть у ребёнка всегда несколько мотивов.
Мотив неразрывно связан со смыслом учения. Если у учащегося изменится мотив к деятельности, то изменится и смысл всей его учебной деятельности.
Считается, что любой ученик должен уметь ставить перед собой самостоятельные цели в учебной работе. Под целью мы понимаем направленность активности на промежуточный результат, это представляет собой этап достижения предмета потребности[11].
Все дети, обучающиеся в школе, различные не только по характеру, но и по уровню психологического и физиологического развития: поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования предполагает личностно - ориентированный подход в обучении. Одни обучаются просто, что называется, схватывают все без исключения на лету, а другим с целью освоения даже базового уровня школьной программы необходимы напряженные усилия. Кроме того, имеются в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они никак не успевают изучить даже основы, которые нужны в дальнейшем обучении, и теряют уверенность в своих способностях. Очевидно в таком случае то, что отстающий ученик работает медленно, нередко ошибочно, кроме того, он часто не соблюдает школьную дисциплину, получает большое количество замечаний и отрицательных оценок. Вследствие этого ученик делается нервозным, неуверенным в себе, у него появляется чувство страха перед плохой отметкой, это ещё больше уменьшает стремление учиться и задерживает процесс усвоения новых знаний. Таким образом, мы видим, что ощущение стабильной неуспешности приводит детей к утрате заинтересованности к учебе.
Чтобы понять специфику мотивов в младшем школьном возрасте, надо соотнести их с особенностями этого возраста в целом.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте (7-10,11 лет) является учение. Это возраст вхождения ребёнка в учебную деятельность, возраст овладения её структурными компонентами.
Достаточно сильная мотивация складывается у ребенка, только пришедшего в школу. Такую мотивацию психологи определяют как «внутреннюю позицию школьника». Состоит эта позиция в потребности посещать школу, занять новое положение среди окружающих его людей, попробовать себя в новой для него деятельности.
В этом возрасте можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны мотивации. К благоприятным можно отнести общее положительное отношение ребёнка к школе, любознательность, которая в свою очередь является формой проявления широкой умственной активности младших школьников[12].
Наряду с благоприятными факторами у мотивации младших школьников имеется и ряд негативных, такие как: интересы учащихся неустойчивы, недостаточно действенны, малоосознанны и слабо обобщены.
Все эти особенности провоцируют поверхностный, недостаточный интерес к учению, который иногда называют беспечным отношением к школе.
Проследив общую динамику мотивов учения с 1 по 4 класс, можно отметить следующее. Изначально у учащихся преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (ношение портфеля, сидение за партой и др.), затем возникает интерес непосредственно к результатам учебного труда (к первым написанным буквам или отметкам учителя) и только после этого к самому процессу учения, а ещё позднее - к способам добывания знаний.
Важное место в мотивации младшего школьника занимает оценка. Мало кто из учащихся 1 и 2 классов хорошо понимает объективную роль оценки. Чаще всего дети не понимают смысл оценки, но многие хотят работать на нее. То есть, у детей нет связи между оценкой и знаниями. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на оценку или решать задачу, которая требует мыслительной активности, рассуждения, большинство детей выбирают задачу на оценку.
Оценка выражает не только оценку знаний ребенка, но и общественное мнение о нем. Поэтому многие дети стремятся к получению оценки не ради получения новых знаний, а ради сохранения и повышения своего общественного престижа. В связи с этим ученик может достигать желаемой отметки, даже пользуясь непозволительными методами и может быть предрасположен к переоценке собственных результатов. Согласно исследованиям, 78% учащихся начальных классов, получивших различные оценки (помимо «5»), считают, что педагог неправильно оценил их. Остальные постепенно привыкают к собственным неудачам, со временем утрачивают веру в свои силы и становятся абсолютно безучастными к получаемым отметкам.
Педагогу необходимо делать всё, чтобы оценка школьниками рассматривалась как показатель уровня знаний и умений. Оценочная мотивация требует особого внимания учителя, потому что она таит в себе опасность формирования отрицательных черт личности, в частности, эгоистических побуждений. Сухомлинский В. А. говорил о том, что причиной снижения интереса к учению у детей является злоупотребление учителями плохой оценкой. Он считал, что это подрывало у учащегося уверенность в себе и своих действиях.
На протяжении всего начального школьного обучения познавательные мотивы претерпевают изменения: если сначала это интерес к отдельным фактам, то затем это интерес к принципам и закономерностям. Психологи выявили, что интерес к способам получения новых знаний может проявиться уже в середине младшего школьного возраста. Так же в этом возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены в самой простой форме - интересом к дополнительным источникам знаний.
Социальные мотивы наиболее эффективны, если учащийся осознает глубокий смысл учения «для себя». Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представляют собой желание ребенка получить положительную оценку его деятельности со стороны педагога. Тогда же и появляется стремление занять определенное место в коллективе сверстников.
Однако, если проследить количественную динамику мотивов учения, можно увидеть, что положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Снижение интереса происходит более заметно в тех классах, где преобладала установка учителя на сообщение уже готовых знаний и на их запоминание. Между тем, педагоги - практики отмечают, что ученики больше всего не любят пересказывать, списывать с доски или учебника, учить наизусть правила или стихотворения, но любят самостоятельно решать примеры, наблюдать за явлениями природы, лепить, рисовать. То есть учащиеся проявляют больший интерес к тем видам деятельности, где требуется больше самостоятельности. Уже в этом возрасте дети отдают предпочтение более трудным заданиям.
Так чем же привлекает учение младших школьников? Интересы учащихся почти всегда обусловлены занимательностью. Их привлекают уроки с использованием игровых технологий, уроки с преобладанием эмоционального материала.
Для формирования теоретического познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность должна отвечать следующим требованиям[13]: