Файл: Корпоративная культура в организации».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, видно, что хоть два автора по-разному именуют типы корпоративной культуры, они схожи между собой. Так, эйфелева башня Ф. Тромпенаарса похожа на культуру, основанную на власти, описанную С. Хенди, а инкубатор похож на культуру с акцентом на личность. Культура с акцентом на роль С. Хенди похожа на тип семья Ф. Тромпенаарса, а управляемая ракета похожа на культуру, ориентированную на задачу. Хоть выделенные типы и имеют некоторые различия между собой и свои особенности, но в целом они описывают одинаковые моменты жизнедеятельности организации.

Таким образом, в связи с наличием различных трактовок понятия «корпоративная культура» в экономической доктрине и на практике присутствует огромное количество ее классификаций. Выбор типа культуры напрямую зависит от задачи начальника. Неправильно выбранный тип приводит к нарушению стабильности организации. Высокая корпоративная культура позволяет организации быть конкурентно способной и добиваться лидирующих позиций на рынке.

1.3. Структура корпоративной культуры, этапы ее формирования

Формирование положительной корпоративной культуры должно проходить в индивидуальном порядке, ведь для каждой компании существуют свои определенные элементы, которые подчеркивают ее специфику, миссию, цели и задачи.

Структура корпоративной культуры включает в себя следующие элементы:

1. Артефакты характеризуют материальный уровень проявления культуры посредством легенд и мифов; имиджевых символов компании (логотипа, флага, гимна, слогана, интерьера и экстерьера офиса); атрибутов фирменного стиля (дресс-кода, сувенирной продукции).

2. Паттерны – устойчивые образцы и модели поведения сотрудников, традиции, складывающиеся благодаря сформированным ценностям и накопленному опыту в организации. К паттернам относятся обычаи, ритуалы, обряды, табу (корпоративные праздники, event-мероприятия); вербальность неформального общения (корпоративный фольклор, слухи, шутки).

3. Культура управления отражает менеджерский стиль и опыт руководителя организации, видение и миссию компании, ее стратегические цели.

4. Культура труда складывается из отношения работников к своей деятельности: порядок на рабочем месте, внедрение инновационных приемов работы, высокая производительность труда, высокое качество продукции, аккуратность, ответственность, серьезность и другие качества, определяющие трудовую нравственность и духовную культуру сотрудников[10].


В совокупности вышеуказанные элементы образуют структуру корпоративной культуры организации.

По мнению Е.А. Терещук, структура корпоративной культуры организации стандартно включает в себя два организационных уровня[11].

На первом уровне представлены элементы культуры, имеющие внешнее представление. К ним относятся: фирменная одежда, фирменная символика предприятия, организационные церемонии, рабочая обстановка в целом.

На втором уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение персонала. Эти ценности проявляются через миссию, фирменный слоган компании, корпоративные принципы, традиции и ритуалы, политику мотивации персонала и т.д.

Э. Шейн, в свою очередь, выделяет три уровня корпоративной культуры:

  1. Познание корпоративной культуры начинается с поверхностного первого или «символического уровня», который включает видимые внешние факты – применяемая технология, язык, лозунги, наблюдаемое поведение сотрудников (все то, что можно ощущать, видеть и слышать). На данном уровне явления, вещи и элементы культуры легко обнаруживаются, но не всегда поддаются расшифровке и интерпретации.
  2. Подповерностный. Здесь изучаются ценности и верования, которые разделяются всеми членами группы или организации. Принятие эти ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания сотрудников.
  3. Глубинный – включает базовые предположения, которые трудно осознать и понять самим членам организации без специального фокусирования на данном вопросе. Составляющие уровня носят скрытый характер, действующие здесь предположения направляют поведение членов коллектива, характеризующее корпоративную культуру[12].

Т. Баландина, рассматривая структуру корпоративной культуры организации, выделяет в ней такие блоки как: философия фирмы, ценностно-нормативная культура, социально-психологическая культура, культура внутренних коммуникаций, культура внешней идентификации, событийная культура. Такой подход определяет основу корпоративной культуры философию организации, выделяя такие элементы корпоративной культуры как миссия, ценности и принципы работы[13].

Основными шагами в процессе формирования корпоративной культуры являются следующие этапы:

1. Определение миссии и базовых ценностей организации;

2. Формулирование стандартов поведения членов организации.


3. Формирование традиций организации, разработка символики.

Миссия организации – главное предназначение организации в обществе, смысл ее функционирования[14].

Формулирование стандартов поведения членов организации исходит из выработанных норм и ценностей, которые, в свою очередь определяются в Правилах внутреннего трудового распорядка. В данном документе определяются графики работы, нормы поведения на рабочих местах и иное[15].

Традиции организации – образцы порядка, отношений, поведения, деятельности, принадлежащие к наследию компании и охраняемые общественным мнением. Они создают регулятивную систему отношений в организации, позволяющую создать прочный, устойчивый трудовой коллектив.

Под ценностями организационными подразумевается совокупность свойств предметов, процессов или явлений, выступающих образцами и целевыми функциями для поведения сотрудников организации. Они признаются большинством сотрудников.

Корпоративная символика – важнейшая составляющая организационной культуры. Корпоративные знаки отличия привлекают внимание не только к продукции фирмы, но и ко всей ее деятельности, что позволяет сформировать позитивный образ у потенциальных клиентов, партнеров и сотрудников и, являясь внешним визуальным элементом корпоративной культуры, отображают идеологию, стандарты и ценности компании.

В итоге можно сказать, что к основным элементам корпоративной культуры организации относятся: паттерны, артефакты, культура труда и культура управления. В совокупности эти элементы образуют структуру корпоративной культуры организации. При этом структура корпоративной культуры организации стандартно включает в себя два организационных уровня. На первом уровне представлены элементы культуры, имеющие внешнее представление: фирменная одежда, фирменная символика предприятия, организационные церемонии, рабочая обстановка в целом. На втором уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение персонала.

Создание корпоративной культуры можно сформулировать на основе этапов ее формирования: определение миссии и базовых ценностей, формулирование стандартов поведения членов организации, формирование традиций организации, разработка символики.


Глава 2. Анализ корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России»

2.1. Общая характеристика предприятия

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» – крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы, который был основан 12 ноября 1841 года после подписания императором России Николаем I указа об открытии сберегательных касс при Московской и Петербургской сохранных казнах.

На сегодняшний день Сбербанк России является лидером по количеству клиентов, по количеству, вкладов населения и выданных кредитов. Банк оказывает полный перечень финансовых услуг для физических и юридических лиц: клиент может открыть вклад, произвести платежи, оплатить квитанции, оформить кредит или ипотеку, перевести денежные средства, обменять валюту и многое другое.

Центральный офис ПАО «Сбербанк Россия» находится в Москве.

По организационной структуре Сберегательный банк РФ является крупной кредитной организацией. Поскольку он имеет помимо головного офиса сеть представительств по всей территории России и в ряде зарубежных стран. По состоянию на 08.12.2019 открыто 11 территориальных банков с 14 000 подразделений, которые работают в 83 субъектах Федерации. Сбербанк имеет также свои представительства в Казахстане, Белоруссии, на Украине, в Германии, Швейцарии, Турции, Китае и Индии[16].

Организационная структура ПАО «Сбербанк России» представлена на рисунке 2.1.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банка. На общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности банка. Общее руководство деятельностью банка осуществляет Наблюдательный совет.

Общее собрание акционеров

Ревизионная комиссия

Наблюдательный совет

Комитеты наблюдательного совета

Правление, Президент, Председатель Правления

Комитеты при правлении

Коллегия

Банка

Подразделения Центрального аппарата, территориальные банки и зарубежные подразделения

Рисунок 2.1 – Организационная структура ПАО «Сбербанк России»

Комитеты Наблюдательного совета являются органами, созданными для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции Наблюдательного совета, и подготовки рекомендаций по ним. Комитеты формируются с периодичностью раз в год из числа членов Наблюдательного совета.


Руководство текущей деятельностью банка осуществляется Президентом Банка, Председателем Правления и Правлением. Правление является коллегиальным исполнительным органом управления.

Коллегия Банка – постоянно действующий коллегиальный рабочий орган, созданный с целью обсуждения стратегических вопросов развития Банка. Ревизионная комиссия проверяет соблюдение банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутреннего контроля в банке, законность совершаемых операций и решает другие задачи.

Филиалы Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.

То есть мы видим, что данная структура является линейно-функциональной с широко развитой филиальной сетью (на рисунке 2.1 для упрощения восприятия данный факт отражен в виде единого блока), которые, в свою очередь, являются частью общей системы с наделением их финансово-хозяйственной самостоятельностью.

ПАО Сбербанк находится под значительным контролем Центрального Банка Российской Федерации, которому принадлежат 50%+1 голосующая акция[17].

Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и: сделок с физическими и юридическими лицами.

ПАО Сбербанк работает на основании Генеральной лицензии на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015 г.

ПАО Сбербанк также имеет отдельные лицензии:

  • на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • на осуществление депозитарной деятельности;
  • на осуществление дилерской деятельности;
  • на осуществление брокерской деятельности;
  • на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств[18].

По состоянию на 01.01.2019 ПАО «Сбербанк России» занимает лидирующие позиции в банковской системе Российской Федерации:

  • 1-е место по размеру активов;
  • 1-е место в кредитовании физических лиц;
  • 1-е место в кредитовании предприятий и организаций;
  • 1-е место по размеру чистой прибыли;
  • 1-е место по размеру кредитного портфеля;
  • 1-е место по размеру вкладов физических лиц;
  • 1-е место по размеру вложений в ценные бумаги[19].