Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры в организации
1.1. Сущность корпоративной культуры
1.2. Классификация корпоративной культуры
1.3. Структура корпоративной культуры, этапы ее формирования
Глава 2. Анализ корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ корпоративной культуры
На практике геймификации много внимания уделено эмоциональному вовлечению обучающегося и системе его поощрения. Для этой цели используются такие механики: шкала прогресса, развитие игрового персонажа, поуровневое открытие новых обучающихся элементов, рейтинговая система и т.д. Игровое взаимодействие с пользователем привносит в обучение гибкость и живость. Применительно к управленческой практике ПАО Сбербанк данная технология особенно актуальна она для молодого персонала.
Внедрение геймификации в управленческую практику ПАО «Сбербанк России» может привести к следующим положительным изменениям корпоративной культуры организации:
- снижение уровня текучести кадров;
- повышение уровня мотивации персонала, его вовлеченности в работу;
- визуализация достижений персонала;
- генерация нестандартных подходов для решения оперативных задач;
- выявление лучших сотрудников и создание управленческого резерва.
Также как и технологию «бирюзового управления», игрофикацию предлагается внедрить в широкую управленческую практику ПАО «Сбербанк России» и внедрить во всех российских региональных отделениях.
Таким образом, ключевым направлением дальнейшего развития корпоративной культуры ПАО Сбербанк может стать усовершенствование системы коммуникаций за счет адаптации инновационных технологий и методик по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования в рамках заявленной темы можно сделать следующие выводы:
1. Под корпоративной культурой организации следует понимать совокупность формальных и неформальных правил, норм поведения, установок и ценностей, определяющих отношения персонала друг с другом, с заказчиками, руководством, самой организацией и ее конкурентами.
Корпоративная культура – составная часть каждого предприятия или организации вне зависимости от того, формализована она или нет. Необходимо понимать, что не существует культуры плохой или хорошей. Но имеет место эффективная корпоративная культура для данной компании, в данный момент ее развития. И такую культуру можно и нужно формировать.
2. Из-за огромного количества разных трактовок понятия «корпоративная культура» в теории и практике присутствует огромное количество ее классификаций. В экономической доктрине выделяют следующие классификации корпоративных культур: на основе ценностной ориентации государственной культуры, на различиях в регуляции взаимодействий и отношений, согласно уровней культуры в организации и др.
3. В основе всех отечественных и мировых корпораций лежит схожая система корпоративной культуры, которая подразумевает такие группы элементов как: философия фирмы; ценностно-нормативная культура; культура внутренних коммуникаций; социально-психологическая культура; событийная культура; культура внешней идентификации. При этом структурно они делятся на два уровня.
Формирование корпоративной культуры в организации проходит три основные этапа, в том числе: определение миссии и базовых ценностей, формулирование стандартов поведения членов организации, формирование традиций организации и разработка символики.
4. Публичное акционерное общество «Сбербанк России» – крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы, который был основан в 1841 году. На сегодняшний день Сбербанк России является лидером по количеству клиентов, по количеству, вкладов населения и выданных кредитов. Банк оказывает полный перечень финансовых услуг для физических и юридических лиц: клиент может открыть вклад, произвести платежи, оплатить квитанции, оформить кредит или ипотеку, перевести денежные средства, обменять валюту и многое другое.
Особенностью этого банка является то, что большая половина его акционерного капитала принадлежит Банку России.
5. В результате исследования было установлено, что корпоративная культура ПАО «Сбербанк России» включает весь необходимый спектр элементов, обоснованный развитием теории корпоративной культуры.
6. Анализ процесса формирования корпоративной культуры в ПАО «Сбербанк России» показал, что понятию «корпоративная культура» в организации уделяется особое значение. В то же время существующую в организации корпоративную культуру не только можно, но и нужно совершенствовать, чтобы та соответствовала времени и развитию.
Основным направлением последующего развития корпоративной культуры Банка предложено сделать внедрение «бирюзового» управления (учитывая положительный опыт внедрения такого управления в ряде подразделений Сбербанка) а также технологии геймификации в широкую практику ПАО «Сбербанк России». Представляется, что реализация предложенных мероприятий приведет к ряду важных для Компании итогов: снижение текучести кадров; улучшение внутриорганизационной системы коммуникации; повышение уровня мотивации персонала; определение лучших работников, создание руководящего резерва. Эти результаты планируются в краткосрочной перспективе после внедрения предложенных инновационных технологий. В качестве стратегического итога ожидается устойчивый рост экономических показателей функционирования Банка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Специальная и периодическая литература
- Абрамова, С.Г. О понятии «корпоративная культура». Учебное пособие / С.Г. Абрамова, И.А. Костенчук. – М.: Инфра-М, 2015. – 269 с.
- Бексары, Ж.М. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления / Ж.М. Бексары // Молодой ученый. – 2016. – № 22. – С. 141-145.
- Власова, А.А. К вопросу о тенденциях развития корпоративной культуры в современных организациях / А.А. Власова, Н.А. Соловьева // Вестник научных конференций. – 2019. – № 1-3 (41). – С. 15-16.
- Главатских, Д.В. Функции корпоративной культуры / Д.В. Главатских // Вестник науки и творчества. – 2019. – № 4 (40). – С. 50-52.
- Касимова, Э.Р. Корпоративная культура современной организации / Э. Касимова, Е.В. Кузнецова // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований: сб. научн. тр. – Уфа, 2019. – С. 233-236.
- Козлова, О.В. Корпоративная культура: сущность, структура, функции / О.В. Козлова, Д.И. Асланов // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2017. – № 3. – С. 50-52.
- Кобзева, Е.М. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия / Е.М. Кобзева, Н.Е. Осипова // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: сб. научн. тр. – Курск, 2019. – С. 125-129.
- Магомедова, К.И. Сравнительный анализ типов корпоративной культуры / К.И. Магомедова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-3 (28). – С. 142-144.
- Пархомей, С.О. Анализ типов корпоративной культуры / С.О. Пархомей // Интеграция современных научных исследований в развитие общества: сб. научн. тр. – Кемерово, 2018. – С. 202-205.
- Пономарева, Т.М. Правовое значение внутреннего трудового распорядка организации / Т.М. Пономарева // Успехи современной науки образования. – 2017. – Т. 8. № 4. – С. 77-80.
- Попова, С.О. Миссия организации / С.О. Попова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 11-1. – С. 134-135.
- Соколова, М.А. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации / М.А. Соколова // Учитель и время. – 2015. – № 10. – С. 197-205.
- Соломатина, Ю.Е. Инновационное управление предприятием на основе «бирюзового подхода» / Ю.Е. Соломатина, А.В. Сидорова // Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами в условиях инновационного развития: сб. научн. тр. – 2018. – С. 94-96.
- Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. – Изд-во Питер, 2016. – 345 с.
- Степичева, А.Б. Геймификация как инструмент управления корпоративной культурой / А.Б. Степичева, Ю.А. Зенина // Стратегический и инновационный менеджмент. – 2017. – № 1 (1). – С. 56-65.
- Тарасова, Н.Е. Роль корпоративной культуры в деятельности организации / Н.Е. Тарасова, А.В. Сенчукова // Экономика. Управление. Финансы. – 2019. – № 2 (16). – С. 14-19.
- Терещук, Е.А. О подходах к определению корпоративной культуры / Е.А. Терещук // XVI Уральские социологические чтения: сб. научн. тр. – Челябинск, ЮУрГУ. – 2016. – С. 66-69.
Электронные ресурсы
- Бирюзовые организации в России: опыт Сбербанка // Сайт Издательства Манн, Иванов и Фарбер. – [Электронный ресурс]. – URL: https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2016/07/06/biryuzovye-organizacii-na-praktike/ (дата обращения 08.12.2019).
- Достижения и награды // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.ru/ru/about/ today/historyandawards/awards (дата обращения 08.12.2019).
- Информация по кредитным организациям: ПАО «Сбербанк России» // Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id= 350000004 (дата обращения 08.12.2019).
- Кодекс корпоративного управления Сбербанка // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/code_of_corporate_governance_of_sberb (дата обращения 08.12.2019).
- Кодекс корпоративной этики Сбербанка // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com /common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/sberbank_code_of_corporate_ethics.pdf (дата обращения 08.12.2019).
- О нас // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com/ru/about_new (дата обращения 08.12.2019).
- Рейтинги банка «Сбербанк России» // Сайт информационного агентства «Банки.ру». – [Электронный ресурс] – URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/?BANK_ID=322 (дата обращения 08.12.2019).
- Стратегия развития Сбербанка 2020 // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/sberbankdevelopmentstrategyfor2018-2020.pdf (дата обращения 08.12.2019).
- Структура акционерного капитала // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com /ru/investor-relations/share-profile/shareholders-structure (дата обращения 08.12.2019).
Приложение А
Анализ корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России»
Основные группы элементов корпоративной культуры |
Элементы корпоративной культуры |
Способ формального закрепления |
1. Главные ориентиры и ценности компании |
миссия |
Кодекс корпоративного управления Сбербанка, Кодекс корпоративной этики Сбербанка, Стратегия развития Сбербанка 2020 |
принципы |
||
ценности |
||
2. Деловая этика и комплаенс |
Кодекс корпоративной этики |
Кодекс корпоративной этики Сбербанка |
горячая линия Управления внутрибанковской безопасности |
Политика компании в области противодействия корпоративному мошенничеству и вовлечению в коррупционную деятельность |
|
3. Внутренние коммуникации |
встречи руководства с трудовыми коллективами по вопросам, которые связаны с деятельностью Компании |
Сайт Компании |
регулярное корпоративное информирование (газета, сайт, научно-технический вестник) |
||
информационные стенды, оповещающие об актуальной информации |
||
внутренние социологические исследования, которые направлены на выявление недовольств сотрудников |
||
сигналы обратной связи |
||
4. Толерантность, взаимное уважение и равные возможности |
социально-психологический климат |
Кодекс корпоративного управления Сбербанка, Кодекс корпоративной этики Сбербанка, Стратегия развития Сбербанка 2020 |
5. Мероприятия |
праздники, конкурсы, фестивали |
Сайт Компании |
6. Культура внешней идентификации |
фирменный стиль |
Устав ПАО «Сбербанк России» |
товарный знак, логотип |
||
слоган |
-
См.: Козлова, О.В. Корпоративная культура: сущность, структура, функции / О.В. Козлова, Д.И. Асланов // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2017. – № 3. – С. 51. ↑
-
См.: Тарасова, Н.Е. Роль корпоративной культуры в деятельности организации / Н.Е. Тарасова, А.В. Сенчукова // Экономика. Управление. Финансы. – 2019. – № 2 (16). – С. 15. ↑
-
См.: Власова, А.А. К вопросу о тенденциях развития корпоративной культуры в современных организациях / А.А. Власова, Н.А. Соловьева // Вестник научных конференций. – 2019. – № 1-3 (41). – С. 15. ↑
-
Кобзева Е.М. Указ. Соч., С. 126. ↑
-
Спивак, В.А. Корпоративная культура: теория и практика / В.А. Спивак. – Изд-во Питер, 2016. – С. 43. ↑
-
Соколова, М.А. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации / М.А. Соколова // Учитель и время. – 2015. – № 10. – С. 197. ↑
-
Главатских, Д.В. Функции корпоративной культуры / Д.В. Главатских // Вестник науки и творчества. – 2019. – № 4 (40). – С. 51-52. ↑
-
Магомедова, К.И. Сравнительный анализ типов корпоративной культуры / К.И. Магомедова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-3 (28). – С. 143. ↑
-
См.: Абрамова, С.Г. О понятии «корпоративная культура». Учебное пособие / С.Г. Абрамова, И.А. Костенчук. – М.: Инфра-М, 2015. – С. 138. ↑
-
Касимова, Э.Р. Корпоративная культура современной организации / Э. Касимова, Е.В. Кузнецова // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований. – Уфа, 2019. – С. 234. ↑
-
Терещук, Е.А. О подходах к определению корпоративной культуры / Е.А. Терещук // XVI Уральские социологические чтения. – 2016. – С. 66-69. ↑
-
Касимова Э.Р. Указ. Соч., С. 165. ↑
-
См.: Бексары, Ж.М. Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления / Ж.М. Бексары // Молодой ученый. – 2016. – № 22. – С. 143. ↑
-
Попова, С.О. Миссия организации / С.О. Попова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 11-1. – С. 134. ↑
-
Пономарева, Т.М. Правовое значение внутреннего трудового распорядка организации / Т.М. Пономарева // Успехи современной науки образования. – 2017. – Т. 8. № 4. – С. 78. ↑
-
О нас // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com/ru/about_new (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Структура акционерного капитала // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com /ru/investor-relations/share-profile/shareholders-structure (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Информация по кредитным организациям: ПАО «Сбербанк России» // Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id= 350000004 (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Рейтинги банка «Сбербанк России» // Сайт информационного агентства «Банки.ру». – [Электронный ресурс] – URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/?BANK_ID=322 (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Достижения и награды // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.ru/ru/about/ today/historyandawards/awards (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Кодекс корпоративного управления Сбербанка // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_ docs/code_of_corporate_governance_of_sberb (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Кодекс корпоративной этики Сбербанка // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/normative_docs/sberbank_code_of _corporate_ethics.pdf (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Стратегия развития Сбербанка 2020 // Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/sberbankdevelopmentstrategyfor2018-2020.pdf (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Соломатина, Ю.Е. Инновационное управление предприятием на основе «бирюзового подхода» / Ю.Е. Соломатина, А.В. Сидорова // Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами в условиях инновационного развития: сб. научн. тр. – 2018. – С. 95. ↑
-
Бирюзовые организации в России: опыт Сбербанка // Сайт Издательства Манн, Иванов и Фарбер. – [Электронный ресурс]. – URL: https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/2016/07/06/biryuzovye-organizacii-na-praktike/ (дата обращения 08.12.2019). ↑
-
Степичева, А.Б. Геймификация как инструмент управления корпоративной культурой / А.Б. Степичева, Ю.А. Зенина // Стратегический и инновационный менеджмент. – 2017. – № 1 (1). – С. 58. ↑