Файл: Оценка готовности детей к школе (Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе
1.1. Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»
1.2. Функциональная и психофизиологическая зрелость детей как компонент готовности к обучению
2. Анализ готовности группы детей к школе
2.1. Описание базы и методов исследования.
2.2. Результаты оценки готовности к школе группы дошкольников
3. Рекомендации по повышению готовности группы детей к школе
3.1. Программа повышения готовности группы дошкольников к школе
Итак, под мотивационно-личностной готовностью к школьному обучению в данной работе будет пониматься стремление ребенком освоить новую социальную позицию ученика, а под внутренней позицией школьника – способность к усвоению данной социальной роли.
Интеллектуальная готовность состоит в умении детей выделять существенные моменты в явления окружающей действительности, сравнивать их, находя общее и различное, обобщать, выделять причинно- следственные связи.
Немаловажную роль в школьном обучении играет и использование знаковой системы. С первых дней пребывания ребенка в школе ему предлагается оперировать не с реальными объектами, а их символической формой, что является единственно возможным путем освоения научного знания. Переход от эмпирического к теоретическому способу познания предполагает высокий уровень освоения знаково-символической функции. Способность обозначать и пользоваться знаками – необходимое условие успешного обучения в школе[5].
Итак, под интеллектуальной готовностью к школьному обучению в данной работе будет пониматься достаточное развитие способов познавательной деятельности.
Эмоционально-волевая готовность является важной составляющей психологической готовности к школе. Некоторые авторы придают ее развитию первостепенную важность. Система отношений в школе, переход к новому виду деятельности (учебной) предполагает наличие способности управлять своим поведение. Спонтанность поведения, присущая дошкольнику, делает невозможной успешную адаптацию ребенка к школе. Поведение ребенка должно стать произвольным, что, по мнению Д.Б. Эльконина, означает наличие умения сознательно подчинять свои действия правилу, требованию взрослого, часто идущего вразрез со спонтанным, непосредственным стремлением ребенка. Необходимо, чтобы ребенок мог внимательно слушать говорящего и выполнять задания, предъявляемые в устной форме, самостоятельно выполнять задание с помощью зрительно воспринимаемого образца. Причем, важно, чтобы эти возможности ребенок мог реализовать не только в деятельности, которая представляет для него собственный интерес (например, игра), но и в том случае, когда для реализации деятельности необходимо осуществить волевое усилие. Требуемая возможность появляется на пересечении двух линий детского развития, до некоторого времени движущихся независимо. Интеллектуальные возможности ребенка вплетаются в функционирование его эмоциональной сферы. Л.С.Выготский называет этот процесс–«интеллектуализацияаффекта». Старший дошкольник начинает предпочитать играм с развернутым сюжетом игры по правилам. Соблюдение правила в игре со сверстником подготавливает ребенка к роли ученика, для которого соблюдение правила становится первостепенной задачей.
Итак, под эмоционально-волевой готовностью к школьному обучению в исследовании будет пониматься достаточный уровень освоения ребенком социальных норм выражения чувств и способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования.
В последнее время все более активно обсуждается коммуникативная готовность ребенка к школе. Коммуникативная готовность рассматривается как результат определенного уровня развития общения и выступает как готовность ребенка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создает возможности для продуктивного сотрудничества ребенка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Важной ее составляющей является коммуникативная инициатива. Готовый к школьному обучению ребенок может не только быть инициатором нового контакта (подойти и заговорить с чужим ребенком, взрослым), он владеет необходимыми средствами общения – может сформулировать вопрос или просьбу, объяснить, с чем связаны затруднения в реализации деятельности. Эта способность вызревает в рамках предыдущего возрастного периода.
Дошкольник пытается проникнуть в мир человеческих отношений, освоить смыл норм, которые его регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится значимым для него, подкрепляется положительным отношением взрослых к их выполнению. Коммуникативная компетентность является необходимой для освоения нового уровня отношений с взрослым и со сверстниками. Она обеспечивается освоением вне ситуативными формами общения. Ребенок должен овладеть способностью «выходить за пределы актуальной ситуации» во взаимодействии с другим человеком. Способность мысленно перенестись в иную ситуацию существенно расширяет границы человеческого познания. С первых дней обучения в школе, ученику предлагается познакомиться с множеством явлений человеческой культуры, используя вне ситуативно- познавательные формы общения.
Итак, под коммуникативной готовностью к школьному обучению в исследовании будет пониматься готовность к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания.
2. Анализ готовности группы детей к школе
2.1. Описание базы и методов исследования.
В качестве базы исследования выступает МБДОУ "Сказка" р.п. Кольцово (Новосибирская область).
В эмпирической оценке функциональной ипсихофизиологической зрелости детей для поступления в школу приняли участие 25 детей 6-7лет,
14 мальчиков и 11 девочек. Все дети воспитываются в благополучных семьях, посещают дошкольную образовательную организацию, не имеют хронических заболеваний и отклонений в развитии.
Родители всех испытуемых детей дали свое согласие на участие детей в диагностической и коррекционно-развивающей работе.
Диагностика детей проходила в первой половине дня, в специально оборудованном помещении с естественным освещением и регулярным проветриванием.
Коррекционно-развивающая работа проходила после обеда, в специально оборудованном помещении с естественным освещением и регулярным проветриванием.
Для оценки функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления в школу была использована следующая батарея тестов:
- психометрический тест Керна-Ирасека;
Цель – выявить уровень функциональной готовности ребенка к поступлению в школу.
За каждое задание выставляется оценка. Наивысшей оценкой считается - 1, наихудшей –5.Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей общая оценка составляет 3-5 баллов, у среднезрелых – 6-9 баллов, у незрелых – 10 и более.
- тест на выявление качества звукопроизношения;
Цель – определить качество звукопроизношения ребенка. Тест заключается в том, что ребенку предлагают по картинкам назвать вслух предметы, в названии которых встречаются различные группы звуков: сенсорных, свистящих и шипящих. Картинки подбираются так, чтобы звуки встречались в начале, середине и конце слова. Фиксируются все дефекты в произношении звуков ребенка. Наличие дефекта в произношении хотя бы одного звука указывает невыполнение задания.
- монометрический тест «Вырезание круга»;
Цель–выявить уровень развития мелкой моторики ребенка, а также его способность четко следовать инструкции. Тест заключается в том, что ребенку дают карточку из плотного ватмана, на котором изображена фигура, состоящая из 7 концентрических кругов. Затем ему дают разработанные, соответствующие руке ножницы и предлагают вырезать круг посередине утолщенной линии. Время начала работы фиксируется после того, как ребенок дорезал карточку до утолщенной линии. Работа должна быть выполнена за 1минуту, в течение которой вырезается не менее 8/9 круга. В ходе работы допускается перерезать 2 раза одну тонкую линию или 1 раз две тонких линии. Ребенку предоставляются две попытки. Тест считается невыполненным при превышении времени вырезания (более 1 минуты) и при большом количестве ошибок.
Цель – определить физическую готовность к школьным нагрузкам у ребенка. Тест состоит в следующем: при вертикальном положении головы прилегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к мочке уха. Если при этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тест считается положительным: организм ребенка готов к началу обучения в школе.
- анкетирование родителей;
Цель – выявить уровень готовности ребенка к обучению в школе. Анкетирование представлено утверждениями, требующими оценки от 1 до5 и сгруппированными по следующим параметрам:
- социальное развитие ребенка;
- организация деятельности;
- общее развитие;
- развитие внимания и памяти;
- речевое развитие;
- развитие движений и пространственная ориентация;
- зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации;
- личностное развитие;
- здоровье (от 1 года до 5лет).
2.2. Результаты оценки готовности к школе группы дошкольников
Результаты диагностики на констатирующем этапе исследования приведены в Приложении.
Далее представим систематизированные результаты определения функциональной и психофизиологической зрелости детей на констатирующем этапе исследования.
Первой примененной методикой в исследовании выступил психометрический тест Керна-Ирасека. Распределение уровня функциональной готовности к поступлению в школу у испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке №2.
3чел.
12%
4%
21чел.
84%
Зрелые дети
Среднезрелые дети
Незрелые дети
Рис. 2. Распределение уровня функциональной готовности к поступлению в школу у испытуемых детей
Как видно из рисунка 2, подавляющее большинство испытуемых детей
- 84% – по итогам диагностики могут быть отнесены к категории среднезрелых детей. 12% выборки детей входит в категорию незрелых, а 4% могут быть отнесены к зрелым.
Далее был проведен тест на выявление качества звукопроизношения.
Распределение уровня развития звукопроизношения у испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке №3.
1
чел. 4%
3чел.
12%
9чел.
36%
12чел.
48%
0дефектов
1дефект
2дефекта
3иболеедефектов
Рис. 3. Распределение уровня развития звукопроизношения у испытуемых детей
Как видно из рисунка 3, не имеет никаких дефектов звукопроизношения лишь 4% опрошенных детей, незначительное число дефектов произношения (1 или 2) имеют соответственно 36%и48% выборки. Значительное число дефектов произношения – 3 и более – продемонстрировали 12% опрошенных детей.
Затем был выполнен монометрический тест «Вырезание круга».
Распределение успешности прохождения монометрического теста у испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке №4.
Тест "Вырезание круга"
11чел.
44%
14чел.
56%
Тест не выполнен
Тест выполнен
Рис. 4. Распределение успешности прохождения монометрического теста у испытуемых детей
Как видно из рисунка 4, справиться с монометрическим тестом на вырезание круга безошибочно в указанный временной интервал смогли лишь 44% детей. Большинство – 56% – в полной мере с тестом не справились: либо не уложились в отведенные временные рамки, либо совершили ошибки при вырезании.
Четвертой методикой стал филиппинский тест для определения физической готовности ребенка к школьным нагрузкам.
Распределение успешности прохождения филиппинского теста у испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке5.
С филиппинским тестом справился больший процент испытуемых– 80% (рис.5).
Физическая готовность ребенка к школьным нагрузкам
5чел.
20%
20чел.
80%
Незрелый ребенок
Школьная зрелость достигнута
Рис. 5. Распределение успешности прохождения филиппинского теста у испытуемых детей
Заключительным способом диагностики выступилоа нкетирование родителей дошкольников. Распределение готовности детей к обучению школе по итогам анкетирования родителей приведено в диаграмме на рисунке №6.
Рис. 6. Распределение готовности детей к обучению школе по итогам анкетирования родителей
Как видно из рисунка 6, на констатирующем этапе исследования в ходе анкетирования родителей было установлено, что наиболее развитыми сторонами своих детей родители считают речевое и социальное развитие, наименее развитыми сторонами – организацию деятельности и здоровье в период от 1 года до 5 лет.
Итак, в результате диагностики уровня функциональной и психофизиологической зрелости детей на констатирующемэтапе исследования было установлено следующее:
- 4% детей мы можем считать готовыми к обучению в школе; эти дети имеют нормальный уровень нервно-психического развития, не имеют заметных дефектов произношения, по тесту Керна-Ирасека получили от 3до баллов, имеют положительный результат выполнения филиппинского и монометрического тестов;
- 76% мы можем считать условно готовыми к обучению в школе; дети этой категории имеют незначительные отклонения в поведении, обладают одним-двумя дефектами произношения, по тесту Керна-Ирасека получили от 6 до 9 баллов;