Файл: Оценка готовности детей к школе (Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе
1.1. Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»
1.2. Функциональная и психофизиологическая зрелость детей как компонент готовности к обучению
2. Анализ готовности группы детей к школе
2.1. Описание базы и методов исследования.
2.2. Результаты оценки готовности к школе группы дошкольников
3. Рекомендации по повышению готовности группы детей к школе
3.1. Программа повышения готовности группы дошкольников к школе
Выявленная динамика функциональной и психофизиологической зрелости детей по итогам внедрения программы считается нами положительной, что подтверждает эффективность реализованной программы.
Таким образом, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что программа формирования функциональной и психофизиологической зрелости обеспечит рост параметров готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет при соблюдении следующих условий:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей 6-7лет;
- учет стартового (имеющегося) у детей уровня функциональной и психофизиологической зрелости;
- использование в рамках коррекционно-развивающих занятий игровой деятельности как ведущей деятельности дошкольников.
Заключение
По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что обеспечило теоретическое обоснование и экспериментальную проверку условий внедрения программы формирования функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления в школу.
Для достижения поставленной цели был выполнен следующий комплекс задач:
- рассмотрены психолого-педагогические особенности ребенка старшего дошкольного возраста;
- проанализировано содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»;
- изучена функциональная и психофизиологическая зрелость детей как компонент готовности к обучению;
- эмпирически выявлен уровень функциональной и психофизиологической зрелости детей на констатирующем этапе исследования;
- предложена и апробирована программа формирования функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления в школу;
- выявлена динамика функциональной и психофизиологической зрелости детей по итогам внедрения программы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать, что программа формирования функциональной и психофизиологической зрелости обеспечит рост параметров готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет при соблюдении следующих условий:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей 6-7лет;
- учет стартового (имеющегося) у детей уровня функциональной и психофизиологической зрелости;
- использование в рамках коррекционно-развивающих занятий игровой деятельности как ведущей деятельности дошкольников.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза нашла свое подтверждение.
В результате диагностики уровня функциональной и психофизиологической зрелости детей на констатирующем этапе исследования было установлено следующее:
- 4% детей мы можем считать готовыми к обучению в школе; эти дети имеют нормальный уровень нервно-психического развития, не имеют заметных дефектов произношения, по тесту Керна-Ирасека получили от 3до баллов, имеют положительный результат выполнения филиппинского и монометрического тестов;
- 76% мы можем считать условно готовыми к обучению в школе; дети этой категории имеют незначительные отклонения в поведении, обладают одним-двумя дефектами произношения, по тесту Керна-Ирасека получили от 6 до 9баллов;
- 20%детеймысчитаемнеготовымикобучениювшколе;детиэтой группы имеют выраженные функциональные отклонения, необходимые школьные навыки у них не сформированы, имеются дефекты звукопроизношения, результаты филиппинского и монометрического тестов
- отрицательные.
По итогам внедрения программы развития функциональной и психофизиологической зрелости детей на контрольном этапе исследования было установлено следующее:
-
- процент готовых к обучению в школе детей возрос с 4%на констатирующем этапе до 36% на контрольном этапе исследования;
- процент условно готовых к обучению в школе детей изменился с76% на констатирующем этапе до 48% на контрольном этапе исследования за счет того, что возрос процент полностью готовых к обучению в школе детей;
- процентнеготовыхкобучениювшколедетейсоставляет16%,эти дети находятся в зоне риска, а потому требуют разработки индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих их функциональную незрелость и предлагающих пути ее преодоления.
Выявленная динамика функциональной ипсихофизиологической зрелости детей по итогам внедрения программы считается нами положительной, что подтверждает эффективность реализованной программы и доказывает выдвинутую во введении гипотезу исследования.
Список литературы
- ВераксаН.Е.Развитиеребенкавдошкольномдетстве/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 70с.
- ВолковБ.С.Готовимребенкакшколе/Б.С.Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2018. – 192с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский.М.: Смысл, 2016. – 1136с.
- Гуткина Н.И. Диагностическая программа поопределению психологическойготовностидетей6-7леткшкольномуобучению / Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2016. – 68с.
- Диагностика готовности ребенка к школе / А.И. Булычева и др.; под ред. Н.Е. Вераксы. – М.:Мозаика-Синтез, 2017. – 104с.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольноговозраста/ подредакциейО.М.Дьяченко,Т.В.Лаврентьевой.–М.:ГномиД,2015.– 144с.
- ЗагвоздкинВ.К.Готовностькшколе/В.Загвоздкин.–СПб.:Деметра, 2016. – 91с.
- Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы: психологическая готовность к школьному обучению, адаптация детейк школе, психодиагностика младшего школьника, коррекционнаяработа психолога в начальной школе, развитие интеллектуальных способностей/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 5-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. –442 с.
- Каменская В.Г. Детская психология сэлементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. –288 с.
- Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучениюв основнойшколе:структура,диагностика,формирование/Т.Н.Князева.– СПб.:Речь, 2017. – 118с.
- Косякова О.О. Психология раннего и дошкольногодетства/ О.О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 415с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к школе/ Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2016. – 167с.
- Кумарина Г. Педагогическая диагностика всистеме формирования готовности – способности детей к обучению вусловиях реализации новых образовательных стандартов: актуальные вопросытеории и практики / Г. Кумарина. – М.: Перспектива, 2016. – 171с.
- Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе: / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Владос,2016. – 326с.
- Определение готовностидетейкобучениювшколе/сост. Е.А. Чаус, Г.П. Попова . – Волгоград: Учитель, 2017. – 90с.
- Пасечник Л.В. Диагностика психологической готовности детей6- 7 лет к обучению в школе / Л.В. Пасечник. – М.: Скрипторий, 2019. – 112с.
- Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки:индивидуальная готовностькшколе:диагностикаикоррекция/К.Н.Поливанова.–М.: Генезис, 2016. – 271с.
- Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева.– 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академия, 2016. – 408с.
ПЕРВИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕИССЛЕДОВАНИЯ
№ п./п. |
сихометрическийтест(Керн-Ирасик) |
Качествозвукопроизношения |
Монометрическийтест "Вырезаниекруга" |
Филиппинскийтестдля определения физической готовностиребенка к школьным нагрузкам |
Анкетированиеродителей |
||||||||
Уровеньфункциональнойзрелости) |
Числодефектовпроизношения |
Школьнаязрелость |
Социальноеразвитие |
Организациядеятельности |
Общееразвитие |
Развитиевниманияи памяти |
Речевоеразвитие |
Развитиедвижений |
Зрительно-пространственное восприятие |
Личностноеразвитие |
Здоровье |
||
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
23 |
25 |
21 |
24 |
21 |
20 |
22 |
22 |
21 |
2 |
6 |
1 |
1 |
0 |
16 |
12 |
14 |
13 |
14 |
16 |
14 |
15 |
11 |
3 |
9 |
2 |
0 |
1 |
17 |
15 |
12 |
12 |
17 |
13 |
16 |
14 |
15 |
4 |
7 |
2 |
1 |
1 |
12 |
12 |
16 |
14 |
12 |
16 |
13 |
13 |
14 |
5 |
8 |
2 |
1 |
1 |
17 |
17 |
13 |
13 |
18 |
12 |
12 |
16 |
17 |
6 |
6 |
1 |
1 |
0 |
14 |
13 |
18 |
12 |
15 |
18 |
16 |
13 |
13 |
7 |
7 |
1 |
0 |
0 |
16 |
15 |
12 |
15 |
19 |
18 |
15 |
18 |
17 |
8 |
9 |
2 |
0 |
1 |
14 |
12 |
14 |
12 |
13 |
12 |
14 |
11 |
14 |
||||||||||
9 |
6 |
2 |
0 |
1 |
12 |
16 |
12 |
17 |
12 |
15 |
13 |
15 |
13 |
||||||||||
10 |
7 |
1 |
0 |
0 |
19 |
12 |
16 |
12 |
19 |
15 |
16 |
19 |
16 |
||||||||||
11 |
10 |
3 |
0 |
0 |
5 |
6 |
5 |
8 |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
||||||||||
12 |
7 |
2 |
1 |
1 |
15 |
14 |
12 |
14 |
13 |
12 |
15 |
11 |
13 |
||||||||||
13 |
9 |
2 |
1 |
1 |
12 |
12 |
14 |
13 |
15 |
16 |
13 |
15 |
17 |
||||||||||
14 |
9 |
1 |
1 |
1 |
17 |
17 |
15 |
17 |
17 |
13 |
18 |
18 |
15 |
||||||||||
15 |
11 |
3 |
0 |
0 |
7 |
5 |
8 |
9 |
7 |
8 |
9 |
7 |
8 |
||||||||||
16 |
6 |
2 |
1 |
0 |
13 |
12 |
15 |
12 |
13 |
18 |
14 |
13 |
11 |
||||||||||
17 |
9 |
2 |
1 |
1 |
16 |
13 |
12 |
13 |
17 |
14 |
16 |
15 |
17 |
||||||||||
18 |
7 |
1 |
1 |
1 |
13 |
18 |
17 |
17 |
12 |
16 |
14 |
16 |
14 |
||||||||||
19 |
10 |
3 |
0 |
0 |
6 |
5 |
8 |
7 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
||||||||||
20 |
6 |
2 |
1 |
1 |
12 |
13 |
12 |
12 |
18 |
14 |
11 |
11 |
14 |
||||||||||
21 |
7 |
1 |
0 |
1 |
17 |
15 |
14 |
16 |
13 |
16 |
17 |
14 |
15 |
||||||||||
22 |
9 |
1 |
0 |
1 |
15 |
14 |
12 |
13 |
16 |
13 |
14 |
17 |
13 |
||||||||||
23 |
8 |
2 |
1 |
0 |
16 |
12 |
12 |
17 |
15 |
18 |
16 |
13 |
17 |
||||||||||
24 |
7 |
2 |
0 |
0 |
16 |
17 |
16 |
18 |
17 |
13 |
13 |
19 |
13 |
||||||||||
25 |
8 |
1 |
1 |
1 |
13 |
12 |
11 |
12 |
13 |
16 |
18 |
15 |
17 |
ПЕРВИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕИССЛЕДОВАНИЯ
№ п./п. |
Психометрическийтест (Керн-Ирасик) |
Качествозвукопроизношения |
Монометрическийтест "Вырезаниекруга" |
Филиппинский тест для определения физической готовности ребенка к школьным нагрузкам |
Анкетированиеродителей |
||||||||
Уровеньфункциональнойзрелости) |
Числодефектовпроизношения |
Школьнаязрелость |
Социальноеразвитие |
Организациядеятельности |
Общееразвитие |
Развитиевнимания и памяти |
Речевоеразвитие |
Развитиедвижений |
Зрительно-пространственное восприятие |
Личностноеразвитие |
Здоровье |
||
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
25 |
24 |
25 |
25 |
25 |
25 |
24 |
24 |
25 |
2 |
4 |
1 |
1 |
0 |
21 |
21 |
20 |
22 |
20 |
21 |
20 |
21 |
20 |
3 |
5 |
0 |
1 |
1 |
19 |
23 |
18 |
21 |
18 |
19 |
19 |
22 |
18 |
4 |
7 |
0 |
1 |
1 |
22 |
21 |
19 |
19 |
21 |
19 |
20 |
19 |
19 |
5 |
5 |
1 |
1 |
1 |
18 |
23 |
20 |
17 |
24 |
20 |
21 |
23 |
24 |
6 |
6 |
1 |
1 |
0 |
18 |
19 |
23 |
19 |
19 |
20 |
22 |
20 |
21 |
7 |
4 |
1 |
1 |
0 |
20 |
19 |
21 |
19 |
18 |
21 |
20 |
20 |
22 |
8 |
7 |
1 |
1 |
1 |
21 |
22 |
19 |
20 |
23 |
23 |
18 |
18 |
20 |
9 |
6 |
0 |
1 |
1 |
23 |
20 |
20 |
21 |
19 |
22 |
19 |
2 |
19 |
10 |
6 |
1 |
0 |
0 |
21 |
21 |
20 |
22 |
19 |
20 |
23 |
22 |
19 |
11 |
9 |
2 |
0 |
0 |
9 |
8 |
9 |
9 |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |
12 |
4 |
1 |
1 |
1 |
22 |
20 |
19 |
24 |
20 |
19 |
19 |
21 |
20 |
13 |
6 |
0 |
1 |
1 |
21 |
19 |
24 |
19 |
21 |
19 |
19 |
19 |
19 |
14 |
5 |
0 |
1 |
1 |
19 |
18 |
21 |
20 |
19 |
20 |
20 |
24 |
21 |
15 |
9 |
2 |
0 |
0 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
16 |
7 |
1 |
0 |
0 |
23 |
21 |
20 |
19 |
18 |
18 |
21 |
21 |
19 |
17 |
5 |
0 |
1 |
1 |
21 |
23 |
18 |
18 |
21 |
19 |
19 |
19 |
18 |
18 |
6 |
1 |
1 |
1 |
20 |
19 |
18 |
23 |
23 |
21 |
20 |
17 |
18 |
19 |
8 |
2 |
0 |
0 |
8 |
9 |
9 |
9 |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |