Файл: Оценка готовности детей к школе (Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе
1.1. Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»
1.2. Функциональная и психофизиологическая зрелость детей как компонент готовности к обучению
2. Анализ готовности группы детей к школе
2.1. Описание базы и методов исследования.
2.2. Результаты оценки готовности к школе группы дошкольников
3. Рекомендации по повышению готовности группы детей к школе
3.1. Программа повышения готовности группы дошкольников к школе
Введение
Актуальность тематики настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению. Понятие психологической готовности суммирует важнейшие с позиции успешного школьного обучения качественные показатели психического развития ребенка, поступающего в I класс.
Переход к школьному обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни ребенка, в системе его отношений с окружающими людьми. Впервые центральное место в жизни ребенка занимает общественно значимая учебная деятельность. Новое положение школьника создает особую моральную направленность его личности. Учение начинает осознаваться ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в трудовой жизни людей, за которое он несет ответственность перед всей страной.
Объект исследования – готовность ребенка к обучению в школе и ее компоненты.
Предмет исследования – функциональная и психофизиологическая зрелость детей 6-7 лет для поступления в школу.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить условия внедрения программы формирования функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления в школу.
Задачи исследования:
-
-
- Проанализировать содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе».
- Изучить функциональную и психофизиологическую зрелость детей как компонент готовности к обучению.
- Эмпирически выявить уровень функциональной и психофизиологической зрелости детей на констатирующем этапе исследования.
- Предложить и апробировать программу формирования функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 лет для поступления вшколу.
- Проследить и обсудить динамику функциональной и психофизиологической зрелости детей по итогам внедрения программы.
-
1. Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе
1.1. Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»
В рассмотрении проблемы психологической готовности к школе наблюдается большое разнообразие взглядов. Как и в психологии в целом, каждый из теоретических подходов предлагает свое видение этого психологического новообразования детей на границе дошкольного и младшего школьного возрастов. Так можно встретить определении е школьной готовности как стадию или уровень детского развития, набор навыков и знаний ребенка, как процесс, как особенность взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая из этих концепций по-разному понимает роль и ответственность ребенка, семьи и школы в достижении школьной зрелости[1].
Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими батарейных тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.
В зарубежной психологии исследование условий достижения школьной готовности ведется в плоскости микро и макро социальных систем, окружающих ребенка. Факторами достижения компетентности считаются:
- социальный статус родителей;
- образование и состояние здоровья матери;
- наличие обоих родителей (проблема неполных семей);
- семейное окружение.
Достаточно актуальной в зарубежной психологии является проблема участия школы в подготовке дошкольников к школьному образованию. Эти две образовательные ступени, по мнению многих авторов, являются неразрывно связанными. Однако опыт раннего обучения требует серьезного осмысления, поскольку выводы о его положительном влиянии на школьную успеваемость подвергается сомнению.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина. В настоящее время эта проблематика прорабатывается такими психологами как Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова и др. Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Попадая в школу, ребенок оказываетсявсовершенноновойдлянегосистемеотношений(меняетсясоциальная ситуация его развития). Центром этой ситуации становится новая для ребенка фигура – учитель. Отношения с учителем определяются новым характером требований, их обобщенностью, формальностью и оценочностью.
Так, по мнению Л.И. Божович, психологическая готовность к школьному обучению представляет собой определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе выступает такое новообразование как «внутренняя позиция школьника», представляющее собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне[2].
В работах А.И. Запорожца готовность к обучению в школе понимается как целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включающая:
- особенности мотивации;
- уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности;
- уровень формирования механизмов волевой регуляции действий ит.д. Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин считает, что успешность школьного обучения обеспечивает формирование предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относит:
- умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
- умение услышать и выполнить инструкции взрослого;
- умение работать по образцу и некоторые другие.
Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно:
- потеря непосредственности в социальных отношениях;
- обобщение переживаний, связанных с оценкой;
- особенности самоконтроля.
Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова в качестве показателей психологической готовности к школе выделяют:
- произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;
- уровень сформированности семиотической(знаково-символической) функции;
- личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач),развитие эмоциональной сферы и др.
В работах Е.Е. Кравцовой основной упор делается на роли общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы[3]:
- отношение к взрослому;
- отношение к сверстнику;
- отношение к самому себе.
Уровень развития данных сфер определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.
М.М. Безруких определяет готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьную зрелость») как тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. У детей, неготовых к систематическому обучению, по ее мнению:
- труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе;
- у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения;
- среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих;
- у них в большем числе случаев отмечаются нарушения состояния здоровья.
В большинстве указанных теорий за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе.
В тоже время, следует отметить, что в работах Л.И.Божович, Д.Б. Эльконина показано, что обучение стимулирует развитие. Подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия – «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение» может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. В теории психологического развития ребенка Л.С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которое определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослыми. То, что сегодня является «зоной ближайшего развития», завтра станет уровнем его актуального развития. Обучать, по Л.С. Выготскому, можно и нужно только тому, что лежит в «зоне ближайшего развития». Именно это ребенок способен воспринять, и именно это будет оказывать на его психику развивающее воздействие.
В последние годы проблема школьной готовности разрабатывается Н.В. Нижегородцевой. Н.В. Нижегородцева под психологической готовностью ребенка к обучению в школе понимает готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности[4].
Итак, в данном исследовании под понятием «психологическая готовность к обучению» мы будем понимать необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка 6–7лет, позволяющий ему начать систематическое обучение в группе сверстников.
1.2. Функциональная и психофизиологическая зрелость детей как компонент готовности к обучению
Структура психологической готовности к обучению в школе выступает многокомпонентным образованием. К числу видов (компонентов) психологической готовности к школьному обучению можно отнести:
- функциональную и психофизиологическую готовность;
- личностную (в том числе и мотивационную) готовность;
- интеллектуальную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Структура и содержание основных компонентов психологической готовности к школьному обучению приведена в рисунке1.
Функциональная (психофизиологическая) готовность.
К ней следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них, впервуюочередь, требуется назвать:
- возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения – позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;
- развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации – создает основу для овладения действиями письма;
- совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга– активизирует становление речи как средства познания и вербально логического мышления.
Рис. 1. Структура и содержание психической готовности к школе
В психологической литературе обсуждаются проблемы школьного обучения связанные с неадекватной этому обучению мотивацией ребенка. Нередки случаи, когда лидирующее место в мотивационной сфере занимает игровой мотив (что совершено естественно для дошкольного возраста). В этом случае обучение будет эффективным, если оно построено на использовании игровых методов. В противном случае, практически невозможным становится достижение произвольного поведения ученика в учебном процессе.
Существенные изменения происходят и в сфере самосознания дошкольника. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний. Ребенок осознает особенности отношения к нему взрослого, способен оценить свои достижения, достаточно самокритичен. Его отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность дальнейшего совершенствования. Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка ребенка, завышенная и недифферецированная, трудно говорить о личностной готовности к школьному обучению.