Файл: Оценка готовности детей к школе (Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-20% детей мы считаем не готовыми к обучению в школе; дети этой группы имеют выраженные функциональные отклонения, необходимые школьные навыки у них не сформированы, имеются дефекты звукопроизношения, результаты филиппинского и монометрического тестов у них отрицательные.

3. Рекомендации по повышению готовности группы детей к школе

3.1. Программа повышения готовности группы дошкольников к школе

С детьми 6-7-ти лет в рамках формирующего (обучающего) этапа экспериментальной работы проводилась развивающая программа (по Р.М. Битяновой).

Цикл включает 20 занятий. Частота групповых встреч 1 раз в неделю.

1) Приблизительная длительность каждого занятия – 35 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения шестилеток. Вместе с тем, еще одним необходимым элементом всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества. Нам представляется, что такая работа, ориентированная непосредственно на группу, совершенно необходима.

Раз возникнув, группа начинает путь собственного развития, постепенно и часто независимо от психолога превращаясь в мощное средство психологическое развитие в самых разных сферах. Воздействие группы существует независимо от воли психолога, однако в его силах сделать эффект такого воздействия более предсказуемым и направленным, усилить при необходимости его возможности.

С этой целью на протяжении всего существования группы психолог должен заниматься развитием и поддержание групповой динамики. Для осуществления такой работы могут использоваться ритуалы приветствия и прощании, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и так далее.


К проблеме содержания развивающей работы относится и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Мы полагаем, что наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие.

То есть, с одной стороны мы предлагаем ориентировать работу с детьми на использование сложных, многофункциональных упражнений, позволяющих решать сразу несколько задач. Скажем, упражнение на развитие внимания может одновременно способствовать выработке навыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познать еще какие-либо новые стороны своего «Я». С другой стороны, каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку, другими возможными вариациями.

Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока желание выполнять его сохраняется. Как показывает практика, для ребенка, находящегося в процессе игры, каждый новый вид активности, тип решаемой задачи составляет определенную проблему. Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугубить трудности периода, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы. Мы предлагаем ввести единую универсальную структуру группового занятия с детьми в рамках имеющейся психологической практики.

В нашем представлении, структура группового занятия должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Остановимся подробнее на каждом из элементов встречи.

Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.


Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо

– было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий.

Каждое занятие имеет стандартную форму проведения, длительность приблизительно составляет 35 минут. Мы не рассматриваем данную программу как единственно возможный вариант, не допускающих каких- либо отклонений и изменений в порядке упражнений и игр. Такие вариации, несомненно, возможны, и предусмотреть их характер чрезвычайно трудно, ориентируясь на абстрактного психолога и обобщенного ребенка. В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, психологических особенностей и пристрастий самого ведущего, несомненно, будут вноситься коррективы в длительность занятий, их содержательное наполнение.

В таблице 1 представлен тематический план занятий дошкольников6-ти лет.

Таблица1. Тематический план занятий дошкольников 6-тилет

№ занятия

Задачизанятия

Инструментарий

1

Создание условий для болееблизкого знакомства детей в микро группе,развитие наблюдательности, внимания,памяти, воображения.

мяч, сопровождение.

музыкальное

2

Стимулирование внутригрупповогообщения, развитие памяти, внимания,логического мышления, работа со словарнымзапасом детей.

мяч, сопровождение

музыкальное

3

Развитие межличностного общения вгруппе, развитие памяти (тактильной),внимания, пополнение словарногозапаса.

мяч,платок.

4

Развитие общения в группе,развитие наблюдательности, внимания, памяти,умения объединять слова в группы, определять,к какой группе относится то или иноеслово.

мяч,платок.

5

Развитие наблюдательности,внимания, памяти, произвольности движений,умения объединять слова в группы поопределенным признакам, определять, к какойгруппе относится то или иноеслово.

мяч, сопровождение

музыкальное

6

Развитие внимания, зрительнойпамяти, логического мышления (умения определять,к какой группе относится слово), произвольности движений,расширение словарногозапаса.

мяч, музыкальноесопровождение

7

Расширение словарного запаса детей,развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания,памяти, воображения.

музыкальноесопровождение

8

Развитие произвольного внимания,умения логически мыслить, развитиемыслительных ассоциативных связей,пространственной ориентации, расширение словарногозапаса.

музыкальноеобеспечение, мяч, наборпредметных картинок

9

Дальнейшее развитиемыслительных ассоциативных связей,пространственной ориентации, развитиенаблюдательности, восприятия,памяти.

музыкальноесопровождение, ручки,бумага

10

Развитие зрительного восприятия,внимания, самоконтроля, воображения.Укреплениенавыковсчета, развитиеразличныхвидовпамяти.

музыкальноесопровождение, бумага, ручка,репродукция портрета.

11

Развитие произвольного внимания,памяти, волевой сферы, формированиевыразительных движений, развитиекоммуникативных способностей.

музыкальноесопровождение, набор карточек«Азбука настроений».

12

Развитие самоконтроля, внимания,умения распознать и изображать чувства инастроения другихлюдей.

набор карточек«Азбука настроений», мяч,музыкальноесопровождение.

13

Развитие восприятия, внимания,умения определять чувства и настроениядругих; снятие агрессии истрахов.

набор карточек«Азбука настроений», бумага,кисточки, краски разных цветов(гуашь).

14

Развитие активного внимания,памяти, сообразительности, логическогомышления, умения распознавать чувства инастроения других, изображать эти настроения ичувства; работа по снятию страхов передшколой.

набор карточек«Азбука настроений», листбумаги, ручка.

15

Развитие воображения, памяти,внимания, способности к сосредоточению,умения изображать чувства и настроениядругих; снятия напряженности, страхов,боязни школы.

музыкальноесопровождение, набор картинок«Азбука настроений

16

Обучение детей расслаблению,раскованности; снятие страхов, агрессии;развитие воображения, восприятия,наблюдательности.

детские стулья,бумага, кисточки, разноцветныекраски (гуашь),игрушки детей, принесенные имииз дома.

17

Развитиемышления,

воображения, наблюдательности;

творческогоразвитие

детские стулья, детскиеигрушки,мяч.


3.2. Динамика функциональной и психофизиологической зрелости детей по итогам внедрения программы

Повторные результаты диагностики на контрольном этапе исследования приведены в Приложении №2.

Далее представим систематизированные результаты определения функциональной и психофизиологической зрелости детей на контрольном этапе исследования.

Динамика уровня функциональной готовности к поступлению в школу у испытуемых детей представлена в гистограмме на рисунке №7.

Как мы видим из рисунка 7, под воздействием участия в коррекционно- развивающей программе испытуемые дошкольники смогли значительно развить функциональную зрелость. Так, число среднезрелых детей снизилось с 21 до 13 человек за счет роста числа зрелых детей, которых на контрольном этапе исследования насчитывается уже 13 человек, хотя на констатирующем этапе в этой категории был только один ребенок.

25

21

20

15

12

13

10

5

3

1

0

0

Зрелыедети

Среднезрелыедети

Незрелыедети

Констатирующий этап

Контрольныйэтап

Рис. 7. Динамика уровня функциональной готовности к поступлению в школу у испытуемых детей

Динамика уровня развития звукопроизношения у испытуемых детей представлена в гистограмме на рисунке №8.

14

13

12

12

10

9

9

8

6

4

3

3

2

1

0

0

0дефектов

1дефект

2дефекта

3иболее

дефектов

Констатирующий этап

Контрольныйэтап

Рис. 8. Динамика уровня развития звукопроизношения у испытуемых детей

Как видно из рисунка 8, формирующий этап экспериментальной работы благотворно повлиял и на характер звукопроизношения дошкольников. Преодолеть свои дефекты смогли 8 детей, а снизить их число

  • 16 детей.

Динамика успешности прохождения монометрического теста у испытуемых детей приведена в гистограмме на рисунке 9.

Рис. 9. Динамика успешности прохождения монометрического теста у испытуемых детей

Как видно из рисунка 9, участие вкоррекционно-развивающей программе повысило успешность прохождения монометрического теста у испытуемых, а именно: на контрольном этапе исследования с тестом смогли справиться 19 человек против 14 человек на констатирующем этапе, т.е. на 5 человек больше.

Динамика успешности прохождения филиппинского теста у испытуемых детей приведена в гистограмме на рисунке №10.

25

20

21

20

15

10

5

5


4

0

Незрелыйребенок Школьнаязрелость достигнута

Констатирующий этап Контрольныйэтап

Рис. 10. Динамика успешности прохождения филиппинского теста у испытуемых детей

Как видно из рисунка 10, участие вкоррекционно-развивающей программе мало повлияло на успешность прохождения филиппинского теста у испытуемых детей, что мы связываем с характером этого теста. Предполагающего определенный уровень физического развития ребенка, на которое сложно повлиять в ходе краткосрочной программы.

Динамика готовности детей к обучению школе по итогам анкетирования родителей приведена в гистограмме на рисунке11.

Каквидноизрисунка11,судяпоанкетированиюродителей, их дети под воздействием участия в коррекционно-развивающей программе смогли значительно развить свою готовность к школьному обучению по всем изученным параметрам – социальному развитию, организации деятельности, общему развитию, развитию внимания и памяти, речевому развитию, развитию движений и пространственной ориентации, зрительно- пространственному восприятию и зрительно-моторной координации, личностному развитию ,здоровью.

Здоровье

18.88

13.92

Личностное развитие

Зрительно-пространственное восприятие

18.32

14.04

18.92

14.08

Развитие движений

18.92

14.12

Речевое развитие

Развитие внимания и памяти

19.04

14.32

19.12

13.68

Общее развитие

18.96

13.24

Организация деятельности

19.12

13.36

Социальное развитие

19.16

14.12

0

5

10

15

20

25

Среднее значение на контрольном этапе

Среднее значение на констатирующем этапе

Рис. 11. Динамика готовности детей к обучению школе по итогам анкетирования родителей

Итак, по итогам внедрения программы развития функциональной и психофизиологической зрелости детей на контрольном этапе исследования было установлено следующее:

  • процент готовых к обучению в школе детей возрос с 4% на констатирующем этапе до 36% на контрольном этапе исследования;
  • процент условно готовых к обучению в школе детей изменился с76% на констатирующем этапе до 48% на контрольном этапе исследования за счет того, что возрос процент полностью готовых к обучению в школе детей;
  • процент неготовых к обучению в школе детей составляет 16%, эти дети находятся в зоне риска, а потому требуют разработки индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих их функциональную незрелость и предлагающих пути ее преодоления.