Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, под мотивационно-личностной готовностью кшкольному обучению в данной работе будет пониматься стремление ребенкомосвоить новую социальную позицию ученика, а под внутренней позициейшкольника

– способность к усвоению данной социальнойроли.

Интеллектуальнаяготовность

Интеллектуальная готовность состоит в умении детейвыделять существенные моменты в явления окружающейдействительности, сравнивать их, находя общее и различное, обобщать, выделятьпричинно- следственныесвязи.

Немаловажную роль в школьном обучении играет ииспользование знаковой системы. С первых дней пребывания ребенка в школеему предлагаетсяоперироватьнесреальнымиобъектами,аихсимволической формой, что является единственно возможным путем освоениянаучного знания. Переход от эмпирического к теоретическому способупознания предполагает высокий уровень освоения знаково-символическойфункции. Способность обозначать и пользоваться знаками – необходимоеусловие успешного обучения вшколе[5].

Итак, под интеллектуальной готовностью к школьному обучениюв данной работе будет пониматься достаточное развитиеспособов познавательнойдеятельности.

Эмоционально-волевая готовность является важнойсоставляющей психологической готовности к школе. Некоторые авторы придаютее развитию первостепенную важность. Система отношений в школе, переходк новому виду деятельности (учебной) предполагает наличиеспособности управлять своим поведение. Спонтанность поведения,присущая дошкольнику, делает невозможной успешную адаптацию ребенка кшколе. Поведениеребенкадолжностатьпроизвольным,что,помнению Д.Б. Эльконина, означает наличие умения сознательно подчинятьсвои действия правилу, требованию взрослого, часто идущего вразрезсо спонтанным, непосредственным стремлением ребенка. Необходимо,чтобы ребенок мог внимательно слушать говорящего и выполнятьзадания, предъявляемые в устной форме, самостоятельно выполнять заданиес помощью зрительно воспринимаемого образца. Причем, важно, чтобыэти возможности ребенок мог реализовать не только в деятельности,которая представляет для него собственный интерес (например, игра), но и втом случае, когда для реализации деятельности необходимо осуществитьволевое усилие. Требуемая возможность появляется на пересечении двухлиний детского развития, до некоторого времени движущихсянезависимо. Интеллектуальные возможности ребенка вплетаются вфункционирование егоэмоциональнойсферы.Л.С.Выготскийназываетэтотпроцесс–«интеллектуализацияаффекта».Старшийдошкольникначинаетпредпочитать играм с развернутым сюжетом игры по правилам.Соблюдениеправила в игре со сверстником подготавливает ребенка к роли ученика,для которого соблюдение правила становится первостепеннойзадачей.


Итак, под эмоционально-волевой готовностью к школьномуобучению в исследовании будет пониматься достаточный уровень освоенияребенком социальных норм выражения чувств и способности регулироватьсвое поведение на основе эмоционального предвосхищения ипрогнозирования.

Впоследнеевремявсеболееактивнообсуждаетсякоммуникативная готовность ребенка к школе. Коммуникативная готовностьрассматривается как результат определенного уровня развития общения и выступаеткак готовность ребенка к произвольному общению с учителем и сверстникамив контексте поставленной учебной задачи и учебногосодержания. Коммуникативная готовность создает возможности дляпродуктивного сотрудничества ребенка с учителем и трансляции культурного опытав процессе обучения. Важной ее составляющей являетсякоммуникативная инициатива. Готовый к школьному обучению ребенок может не толькобыть инициатором нового контакта (подойти и заговорить с чужимребенком, взрослым), он владеет необходимыми средствами общения –может сформулировать вопрос или просьбу, объяснить, с чем связаны затруднениявреализации деятельности. Эта способность вызревает в рамахпредыдущего возрастного периода.

Дошкольник пытается проникнуть в мир человеческихотношений, освоить смыл норм, которые его регулируют. Следованиесоциально приемлемым нормам поведения становится значимым длянего, подкрепляется положительным отношением взрослых к ихвыполнению. Коммуникативная компетентность является необходимой дляосвоения нового уровня отношений с взрослым и сосверстниками.Она обеспечивается освоением внеситуативными формами общения.Ребенок должен овладеть способностью «выходить за пределы актуальнойситуации» во взаимодействии с другим человеком. Способность мысленноперенестись в иную ситуацию существенно расширяет границы человеческогопознания. С первых дней обучения в школе, ученику предлагается познакомитьсяс множеством явлений человеческой культуры, используявнеситуативно- познавательные формы общения.

Итак, под коммуникативной готовностью к школьному обучениюв исследовании будет пониматься готовность к произвольному общениюс учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачии учебногосодержания.

2. Анализ готовности группы детей к школе


2.1. Описание базы и методов исследования

В качестве базы исследования выступает МБДОУ "Сказка" р.п. Кольцово (Новосибирская область).

В эмпирической оценке функциональной ипсихофизиологической зрелостидетейдляпоступлениявшколупринялиучастие25детей6-7лет,

14 мальчиков и 11 девочек. Все дети воспитываются вблагополучных семьях, посещают дошкольную образовательную организацию, неимеют хронических заболеваний и отклонений вразвитии.

Родители всех испытуемых детей дали свое согласие на участие детейв диагностической и коррекционно-развивающейработе.

Диагностика детей проходила в первой половине дня, вспециально оборудованном помещении с естественным освещением ирегулярным проветриванием.

Коррекционно-развивающая работа проходила после обеда,в специально оборудованном помещении с естественным освещениеми регулярнымпроветриванием.

Для оценки функциональной и психофизиологической зрелостидетей 6-7 лет для поступления в школу была использована следующаябатарея тестов:

- психометрический тестКерна-Ирасека;

Цель – выявить уровень функциональной готовности ребенкак поступлению в школу.

За каждое задание выставляется оценка. Наивысшей оценкой считается1, наихудшей–5.Суммаоценокзавсе3заданиядаетобщийбалл.Узрелых детей общая оценка составляет 3-5 баллов, у среднезрелых – 6-9 баллов,у незрелых – 10 иболее.

  • тест на выявление качествазвукопроизношения;

Цель – определить качество звукопроизношения ребенка.Тест заключается в том, что ребенку предлагают по картинкам назватьвслух предметы, в названии которых встречаются различные группызвуков: сенсорных, свистящих и шипящих. Картинки подбираются так, чтобызвуки встречались в начале, середине и конце слова. Фиксируются все дефектыв произношениизвуковребенка.Наличиедефектавпроизношениихотябы одного звука указывает невыполнениезадания.

  • монометрический тест «Вырезаниекруга»;

Цель–выявитьуровеньразвитиямелкоймоторикиребенка,атакже его способность четко следовать инструкции. Тест заключается в том,что ребенку дают карточку из плотного ватмана, на котором изображенафигура, состоящая из 7 концентрических кругов. Затем ему даютразработанные, соответствующие руке ножницы и предлагают вырезать круг посередине утолщенной линии. Время начала работы фиксируется после того,как ребенок дорезал карточку до утолщенной линии. Работа должнабыть выполненаза1минуту,втечениекоторойвырезаетсянеменее8/9круга.В ходе работы допускается перерезать 2 раза одну тонкую линию или 1 раздве тонких линии. Ребенку предоставляются две попытки. Тестсчитается невыполненным при превышении времени вырезания (более 1 минуты) ипри большом количествеошибок.


Цель–определитьфизическуюготовностькшкольнымнагрузкаму ребенка. Тестсостоит в следующем:привертикальном положенииголовыприлегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к мочке уха. Еслипри этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тестсчитается положительным: организм ребенка готов к началу обучения вшколе.

- анкетированиеродителей;

Цель – выявить уровень готовности ребенка к обучению вшколе. Анкетирование представлено утверждениями, требующими оценки от 1 до5 и сгруппированными по следующимпараметрам:

  • социальноеразвитиеребенка;
  • организациядеятельности;
  • общееразвитие;
  • развитиевнимания ипамяти;
  • речевоеразвитие;
  • развитие движений и пространственная ориентация;
  • зрительно-пространственноевосприятиеизрительно-моторные координации;
  • личностноеразвитие;
  • здоровье (от 1 года до 5лет).

2.2. Результаты оценки готовности к школе группы дошкольников

Результаты диагностики на констатирующемэтапе исследования приведены в Приложении.

Далее представим систематизированные результатыопределения функциональной и психофизиологической зрелости детейна констатирующем этапеисследования.

Первой примененной методикой в исследованиивыступил психометрический тестКерна-Ирасека.Распределение уровня функциональной готовности к поступлениюв школу у испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке2.

3чел.

12%

4%

21чел.

84%

Зрелыедети

Среднезрелыедети

Незрелыедети

Рис. 2. Распределение уровня функциональной готовности к поступлениюв школу у испытуемыхдетей

Как видно из рисунка 2, подавляющее большинство испытуемыхдетей

  • 84% – по итогам диагностики могут быть отнесены к категории среднезрелых детей. 12% выборки детей входит в категорию незрелых, а4% могут быть отнесены кзрелым.

Далее был проведен тест на выявление качествазвукопроизношения.

Распределение уровня развития звукопроизношения уиспытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке3.

1

чел. 4%

3чел.

12%

9чел.

36%

12чел.

48%

0дефектов

1дефект

2дефекта

3иболеедефектов

Рис. 3. Распределение уровня развития звукопроизношения уиспытуемых детей

Как видно из рисунка 3, не имеет никакихдефектов звукопроизношения лишь 4% опрошенных детей, незначительноечисло дефектов произношения (1 или 2) имеют соответственно 36%и48% выборки. Значительное число дефектов произношения – 3 и более – продемонстрировали 12% опрошенныхдетей.


Затем был выполнен монометрический тест «Вырезаниекруга».

Распределение успешности прохождения монометрического тестау испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке4.

Тест"Вырезаниекруга"

11чел.

44%

14чел.

56%

Тест невыполнен

Тест выполнен

Рис. 4. Распределение успешности прохождения монометрического тестау испытуемыхдетей

Как видно из рисунка 4, справиться с монометрическим тестомна вырезание круга безошибочно в указанный временной интервал смоглилишь 44% детей. Большинство – 56% – в полной мере с тестом не справились:либо не уложились в отведенные временные рамки, либо совершили ошибкипри вырезании.

Четвертой методикой стал филиппинский тест дляопределения физической готовности ребенка к школьнымнагрузкам.

Распределение успешности прохождения филиппинского тестау испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке5.

С филиппинским тестом справился больший процент испытуемых– 80% (рис.5).

Физическаяготовностьребенкак

школьнымнагрузкам

5чел.

20%

20чел.

80%

Незрелыйребенок

Школьнаязрелость достигнута

Рис. 5. Распределение успешности прохождения филиппинского тестау испытуемыхдетей

Заключительным способом диагностики выступилоанкетирование родителейдошкольников.Распределение готовности детей к обучению школе поитогам анкетирования родителей приведено в диаграмме на рисунке6.

Рис. 6. Распределение готовности детей к обучению школе поитогам анкетированияродителей

Как видно из рисунка 6, на констатирующем этапе исследования в ходе анкетирования родителей было установлено, что наиболее развитыми сторонами своих детей родители считают речевое и социальное развитие, наименее развитыми сторонами – организацию деятельности и здоровье в период от 1 года до 5 лет.

Итак, в результате диагностики уровня функциональнойи психофизиологической зрелости детей на констатирующемэтапе исследования было установленоследующее:

  • 4% детей мы можем считать готовыми к обучению в школе; этидети имеют нормальный уровень нервно-психического развития, неимеют заметных дефектов произношения, по тесту Керна-Ирасека получили от 3до баллов, имеют положительный результат выполнения филиппинского и монометрического тестов;
  • 76% мы можем считать условно готовыми к обучению в школе;дети этой категории имеют незначительные отклонения в поведении,обладаютодним-двумя дефектами произношения, по тесту Керна-Ирасека получилиот 6 до 9баллов;