Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе
1.1. Содержание понятия «готовность ребенка к обучению в школе»
1.2. Функциональная и психофизиологическая зрелость детей как компонент готовности к обучению
2. Анализ готовности группы детей к школе
2.1. Описание базы и методов исследования
2.2. Результаты оценки готовности к школе группы дошкольников
3. Рекомендации по повышению готовности группы детей к школе
3.1. Программа повышения готовности группы дошкольников к школе
Итак, под мотивационно-личностной готовностью кшкольному обучению в данной работе будет пониматься стремление ребенкомосвоить новую социальную позицию ученика, а под внутренней позициейшкольника
– способность к усвоению данной социальнойроли.
Интеллектуальнаяготовность
Интеллектуальная готовность состоит в умении детейвыделять существенные моменты в явления окружающейдействительности, сравнивать их, находя общее и различное, обобщать, выделятьпричинно- следственныесвязи.
Немаловажную роль в школьном обучении играет ииспользование знаковой системы. С первых дней пребывания ребенка в школеему предлагаетсяоперироватьнесреальнымиобъектами,аихсимволической формой, что является единственно возможным путем освоениянаучного знания. Переход от эмпирического к теоретическому способупознания предполагает высокий уровень освоения знаково-символическойфункции. Способность обозначать и пользоваться знаками – необходимоеусловие успешного обучения вшколе[5].
Итак, под интеллектуальной готовностью к школьному обучениюв данной работе будет пониматься достаточное развитиеспособов познавательнойдеятельности.
Эмоционально-волевая готовность является важнойсоставляющей психологической готовности к школе. Некоторые авторы придаютее развитию первостепенную важность. Система отношений в школе, переходк новому виду деятельности (учебной) предполагает наличиеспособности управлять своим поведение. Спонтанность поведения,присущая дошкольнику, делает невозможной успешную адаптацию ребенка кшколе. Поведениеребенкадолжностатьпроизвольным,что,помнению Д.Б. Эльконина, означает наличие умения сознательно подчинятьсвои действия правилу, требованию взрослого, часто идущего вразрезсо спонтанным, непосредственным стремлением ребенка. Необходимо,чтобы ребенок мог внимательно слушать говорящего и выполнятьзадания, предъявляемые в устной форме, самостоятельно выполнять заданиес помощью зрительно воспринимаемого образца. Причем, важно, чтобыэти возможности ребенок мог реализовать не только в деятельности,которая представляет для него собственный интерес (например, игра), но и втом случае, когда для реализации деятельности необходимо осуществитьволевое усилие. Требуемая возможность появляется на пересечении двухлиний детского развития, до некоторого времени движущихсянезависимо. Интеллектуальные возможности ребенка вплетаются вфункционирование егоэмоциональнойсферы.Л.С.Выготскийназываетэтотпроцесс–«интеллектуализацияаффекта».Старшийдошкольникначинаетпредпочитать играм с развернутым сюжетом игры по правилам.Соблюдениеправила в игре со сверстником подготавливает ребенка к роли ученика,для которого соблюдение правила становится первостепеннойзадачей.
Итак, под эмоционально-волевой готовностью к школьномуобучению в исследовании будет пониматься достаточный уровень освоенияребенком социальных норм выражения чувств и способности регулироватьсвое поведение на основе эмоционального предвосхищения ипрогнозирования.
Впоследнеевремявсеболееактивнообсуждаетсякоммуникативная готовность ребенка к школе. Коммуникативная готовностьрассматривается как результат определенного уровня развития общения и выступаеткак готовность ребенка к произвольному общению с учителем и сверстникамив контексте поставленной учебной задачи и учебногосодержания. Коммуникативная готовность создает возможности дляпродуктивного сотрудничества ребенка с учителем и трансляции культурного опытав процессе обучения. Важной ее составляющей являетсякоммуникативная инициатива. Готовый к школьному обучению ребенок может не толькобыть инициатором нового контакта (подойти и заговорить с чужимребенком, взрослым), он владеет необходимыми средствами общения –может сформулировать вопрос или просьбу, объяснить, с чем связаны затруднениявреализации деятельности. Эта способность вызревает в рамахпредыдущего возрастного периода.
Дошкольник пытается проникнуть в мир человеческихотношений, освоить смыл норм, которые его регулируют. Следованиесоциально приемлемым нормам поведения становится значимым длянего, подкрепляется положительным отношением взрослых к ихвыполнению. Коммуникативная компетентность является необходимой дляосвоения нового уровня отношений с взрослым и сосверстниками.Она обеспечивается освоением внеситуативными формами общения.Ребенок должен овладеть способностью «выходить за пределы актуальнойситуации» во взаимодействии с другим человеком. Способность мысленноперенестись в иную ситуацию существенно расширяет границы человеческогопознания. С первых дней обучения в школе, ученику предлагается познакомитьсяс множеством явлений человеческой культуры, используявнеситуативно- познавательные формы общения.
Итак, под коммуникативной готовностью к школьному обучениюв исследовании будет пониматься готовность к произвольному общениюс учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачии учебногосодержания.
2. Анализ готовности группы детей к школе
2.1. Описание базы и методов исследования
В качестве базы исследования выступает МБДОУ "Сказка" р.п. Кольцово (Новосибирская область).
В эмпирической оценке функциональной ипсихофизиологической зрелостидетейдляпоступлениявшколупринялиучастие25детей6-7лет,
14 мальчиков и 11 девочек. Все дети воспитываются вблагополучных семьях, посещают дошкольную образовательную организацию, неимеют хронических заболеваний и отклонений вразвитии.
Родители всех испытуемых детей дали свое согласие на участие детейв диагностической и коррекционно-развивающейработе.
Диагностика детей проходила в первой половине дня, вспециально оборудованном помещении с естественным освещением ирегулярным проветриванием.
Коррекционно-развивающая работа проходила после обеда,в специально оборудованном помещении с естественным освещениеми регулярнымпроветриванием.
Для оценки функциональной и психофизиологической зрелостидетей 6-7 лет для поступления в школу была использована следующаябатарея тестов:
- психометрический тестКерна-Ирасека;
Цель – выявить уровень функциональной готовности ребенкак поступлению в школу.
За каждое задание выставляется оценка. Наивысшей оценкой считается1, наихудшей–5.Суммаоценокзавсе3заданиядаетобщийбалл.Узрелых детей общая оценка составляет 3-5 баллов, у среднезрелых – 6-9 баллов,у незрелых – 10 иболее.
- тест на выявление качествазвукопроизношения;
Цель – определить качество звукопроизношения ребенка.Тест заключается в том, что ребенку предлагают по картинкам назватьвслух предметы, в названии которых встречаются различные группызвуков: сенсорных, свистящих и шипящих. Картинки подбираются так, чтобызвуки встречались в начале, середине и конце слова. Фиксируются все дефектыв произношениизвуковребенка.Наличиедефектавпроизношениихотябы одного звука указывает невыполнениезадания.
- монометрический тест «Вырезаниекруга»;
Цель–выявитьуровеньразвитиямелкоймоторикиребенка,атакже его способность четко следовать инструкции. Тест заключается в том,что ребенку дают карточку из плотного ватмана, на котором изображенафигура, состоящая из 7 концентрических кругов. Затем ему даютразработанные, соответствующие руке ножницы и предлагают вырезать круг посередине утолщенной линии. Время начала работы фиксируется после того,как ребенок дорезал карточку до утолщенной линии. Работа должнабыть выполненаза1минуту,втечениекоторойвырезаетсянеменее8/9круга.В ходе работы допускается перерезать 2 раза одну тонкую линию или 1 раздве тонких линии. Ребенку предоставляются две попытки. Тестсчитается невыполненным при превышении времени вырезания (более 1 минуты) ипри большом количествеошибок.
Цель–определитьфизическуюготовностькшкольнымнагрузкаму ребенка. Тестсостоит в следующем:привертикальном положенииголовыприлегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к мочке уха. Еслипри этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тестсчитается положительным: организм ребенка готов к началу обучения вшколе.
- анкетированиеродителей;
Цель – выявить уровень готовности ребенка к обучению вшколе. Анкетирование представлено утверждениями, требующими оценки от 1 до5 и сгруппированными по следующимпараметрам:
- социальноеразвитиеребенка;
- организациядеятельности;
- общееразвитие;
- развитиевнимания ипамяти;
- речевоеразвитие;
- развитие движений и пространственная ориентация;
- зрительно-пространственноевосприятиеизрительно-моторные координации;
- личностноеразвитие;
- здоровье (от 1 года до 5лет).
2.2. Результаты оценки готовности к школе группы дошкольников
Результаты диагностики на констатирующемэтапе исследования приведены в Приложении.
Далее представим систематизированные результатыопределения функциональной и психофизиологической зрелости детейна констатирующем этапеисследования.
Первой примененной методикой в исследованиивыступил психометрический тестКерна-Ирасека.Распределение уровня функциональной готовности к поступлениюв школу у испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке2.
3чел.
12%
4%
21чел.
84%
Зрелыедети
Среднезрелыедети
Незрелыедети
Рис. 2. Распределение уровня функциональной готовности к поступлениюв школу у испытуемыхдетей
Как видно из рисунка 2, подавляющее большинство испытуемыхдетей
- 84% – по итогам диагностики могут быть отнесены к категории среднезрелых детей. 12% выборки детей входит в категорию незрелых, а4% могут быть отнесены кзрелым.
Далее был проведен тест на выявление качествазвукопроизношения.
Распределение уровня развития звукопроизношения уиспытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке3.
1
чел. 4%
3чел.
12%
9чел.
36%
12чел.
48%
0дефектов
1дефект
2дефекта
3иболеедефектов
Рис. 3. Распределение уровня развития звукопроизношения уиспытуемых детей
Как видно из рисунка 3, не имеет никакихдефектов звукопроизношения лишь 4% опрошенных детей, незначительноечисло дефектов произношения (1 или 2) имеют соответственно 36%и48% выборки. Значительное число дефектов произношения – 3 и более – продемонстрировали 12% опрошенныхдетей.
Затем был выполнен монометрический тест «Вырезаниекруга».
Распределение успешности прохождения монометрического тестау испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке4.
Тест"Вырезаниекруга"
11чел.
44%
14чел.
56%
Тест невыполнен
Тест выполнен
Рис. 4. Распределение успешности прохождения монометрического тестау испытуемыхдетей
Как видно из рисунка 4, справиться с монометрическим тестомна вырезание круга безошибочно в указанный временной интервал смоглилишь 44% детей. Большинство – 56% – в полной мере с тестом не справились:либо не уложились в отведенные временные рамки, либо совершили ошибкипри вырезании.
Четвертой методикой стал филиппинский тест дляопределения физической готовности ребенка к школьнымнагрузкам.
Распределение успешности прохождения филиппинского тестау испытуемых детей приведено в диаграмме на рисунке5.
С филиппинским тестом справился больший процент испытуемых– 80% (рис.5).
Физическаяготовностьребенкак
школьнымнагрузкам
5чел.
20%
20чел.
80%
Незрелыйребенок
Школьнаязрелость достигнута
Рис. 5. Распределение успешности прохождения филиппинского тестау испытуемыхдетей
Заключительным способом диагностики выступилоанкетирование родителейдошкольников.Распределение готовности детей к обучению школе поитогам анкетирования родителей приведено в диаграмме на рисунке6.
Рис. 6. Распределение готовности детей к обучению школе поитогам анкетированияродителей
Как видно из рисунка 6, на констатирующем этапе исследования в ходе анкетирования родителей было установлено, что наиболее развитыми сторонами своих детей родители считают речевое и социальное развитие, наименее развитыми сторонами – организацию деятельности и здоровье в период от 1 года до 5 лет.
Итак, в результате диагностики уровня функциональнойи психофизиологической зрелости детей на констатирующемэтапе исследования было установленоследующее:
- 4% детей мы можем считать готовыми к обучению в школе; этидети имеют нормальный уровень нервно-психического развития, неимеют заметных дефектов произношения, по тесту Керна-Ирасека получили от 3до баллов, имеют положительный результат выполнения филиппинского и монометрического тестов;
- 76% мы можем считать условно готовыми к обучению в школе;дети этой категории имеют незначительные отклонения в поведении,обладаютодним-двумя дефектами произношения, по тесту Керна-Ирасека получилиот 6 до 9баллов;