Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей 6-7лет;
  • учет стартового (имеющегося) у детей уровня функциональной и психофизиологическойзрелости;
  • использование в рамках коррекционно-развивающих занятийигровой деятельности как ведущей деятельностидошкольников.

Заключение

По итогам выполнения исследования удалось достичь поставленнойво введении цели работы, что обеспечило теоретическое обоснованиеи экспериментальную проверку условий внедрения программыформирования функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 летдля поступления вшколу.

Для достижения поставленной цели был выполненследующий комплексзадач:

  • рассмотрены психолого-педагогические особенностиребенка старшего дошкольноговозраста;
  • проанализировано содержание понятия «готовность ребенкак обучению вшколе»;
  • изучена функциональная и психофизиологическая зрелость детейкак компонент готовности кобучению;
  • эмпирически выявлен уровень функциональнойи психофизиологической зрелости детей на констатирующемэтапе исследования;
  • предложена и апробирована программаформирования функциональной и психофизиологической зрелости детей 6-7 летдля поступления вшколу;
  • выявлена динамика функциональной ипсихофизиологической зрелости детей по итогам внедренияпрограммы.

Качественный и количественный анализ эмпирическихданных позволил доказать, что программа формирования функциональной и психофизиологической зрелостиобеспечит рост параметров готовности к обучению в школе у детей 6-7 летпри соблюдении следующихусловий:

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей 6-7лет;
  • учет стартового (имеющегося) у детей уровня функциональной и психофизиологическойзрелости;
  • использование в рамках коррекционно-развивающих занятийигровой деятельности как ведущей деятельностидошкольников.

Такимобразом,цельработыбыладостигнута,задачиреализованы,а гипотеза нашла своеподтверждение.

В результате диагностики уровня функциональнойи психофизиологической зрелости детей на констатирующемэтапе исследования было установленоследующее:

  • 4% детей мы можем считать готовыми к обучению в школе; этидети имеют нормальный уровень нервно-психического развития, неимеют заметных дефектов произношения, по тесту Керна-Ирасека получили от 3до баллов, имеют положительный результат выполнения филиппинскогои монометрического тестов;
  • 76% мы можем считать условно готовыми к обучению в школе;дети этой категории имеют незначительные отклонения в поведении,обладают одним-двумя дефектами произношения, по тесту Керна-Ирасека получилиот 6 до 9баллов;
  • 20%детеймысчитаемнеготовымикобучениювшколе;детиэтой группы имеют выраженные функциональные отклонения,необходимые школьные навыки у них не сформированы, имеютсядефекты звукопроизношения, результаты филиппинского и монометрическоготестов
  • отрицательные.

По итогам внедрения программы развития функциональнойи психофизиологической зрелости детей на контрольном этапеисследования было установленоследующее:

    • процент готовых к обучению в школе детей возрос с 4%на констатирующем этапе до 36% на контрольном этапеисследования;
    • процент условно готовых к обучению в школе детей изменился с76% на констатирующем этапе до 48% на контрольном этапе исследования засчет того, что возрос процент полностью готовых к обучению в школедетей;
    • процентнеготовыхкобучениювшколедетейсоставляет16%,эти дети находятся в зоне риска, а потому требуют разработкииндивидуальныхобразовательных маршрутов, учитывающих их функциональную незрелость и предлагающих пути еепреодоления.

Выявленная динамика функциональной ипсихофизиологической зрелости детей по итогам внедрения программы считаетсянами положительной, что подтверждает эффективность реализованнойпрограммы и доказывает выдвинутую во введении гипотезуисследования.

Список литературы

  1. ВераксаН.Е.Развитиеребенкавдошкольномдетстве/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 70с.
  2. ВолковБ.С.Готовимребенкакшколе/Б.С.Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2018. – 192с.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский.М.: Смысл, 2016. – 1136с.
  4. Гуткина Н.И. Диагностическая программа поопределению психологическойготовностидетей6-7леткшкольномуобучению / Н.И. Гуткина. – М.: МГППУ, 2016. – 68с.
  5. Диагностика готовности ребенка к школе / А.И. Булычева и др.; под ред. Н.Е. Вераксы. – М.:Мозаика-Синтез, 2017. – 104с.
  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольноговозраста/ подредакциейО.М.Дьяченко,Т.В.Лаврентьевой.–М.:ГномиД,2015.– 144с.
  7. ЗагвоздкинВ.К.Готовностькшколе/В.Загвоздкин.–СПб.:Деметра, 2016. – 91с.
  8. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы: психологическая готовность к школьному обучению, адаптация детейк школе, психодиагностика младшего школьника, коррекционнаяработа психолога в начальной школе, развитие интеллектуальных способностей/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 5-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. –442 с.
  9. Каменская В.Г. Детская психология сэлементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. –288 с.
  10. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучениюв основнойшколе:структура,диагностика,формирование/Т.Н.Князева.– СПб.:Речь, 2017. – 118с.
  11. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольногодетства/ О.О. Косякова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 415с.
  12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к школе/ Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2016. – 167с.
  13. Кумарина Г. Педагогическая диагностика всистеме формирования готовности – способности детей к обучению вусловиях реализации новых образовательных стандартов: актуальные вопросытеории и практики / Г. Кумарина. – М.: Перспектива, 2016. – 171с.
  14. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе: / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Владос,2016. – 326с.
  15. Определение готовностидетейкобучениювшколе/сост. Е.А. Чаус, Г.П. Попова . – Волгоград: Учитель, 2017. – 90с.
  16. Пасечник Л.В. Диагностика психологической готовности детей6- 7 лет к обучению в школе / Л.В. Пасечник. – М.: Скрипторий, 2019. – 112с.
  17. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки:индивидуальная готовностькшколе:диагностикаикоррекция/К.Н.Поливанова.–М.: Генезис, 2016. – 271с.
  18. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева.– 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академия, 2016. – 408с.

Приложение1

ПЕРВИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕИССЛЕДОВАНИЯ

№ п./п.

сихометрическийтест(Керн-Ирасик)

Качествозвукопроизношения

Монометрическийтест "Вырезаниекруга"

Филиппинскийтестдля определения физической готовностиребенка к школьным нагрузкам

Анкетированиеродителей

Уровеньфункциональнойзрелости)

Числодефектовпроизношения

Школьнаязрелость

Социальноеразвитие

Организациядеятельности

Общееразвитие

Развитиевниманияи памяти

Речевоеразвитие

Развитиедвижений

Зрительно-пространственное

восприятие

Личностноеразвитие

Здоровье

1

3

0

1

1

23

25

21

24

21

20

22

22

21

2

6

1

1

0

16

12

14

13

14

16

14

15

11

3

9

2

0

1

17

15

12

12

17

13

16

14

15

4

7

2

1

1

12

12

16

14

12

16

13

13

14

5

8

2

1

1

17

17

13

13

18

12

12

16

17

6

6

1

1

0

14

13

18

12

15

18

16

13

13

7

7

1

0

0

16

15

12

15

19

18

15

18

17

8

9

2

0

1

14

12

14

12

13

12

14

11

14

9

6

2

0

1

12

16

12

17

12

15

13

15

13

10

7

1

0

0

19

12

16

12

19

15

16

19

16

11

10

3

0

0

5

6

5

8

6

5

6

5

7

12

7

2

1

1

15

14

12

14

13

12

15

11

13

13

9

2

1

1

12

12

14

13

15

16

13

15

17

14

9

1

1

1

17

17

15

17

17

13

18

18

15

15

11

3

0

0

7

5

8

9

7

8

9

7

8

16

6

2

1

0

13

12

15

12

13

18

14

13

11

17

9

2

1

1

16

13

12

13

17

14

16

15

17

18

7

1

1

1

13

18

17

17

12

16

14

16

14

19

10

3

0

0

6

5

8

7

6

6

7

6

6

20

6

2

1

1

12

13

12

12

18

14

11

11

14

21

7

1

0

1

17

15

14

16

13

16

17

14

15

22

9

1

0

1

15

14

12

13

16

13

14

17

13

23

8

2

1

0

16

12

12

17

15

18

16

13

17

24

7

2

0

0

16

17

16

18

17

13

13

19

13

25

8

1

1

1

13

12

11

12

13

16

18

15

17


Приложение2

ПЕРВИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА КОНТРОЛЬНОМ ЭТАПЕИССЛЕДОВАНИЯ

№ п./п.

Психометрическийтест (Керн-Ирасик)

Качествозвукопроизношения

Монометрическийтест "Вырезаниекруга"

Филиппинский тест для определения физической готовности ребенка к школьным нагрузкам

Анкетированиеродителей

Уровеньфункциональнойзрелости)

Числодефектовпроизношения

Школьнаязрелость

Социальноеразвитие

Организациядеятельности

Общееразвитие

Развитиевнимания и памяти

Речевоеразвитие

Развитиедвижений

Зрительно-пространственное

восприятие

Личностноеразвитие

Здоровье

1

3

0

1

1

25

24

25

25

25

25

24

24

25

2

4

1

1

0

21

21

20

22

20

21

20

21

20

3

5

0

1

1

19

23

18

21

18

19

19

22

18

4

7

0

1

1

22

21

19

19

21

19

20

19

19

5

5

1

1

1

18

23

20

17

24

20

21

23

24

6

6

1

1

0

18

19

23

19

19

20

22

20

21

7

4

1

1

0

20

19

21

19

18

21

20

20

22

8

7

1

1

1

21

22

19

20

23

23

18

18

20

9

6

0

1

1

23

20

20

21

19

22

19

2

19

10

6

1

0

0

21

21

20

22

19

20

23

22

19

11

9

2

0

0

9

8

9

9

8

9

8

9

8

12

4

1

1

1

22

20

19

24

20

19

19

21

20

13

6

0

1

1

21

19

24

19

21

19

19

19

19

14

5

0

1

1

19

18

21

20

19

20

20

24

21

15

9

2

0

0

9

8

8

8

8

9

9

9

9

16

7

1

0

0

23

21

20

19

18

18

21

21

19

17

5

0

1

1

21

23

18

18

21

19

19

19

18

18

6

1

1

1

20

19

18

23

23

21

20

17

18

19

8

2

0

0

8

9

9

9

8

9

8

9

8