Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические основы оценки готовности ребенка в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-20%детеймысчитаемнеготовымикобучениювшколе;детиэтой группы имеют выраженные функциональные отклонения,необходимые школьные навыки у них не сформированы, имеютсядефекты звукопроизношения, результаты филиппинского и монометрическоготестов

  • отрицательные.

3. Рекомендации по повышению готовности группы детей к школе

3.1. Программа повышения готовности группы дошкольников к школе

С детьми 6-7-ти лет в рамках формирующего (обучающего)этапа экспериментальнойработыпроводиласьразвивающаяпрограмма(по Р.М. Битяновой).

Цикл включает 20 занятий. Частота групповых встреч 1 раз внеделю.

1) Приблизительная длительность каждого занятия – 35 минут,в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражненийи других конкретных обстоятельствработы.

Основное содержание групповых занятий составляют игрыи психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательнойи эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социальногоповедения шестилеток. Вместе с тем, еще одним необходимым элементом всехзанятий должны быть психотехники, направленные на развитиесобственно групповых структур и процессов, поддержаниеблагоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитиедетского сообщества. Нам представляется, что такая работа,ориентированная непосредственно на группу, совершеннонеобходима.

Раз возникнув, группа начинает путь собственногоразвития, постепенно и часто независимо от психолога превращаясь в мощноесредствопсихологическое развитие в самых разных сферах. Воздействиегруппы существует независимо от воли психолога, однако в его силахсделать эффект такого воздействия более предсказуемым и направленным,усилить при необходимости еговозможности.

С этой целью на протяжении всего существования группыпсихолог должен заниматься развитием и поддержание групповой динамики.Для осуществлениятакойработымогутиспользоватьсяритуалыприветствияи прощании, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействияи сотрудничества детей, совместного поиска решений или ихвариантов, соревновательные ситуации и такдалее.


К проблеме содержания развивающей работы относится и вопросо количествеигриупражнений,используемыхвходезанятия.Мыполагаем, что наибольший развивающий эффект достигается не за счетувеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболееполного использования потенциальных возможностей каждого изкомплексных упражнений, включенных взанятие.

То есть, с одной стороны мы предлагаем ориентировать работус детьми на использование сложных, многофункциональныхупражнений, позволяющих решать сразу несколько задач. Скажем, упражнениена развитие внимания может одновременно способствовать выработкенавыков общения, способствовать сплочению группы, позволять ребенку познатьеще какие-либо новые стороны своего «Я». С другой стороны,каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями,с передачей функций ведущего от взрослого к каждому желающемуребенку, другими возможнымивариациями.

Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям,его надовключатьвработугруппыдотехпор,покажеланиевыполнятьего сохраняется. Как показывает практика, для ребенка, находящегося впроцессе игры, каждый новый вид активности, тип решаемой задачисоставляет определеннуюпроблему.Перегрузказанятийновизнойиразнообразиемможет только усугубить трудности периода, что резко снизитэффективность и значимость проводимой работы. Мы предлагаем ввестиединую универсальную структуру группового занятия с детьми в рамкахимеющейся психологическойпрактики.

В нашем представлении, структура группового занятиядолжна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия,разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия,рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Остановимся подробнее накаждом из элементоввстречи.

Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментомработы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферугруппового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важнодля плодотворнойработы.

Разминка является средством воздействия на эмоциональноесостояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройкина продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводитьсяне тольковначалезанятия,ноимеждуотдельнымиупражнениямивслучае, если психолог видит необходимость как-то изменитьактуальное эмоциональное состояниедетей.

Основное содержание занятия представляет собойсовокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решениезадач данного развивающегокомплекса.


Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятияв двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, былохорошо

– было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что детивспоминают, чемонизанималисьвпоследнийраз,чтоособеннозапомнилось,зачемони это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждалиэти упражненияпослевстречи,показывалилидругимлюдям,ичтоиз этогополучилось,объясняет,какэтомоглопомочьимвучебеилиобщениивне занятий.

Каждое занятие имеет стандартную форму проведения,длительность приблизительно составляет 35 минут. Мы не рассматриваемданную программу как единственно возможный вариант, не допускающихкаких- либо отклонений и изменений в порядке упражнений и игр. Такиевариации, несомненно,возможны,ипредусмотретьиххарактерчрезвычайнотрудно, ориентируясь на абстрактного психолога и обобщенного ребенка.В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу,психологических особенностей и пристрастий самого ведущего, несомненно, будутвноситься коррективы в длительность занятий, их содержательноенаполнение.

В таблице 1 представлен тематический план занятий дошкольников6-ти лет.

Таблица1. Тематический план занятий дошкольников 6-тилет

№ занятия

Задачизанятия

Инструментарий

1

Создание условий для болееблизкого знакомства детей в микро группе,развитие наблюдательности, внимания,памяти, воображения.

мяч, сопровождение.

музыкальное

2

Стимулирование внутригрупповогообщения, развитие памяти, внимания,логического мышления, работа со словарнымзапасом детей.

мяч, сопровождение

музыкальное

3

Развитие межличностного общения вгруппе, развитие памяти (тактильной),внимания, пополнение словарногозапаса.

мяч,платок.

4

Развитие общения в группе,развитие наблюдательности, внимания, памяти,умения объединять слова в группы, определять,к какой группе относится то или иноеслово.

мяч,платок.

5

Развитие наблюдательности,внимания, памяти, произвольности движений,умения объединять слова в группы поопределенным признакам, определять, к какойгруппе относится то или иноеслово.

мяч, сопровождение

музыкальное

№ занятия

Задачизанятия

Инструментарий

6

Развитие внимания, зрительнойпамяти, логического мышления (умения определять,к какой группе относится слово), произвольности движений,расширение словарногозапаса.

мяч, музыкальноесопровождение

7

Расширение словарного запаса детей,развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания,памяти, воображения.

музыкальноесопровождение

8

Развитие произвольного внимания,умения логически мыслить, развитиемыслительных ассоциативных связей,пространственной ориентации, расширение словарногозапаса.

музыкальноеобеспечение, мяч, наборпредметных картинок

9

Дальнейшее развитиемыслительных ассоциативных связей,пространственной ориентации, развитиенаблюдательности, восприятия,памяти.

музыкальноесопровождение, ручки,бумага

10

Развитие зрительного восприятия,внимания, самоконтроля, воображения.Укреплениенавыковсчета, развитиеразличныхвидовпамяти.

музыкальноесопровождение, бумага, ручка,репродукция портрета.

11

Развитие произвольного внимания,памяти, волевой сферы, формированиевыразительных движений, развитиекоммуникативных способностей.

музыкальноесопровождение, набор карточек«Азбука настроений».

12

Развитие самоконтроля, внимания,умения распознать и изображать чувства инастроения другихлюдей.

набор карточек«Азбука настроений», мяч,музыкальноесопровождение.

13

Развитие восприятия, внимания,умения определять чувства и настроениядругих; снятие агрессии истрахов.

набор карточек«Азбука настроений», бумага,кисточки, краски разных цветов(гуашь).

14

Развитие активного внимания,памяти, сообразительности, логическогомышления, умения распознавать чувства инастроения других, изображать эти настроения ичувства; работа по снятию страхов передшколой.

набор карточек«Азбука настроений», листбумаги, ручка.

15

Развитие воображения, памяти,внимания, способности к сосредоточению,умения изображать чувства и настроениядругих; снятия напряженности, страхов,боязни школы.

музыкальноесопровождение, набор картинок«Азбука настроений

16

Обучение детей расслаблению,раскованности; снятие страхов, агрессии;развитие воображения, восприятия,наблюдательности.

детские стулья,бумага, кисточки, разноцветныекраски (гуашь),игрушки детей, принесенные имииз дома.

17

Развитиемышления,

воображения, наблюдательности;

творческогоразвитие

детские стулья, детскиеигрушки,мяч.


3.2. Динамика функциональной и психофизиологической зрелостидетей по итогам внедренияпрограммы

Повторные результаты диагностики на контрольномэтапе исследования приведены в Приложении2.

Далее представим систематизированные результатыопределения функциональной и психофизиологической зрелости детей наконтрольном этапеисследования.

Динамика уровня функциональной готовности к поступлению вшколу у испытуемых детей представлена в гистограмме на рисунке7.

Как мы видим из рисунка 7, под воздействием участия вкоррекционно- развивающей программе испытуемые дошкольники смоглизначительно развить функциональную зрелость. Так, число среднезрелых детейснизилось с 21 до 13 человек за счет роста числа зрелых детей, которых наконтрольном этапе исследования насчитывается уже 13 человек, хотя наконстатирующем этапе в этой категории был только одинребенок.

Зрелыедети

Среднезрелыедети

Незрелыедети

Констатирующий этап

Контрольныйэтап

Рис. 7. Динамика уровня функциональной готовности к поступлениюв школу у испытуемыхдетей

Динамика уровня развития звукопроизношения у испытуемыхдетей представлена в гистограмме на рисунке8.

14

0дефектов

1дефект

2дефекта

3иболее

дефектов

Констатирующий этап

Контрольныйэтап

Рис. 8. Динамика уровня развития звукопроизношения у испытуемыхдетей

Как видно из рисунка 8, формирующийэтапэкспериментальной работы благотворно повлиял и на характерзвукопроизношения дошкольников. Преодолетьсвоидефектысмогли 8 детей, а снизитьихчисло

  • 16детей.

Динамика успешности прохождения монометрического тестау испытуемых детей приведена в гистограмме на рисунке9.

Рис. 9. Динамика успешности прохождения монометрического теста у испытуемых детей

Как видно из рисунка 9, участие вкоррекционно-развивающей программе повысило успешность прохождения монометрического тестау испытуемых, а именно: на контрольном этапе исследования с тестомсмогли справиться 19 человек против 14 человек на констатирующем этапе, т.е. на5 человекбольше.

Динамика успешности прохождения филиппинского тестау испытуемых детей приведена в гистограмме на рисунке10.

25

20

21

20

15

10

5

5

4

0

Незрелыйребенок Школьнаязрелость достигнута

Констатирующий этап Контрольныйэтап

Рис. 10. Динамика успешности прохождения филиппинского тестау испытуемыхдетей


Как видно из рисунка 10, участие вкоррекционно-развивающей программе мало повлияло на успешность прохождения филиппинскоготеста у испытуемых детей, что мы связываем с характером этоготеста. Предполагающего определенный уровень физического развития ребенка,на которое сложно повлиять в ходе краткосрочнойпрограммы.

Динамика готовности детей к обучению школе поитогам анкетирования родителей приведена в гистограмме на рисунке11.

Каквидноизрисунка11,судяпоанкетированиюродителей,ихдети под воздействием участия в коррекционно-развивающей программесмогли значительно развить свою готовность к школьному обучению повсем изученным параметрам – социальному развитию, организациидеятельности, общему развитию, развитию внимания и памяти, речевомуразвитию, развитию движений и пространственной ориентации,зрительно- пространственному восприятию и зрительно-моторнойкоординации, личностному развитию,здоровью.

Здоровье

18.88

13.92

Личностноеразвитие

Зрительно-пространственное восприятие

18.32

14.04

18.92

14.08

Развитиедвижений

18.92

14.12

Речевоеразвитие

Развитиевниманияипамяти

19.04

14.32

19.12

13.68

Общееразвитие

18.96

13.24

Организациядеятельности

19.12

13.36

Социальноеразвитие

19.16

14.1

Среднеезначениенаконтрольномэтапе

Среднеезначениенаконстатирующемэтапе

Рис. 11. Динамика готовности детей к обучению школе поитогам анкетированияродителей

Итак, по итогам внедрения программы развития функциональнойи психофизиологической зрелости детей на контрольном этапеисследования было установленоследующее:

  • процент готовых к обучению в школе детей возрос с 4%на констатирующем этапе до 36% на контрольном этапеисследования;
  • процент условно готовых к обучению в школе детей изменился с76% на констатирующем этапе до 48% на контрольном этапе исследования засчет того, что возрос процент полностью готовых к обучению в школедетей;
  • процент неготовых к обучению в школе детей составляет 16%,эти дети находятся в зоне риска, а потому требуют разработкииндивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих их функциональнуюнезрелость и предлагающих пути ее преодоления.

Выявленная динамика функциональной ипсихофизиологической зрелости детей по итогам внедрения программы считаетсянами положительной, что подтверждает эффективностьреализованной программы.

Таким образом, качественный и количественный анализэмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, чтопрограмма формирования функциональной и психофизиологической зрелостиобеспечит рост параметров готовности к обучению в школе у детей 6-7 летпри соблюдении следующихусловий: