Файл: Методы управления инновационными проектами (Понятие инновационной деятельности).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью проекта компании
1.1. Понятие инновационной деятельности
1.2. Понятие и сущность управления инновационным проектом
Глава 2. Практические аспекты управления ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Описание инновационного проекта
2.3. Оценка бюджета проекта и управление стоимостью
2.4. Определение социально-экономической эффективности проекта
Стоимость внутреннего тренинга рассчитана исходя из того, что средняя заработная плата тренера по совместительству в ООО «Фаворит» представляет 24000 руб., а подготовка и проведение тренинга занимает приблизительно 20% его рабочего времени. При введении в штат 1-го тренера имеем следующий расчет: 24000 руб. * 20% = 4800 руб.
Оценку экономической эффективности инвестиций в развитие персонала проведем на примере одного из ООО «Фаворит», который находится в г.Казань. Директор проходил учебу на тренинге «Ключевые компетенции менеджера» в мае в 2016 г. Тренинг был направлен на:
формирование знаний о ключевых профессиональных компетенциях руководителя;
развитие практических навыков постановки заданий, планирования, принятия решений, организации рабочего процесса, делегирования, контроля, анализа и оценки достигнутых результатов;
практическое отрабатывание поведенческих навыков в соответствии с разными стилями управления.
С целью оценки эффективности тренинга проанализируем динамику абсолютных и относительных экономических показателей деятельности ООО «Фаворит» в течение января-августа в 2016 г.
Выбор именно этого периода оправдан тем, что в сентябре проводилось еще несколько форм учебы персонала, которая также повлияла на экономические показатели деятельности ООО «Фаворит». кроме того, по методологии Киркпатрика три месяца человеку достаточно, чтобы усвоить получении знания, окончательно закрепить новые способы поведения в профессиональной деятельности, табл. 4
Таблица 4
Анализ динамики общих экономических показателей деятельности ООО «Фаворит» в течение января-августа в 2016 г.
Показатель |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
Объем продажи плановый, тыс. руб. |
1119,4 |
972,0 |
932,1 |
916,2 |
903,1 |
931,3 |
975,0 |
1022,8 |
Объем продажи фактический, тыс. руб. |
1103,7 |
956,4 |
916,2 |
890,6 |
901,3 |
949,0 |
998,4 |
1047,3 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
167,2 |
153,2 |
147,5 |
144,7 |
145,7 |
151,8 |
158,3 |
164,5 |
Выполнение плана, % |
98,6 |
98,4 |
98,3 |
97,2 |
99,8 |
101,9 |
102,4 |
102,4 |
Темп роста объема продаж цепной, % |
– |
86,7 |
95,8 |
97,2 |
101,2 |
105,3 |
105,2 |
104,9 |
Темп роста чистой прибыли цепной, % |
– |
91,6 |
96,3 |
98,1 |
100,7 |
104,2 |
104,3 |
103,9 |
Среди всех перечисленных в табл. 4 показателей эффективности работы ООО «Фаворит» для директора, то есть, менеджера ключевыми являются объем продажи, выполнения плана продаж и объем чистой прибыли. Уже в мае темпы роста объема продаж и чистой прибыли превысили 100%. Наибольшие значения этих показателей можно наблюдать в июне, когда темп роста объема продаж сложил 105,3%, а темп роста чистой прибыли - 104,2%. В этом же месяце фактический объем продаж превысил плановый на 1,9%. В течение июля-августа темпы роста объема продаж, чистой прибыли и выполнения плана стабилизировались и представляли в среднем за два месяца - 105,1%, 104,1% и 102,4% соответственно.
В среднем за три месяца после учебы темп роста объема продаж в 2016 г. представлял 105,1%, что на 1,2% больше чем в 2008 г. и на 2,6% больше чем в 2007 г. Все это свидетельствует об эффективности проведенной учебы руководителя.
В сентябре в 2016 г. компанией ООО «Фаворит» было запланировано проведение учебы персонала ООО «Фаворит», а именно оценщиков. С целью оценки изменений качественных характеристик персонала было рекомендовано провести оценку его компетенций непосредственно перед проведением учебы, а также через неделю после проведения тренингов для сравнения окончательных результатов учебы. В качестве инструмента оценки были использованы метод «360°».
Результаты оценивания оценщиков ООО «Фаворит» представлены в Приложении 3. По результатам проведенной оценки для участия в тренинге «Технология оценки земли» были отобранные оценщики Бойко Н.Б. и Петренко И.Л.
Основная цель данного тренинга: учеба новым эффективным технологиям и техникам оценки земли, необходимых для успешной работы в условиях высокой конкуренции в данной сфере. Сразу после окончания тренинга штатными тренерами компании, была проведена повторная оценка путем опроса участников тренинга относительно их впечатления от проведенной учебы. По окончании месяца после прохождения учебы с целью оценки поведения оценщиков по модели Киркпатрика повторно была проведенная оценка по методу «360°». Для анализа изменений качественных компетенций оценщиков, которые учились проанализируем результаты оценивания к и после учебы, рис. 19 и рис. 20.
Рисунок 19 - Анализ изменений ключевых компетенций Бойкова Н.Б.
Повторное оценивание изменения компетенций оценщиков обнаружило эффективность проведенной учебы. К компетенциям Бойкова Н.Б.. но Петренкоа И.Л., которые испытали наиболее значительные изменения, принадлежат: способность убеждать и влиять на людей (0,55 и 0,39 баллы соответственно); понимание вербального и невербального поведения клиента, выявления и удовлетворения его потребностей (0,55 и 0,28); выдержка, стресоустойчивость, самоконтроль (0,22 и 0,20); коммуникабельность, грамотное сжатое выразительное вещание (0,21 и 0,17). Соколов Р. А. значительно повысил уверенность и стремление брать на себя ответственность (0,37), а также эффективное использование времени (0,30), а Петренко И.Л. в свою очередь - знание технических характеристик (0,16). Средняя оценка за всеми компетенциями Бойкова Н.Б.. увеличилась на 0,326 баллы, а Петренко И.Л. - на 0,198 балла.
Рисунок 20 - Анализ изменений ключевых компетенций Петренко И.Л.
Для того, чтобы оценить четвертый уровень эффективности учебы модели Киркпатрика, а именно влияние на бизнес результаты, надо рассмотреть экономические показатели труда оценщиков ООО «Фаворит» (Приложение 1).
В течение всего в 2016 г. по показателям объема продаж Соколов Р. А. и Петренко И.Л. значительно проигрывают Денисову О.П. и Федорчуку Б.И. Это в значительной степени объясняется низшим уровнем квалификации этих сотрудников и меньшим опытом практической работы в сфере оценки недвижимости. Тем не менее по показателю численности клиентов, которые осуществили покупку наивысший показатель имеет Соколов Р.А.: после прохождения тренинга среднемесячное количество его заказчиков выросли на 10 чел.
По расчетам, проведенными после учебы Бойкова Н.Б.. и Петренко И.Л. имеем следующую ситуацию: среднемесячный темп роста объема продаж, рассчитанный по данным сентября-ноября в 2016 г., составил для этих оценщиков 107,2%, а для Климов М.Д. и Жуковского М.Ф., которые не учились - 106,7% и 107,0% соответственно. Таким образом, увеличение темпов роста объема продаж оценщиков, которые учились в течение следующих трех месяцев досказывает эффективность проведенного тренинга.
Кроме тренинга для оценщиков, в сентябре в 2016 г. был заказан тренинг «Команд образования» для директора ООО «Фаворит», в котором участвовал директор ООО «Фаворит». Непосредственно перед началом учебы, а также через неделю после него, директор ООО «Фаворит» вместе со вторыми сотрудниками был оценен с помощью метода «360°». Результаты оценивания представлены на рис. 21.
Рисунок 21 - Анализ изменений ключевых компетенций директора ООО «Фаворит»
Наибольшего развития в процессе учебы получили именно те компетенции, на развитие которых был направлен тренинг «Командообразования», а именно способность находить и развивать таланты в своей компании, умение формировать эффективные команды и умения распределять и делегировать полномочия. Средняя оценка директора ООО «Фаворит» за всеми компетенциями увеличилась на 0,39 балла, что говорит о достаточном уровне эффективности проведенной учебы.
Экономические показатели деятельности ООО «Фаворит» в течение июня-ноября в 2016 г. представлены в Приложении 4. Среднемесячные темпы роста объема продаж равняются 105,1%, а среднемесячные темпы роста чистой прибыли за этот период - 104,1%. Соответствующие показатели рассчитаны за сентябрь-ноябрь в 2016 г., то есть после проведения тренинга, складывают соответственно - 107,2% и 106,7%.
С целью нивелировки фактора сезонности сравним темпы роста объема производства с соответствующими показателями за предыдущие годы, рис. 10. Ситуация свидетельствует об эффективности проведенной учебы руководителя исследуемого ООО «Фаворит».
По завершении года целесообразным является определение общего уровня экономической эффективности инвестиций, путем расчета показателя ROI (формула 2). В качестве показателя прироста доходов используем разницу между прибылью за январь-ноябрь в 2016 г. и в 2015 г. Расходы на учебу рассчитаем выходя из стоимости тренингов, общей численности участников и численности сотрудников ООО «Фаворит», которые были охвачены учебой. Таким образом, имеем следующий расчет:
∆Д = 1797,3 - 1792,5 = 4,8 тыс. руб.
Зобучения = 6000 / 10 ( 1 + 15150 / 12 ( 1 + 4800 / 36 ( 2 = 2129,2 руб.
Если значение ROI<20%, то осуществленные инвестиции неэффективные. Если 20%<ROI<150%, то инвестиционный проект был удачен и эффективен. «Агрессивные» предприятия должны ориентироваться на ROI близко 150-200% [10]. Таким образом, инвестиции в развитие персонала исследуемого ООО «Фаворит», а именно руководящего и персонала является эффективными, то есть на каждую вложенную рубль в проведение тренинга предприятие получает 1 руб. 26 коп. дохода.
Как показали исследования, проведенные компанией «Фаворит», на сегодняшний день рынок цифровой техники и электроники имеет наивысшую конкуренцию, потому в компании было принятое решение сокращать расходы с целью сохранения доли рынка. Предложенная методика оценки эффективности инвестиций в персонал, а именно значение показателя ROI в комплексе с другими показателями эффективности деятельности (рентабельность, объем продаж, посещаемость), может быть использована на предприятии.
Результаты расчетов приведены в таблице 5 на примере инвестирования в учебу «Оценщиков земли»
Таблица 5
Расчет рентабельности инвестирования в учебу
Название направления учебы |
Сумма инвестиций (руб./в год) |
Отдача за первый год |
Отдача за два года |
Отдача за три года |
Отдача за четыре года после учебы |
курсы оценщиков земли |
18000,00 |
5,6 % |
|||
подтверждение квалификации для оценщиков земли |
12000,00 |
63,9 % |
127,8% |
191,7% |
Наглядно возможно представить эти результаты в виде гистограммы (рис.22).
Рисунок 22 - Отдача от инвестиций
Если доходы от одного рабочего в группе оценки в 2016 году составили 19000,00 руб. в год, а курсы для получения свидетельства и учебы оценщиков земли стоят 18000,00 руб., с учетом того, что каждый год нужно проходить курсы подтверждения квалификации для оценщиков земли стоимостью 12000,00 руб., тогда ROI для этого подразделения рассчитывается таким образом:
ROI = (19000 - 18000 / 18000) - 100% = 5,6 % по формуле (1)
Это значит, что отдача от таких инвестиций в первый год после учебы - 5,6% от вложенного капитала.
То же на второй год:
ROI = (19000 - 12000 / 12000) - 100% = 58,3 % по формуле (1)
Следовательно, отдача за два года после инвестирования в учебу складывается таким образом:
5,6% + 58,3% = 63,9%
Можно сделать вывод, что вложение в инвестирование в учебу по программе курсов оценщиков земли за три года полностью вернется работодателю, и уже на третий год мы можем планировать доход в размере 27,8% от вложенной суммы, при таких инвестициях в персонал предприятия.
Можно сделать следующие выводы по разделу 3 данной дипломной работы. Предложенные в 3-ом разделе мероприятия должны быть направлены на достижение целей и заданий бизнесу, а именно: сокращение расходов, роста прибыли, улучшения обслуживания клиентов, более гибкий стиль управления, ускорения технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений, восприятия ее людьми, быстрое получение и обработка информации, использования информационных технологий.
Учитывая эти факторы, предлагаются следующие мероприятия:
1. Мероприятия относительно усовершенствования формирования корпоративной культуры предприятия.
2. Мероприятия относительно совершенствования условий труда и организации ее оплаты
3. Мероприятия в области развития персонала
Выводы:
Во-первых, к нашим предложениям, возможно, отнести мероприятия относительно сплочения коллектива, и изменение внутрикорпоративной культуры, а также проявление беспокойства о коллективе, и продвижении разных программ. Компании с высоким уровнем корпоративной культуры постепенно отказываются от проведения грандиозных вечеринок для коллектива в пользу спортивных соревнований и мероприятий относительно создания команды, отдавая преимущество соединению развлечений с формированием корпоративного духа. Мы предлагаем проведение тренингов из создания команды, которые в наше время являются лидерами и по популярности и по престижу среди видов активного отдыха на природе. Отличным инструментом для поддержания корпоративного духа является спорт, особенно его командные виды, такие как футбол, боулинг, приключенческие туры, пейнтбол.