Файл: Методы управления инновационными проектами (Понятие инновационной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня многие компании активно внедряют современные методы управления проектами. Как правило, реализуемые проекты носят инвестиционный и инновационный характер, не затрагивая основную деятельность предприятия. Однако для некоторых видов бизнеса проектная система управления может стать основным принципом организации деятельности предприятия.

В проектно-управляемой компании одним из главных факторов успеха бизнеса является эффективная организация управления стоимостью проектов. В условиях ограниченности ресурсов, необходимости достижения поставленных целей в предельно сжатые сроки и в рамках ограниченного бюджета, все в большей степени ощущается жесткая необходимость внедрения современных методов управления. Перед реализацией наукоемкого проекта всегда стоит один из самых главных вопросов: «Сколько стоит проект?». В действительности узнать это невозможно пока проект не будет полностью закончен. Но проектный менеджер обязан знать ответ на этот вопрос, и рассуждение, что стоимость проекта не может быть известна заранее, т.к. мы не можем точно предвидеть будущее, неприемлема.

Исходя из вышесказанного, актуальность вопроса разработки и изучения определения стоимости наукоемких проектов до начала их реализации очевидна.

Анализ последних исследований и публикаций Исследования посвященные управлению стоимостью проектов достаточно освещены как отечественными, так и зарубежными авторами. Наибольший интерес представляют работы отечественных ученых М.Л. Разу, В.Н. Буркова, Г.Б. Клейнера, Б.З. Мильнера, Д.А. Новикова, В. Е. Хруцкого.

Цель исследования – разработка и анализ методов управления инновационными проектами организации.

Задачи исследования:

  • раскрыть сущность управления проектом;
  • оценить аспекты управления стоимостью и финансированием проекта;
  • рассчитать экономическую эффективность проекта.

Объект исследования - ООО «Фаворит».

Предмет исследования - управление деятельностью предприятия.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, логического обобщения, описательный, расчетный, графический.

Информационная база исследования - законодательные и нормативно - правовые aкты по вопросам проектной деятельности предприятий, энциклопедические издания, монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов, финансовая отчетность ООО «Фаворит».


Практическая ценность исследования заключается в том, что после доработки результаты работы и предложенные мероприятия могут быть реализованы на исследуемом предприятии ООО «Фаворит».

Теоретической основой работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых из теорий и методики проектного анализа, экономического анализа, финансового менеджмента, законодательные акты, нормативные документы, методические материалы и периодические издания.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы с 49 наименований и 5 приложений

Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью проекта компании

1.1. Понятие инновационной деятельности

Методологические основы описания инноваций в современной науке базируются на международном стандарте, называемом "Руководством Фраскати", принятом в 1963 году и с тех пор постоянно уточняемом. В последней редакции стандарта, датируемой 2003 г., термин "инновация" (innovation - новшество, нововведение - англ.) определяется как "...конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности". [15.C.8]

В этом документе закреплены и другие используемые в настоящей работе понятия, по смыслу и по сути связанные с термином "инновация". В частности, это:

  • "инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки; [6.C.8]
  • "инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);[33.C.12]
  • "инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий); [17.C.6]
  • "государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.[9.C.4]

Термин "инновация" и родственные ему понятия активно используется в экономической литературе. В научных публикациях, как российских, так и зарубежных, насчитываются сотни определений. Однако единство мнений по поводу терминологии пока не достигнуто. В экономическом сообществе до настоящего времени нет единого общепризнанного определения инноваций. Наиболее существенное различие между разными определениями заключается в том, какого подхода к понятию инновации придерживается студент. [33.C.41]

Как правило, в подходах превалирует формирующаяся точка зрения исходя из изначального экономического состояния, а именно, рассматривают инновации с позиции результата творческого процесса либо как процесса внедрения новшеств. [36.C.4]

Другие исследователи отмечают, что инновации распространяются не на все новшества, а лишь на те из них, которые получили, как результат творческой деятельности «... воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». [15.C.31]

1.2. Понятие и сущность управления инновационным проектом

Развитие систем знаний и технологий управления проектами является важным условием формирования данного направления человеческой деятельности и его активного применения в практике. Существующие модели и методологии управления проектами, как правило, слабо формализованы и не позволяют строить эффективные структуры хранения, переработки и транфера знаний о проектах и процессах управления. [10.C.7] Стратегия развития систем управления на основе проектного подхода в проектно-ориентированных организациях с использованием накопленного опыта и знаний, требует решения ряда проблем, связанных с переносом опыта предыдущих проектов, включающих знания о типовых элементах проектов их связях, методах оценки текущих состояний проектов и принятия решений. Низкий уровень переноса и использования знаний между проектами в проектно-ориентированных организациях, является одной из проблем слабого развития и не эффективного применения современных моделей и методов управления проектами [33, с. 12].

Управление проектами - область знаний из планирования организации и управления ресурсами с целью успешного достижения целей и завершения заданий проекту. Иногда отождествляется с управлением программами, но программа - это фактически больший высокий уровень: группа связанных и взаимозависимых проектов. [32.C.6]


Главным заданием проектного управления является достижение всех целей и выполнение заданий проекту, одновременно выполняя обязательство относительно заранее определенных ограничений проекта. Типичными ограничениями являются пределы и содержание проекта, время, бюджет. Второстепенным заданием, но более амбициозным, есть оптимизация, распределение и интеграция заданий, необходимых для достижения заранее определенных целей. [26.C.12]

Как наука, управление проектами возникло из нескольких прикладных наук, таких как строительство, инженерия и оборонная деятельность. Основателем проектного управления считают Генри Ганта, которого называют отцом техник планирования и контроля. Он известен благодаря использованию диаграммы Ганта как инструменту управления проектами. Также основателем проектного управления считают Анри Файоль, благодаря созданию им 5 функций управления, которые формируют принципы знаний управления проектами и программами. Гант и Файоль были сторонниками теорий из научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора. Его работа - это предшественник современных инструментов управления проектами, включая декомпозицию работ и распределения ресурсов [16, с. 24].

Объектом проектного управления принято считать особенным образом организованный комплекс работ, направленный на решение определенной задачи, выполнение которого ограничено во времени, а также связано с использованием конкретных финансовых, материальных и трудовых ресурсов. При этом под «работой» имеется в виду элементарная неделимая часть данного комплекса действий. [24.C.211]

Проект - это ограничен временными рамками процесс, который имеет определенное начало и конец, обычно ограниченный датой, но также может ограничиваться финансированием или достижением результатов, который осуществляется для реализации уникальных целей и заданий, обычно, чтобы привести к выгодным изменениям или созданию добавленной стоимости. Временная природа проектов контрастирует с бизнесом (процессами), которые являются повторяемой, постоянной или частично постоянной деятельностью из производства продуктов или услуг.[18.C.3] На практике, управление вышеупомянутыми двумя системами часто отличается и таким образом требует развития отдельных технических навыков и использования распределенного управления ими. [22.C.43]

Как любое начинание, проект выполняется и завершается в соответствии с определенными ограничениями. Традиционно такими ограничениями считаются «содержание и пределы» ( Scope), «время» (Time) и «стоимость» (Cost). Такие ограничения получили название «Треугольник управления проектами», где каждая сторона является определенным ограничением. Одна сторона треугольника не может быть изменена, чтобы не повлиять на другие стороны. Дальнейшее уточнение ограничений отделяет «качество» (Quality) или «производительность» внедрения проекта от «содержания и пределов» и превращает качество в четвертое ограничение. [37.C.7]


Ограничение по времени - это время, за которое необходимо завершить проект. Стоимость - это размер бюджета, который выделен на реализацию проекта. Ограничение по содержанию и пределами - это задания, которые должны быть завершены для достижения конечного результата проекта. Отмечены три ограничения достаточно часто взаимоувязаны: увеличение пределов и объемов заданий, обычно приводит к увеличению времени и стоимости, ограниченное время может означать увеличения стоимости или уменьшения содержанию и пределов проекта.[33.C.76]

Этап больше всего бурного развития систем для управления проектами начался с появлением персональных компьютеров, когда компьютер стал рабочим инструментом для широкого круга руководителей. Значительное расширение круга пользователей управленческих систем способствовало созданию систем для управления проектами нового типа, одним из важнейших показателей таких систем была простота использования. [31.C.2]

Международная ассоциация проектного управления (International Project Management Association - ІPMA) была основана в Европе в 1967 г., как объединение нескольких национальных ассоциаций проектного управления. IPMA и сегодня хранит федеральную структуру и сейчас состоит из членов-ассоциаций на каждом континенте за исключением Антарктиды. IPMA предлагает программу сертификации, которая состоит из четырех уровней, которая базируется на основных компетенциях IPMA (IPMA Competence Baseline - ICB). Компетенции ICB включают технические компетенции, контекстуальные компетенции и поведенческие компетенции.[5.C.12]

В 1969 г. в Соединенных Штатах был созданный Институт проектного управления (Project management institute - PMI). PMI опубликовал Справочник из управления проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge - PMBOK Guide), который описывает практики управления проектами, которые являются одинаковыми для «большинства проектов в большинстве случаев». PMI также предлагает разнообразную сертификацию.

Участники проекта реализуют разные интересы в процессе осуществления проекта, формируют собственные требования в соответствии с целями и мотивацией и влияют на проект, исходя из своих интересов, компетенции и степени привлечения к проекту [23, с. 46].

Синонимом словосочетания «участники проекта» являются «заинтересованные стороны» (stakeholders) ( этот срок был одобрен ISO и принят в базисе компетенций IPMA (ICB). Все заинтересованные стороны могут осуществлять влияние на проект прямо и опосредствовано. Такие источники влияния, как интересы заинтересованных сторон, организационная зрелость в управлении проектом, установленный порядок управления проектом, стандарты, проблемы, тенденции и полномочия могут влиять на зарождение и развитие проекта.[6.C.12]