Файл: Управление инновационными проектами на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.5. Объем предоставляемых новых услуг – 15% от объема продаж.

4. Структурные показатели.

4.1. В составе предприятия имеются 2 испытательные лаборатории. Кроме того, испытания техники проводятся в полевых условиях.

4.2 Имеются партнерские отношения с Германией, Австрией, Японией по созданию новой технологии и созданием новой продукции.

4.3. Численность занятых НИОКР – 29 человек.

Стратегическая инновационная позиция ООО МЗ «ТОНАР» определена с помощью SWOT-анализа. Он основан на определении сильных и слабых сторон внутренней среды предприятия, а также угроз и возможностей его внешней среды. Для анализа внутренней среды использована информация, представленная в Приложении 1. Для определения угроз и возможностей внешней среды использована информация по анализу рынка машиностроительной отрасли, представленная в Приложении 2.

SWOT - анализ ООО МЗ «ТОНАР» представлен на рисунке 4. Некоторые финансово – экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели деятельности ООО МЗ «ТОНАР»

Показатели

2013 г.

2014 г.

Отклонения
(+,-)

Темп роста %

Выручка от продажи продукции

404239

396611

-7628

98,1

Активы

144763

358109

213346

147,3

Собственный капитал

18253

34215

15962

187,4

Коэффициент текущей ликвидности (норма > 1)

0,86

1,03

0,17

119,7

Коэффициент финансовой независимости (норма не < 0,5)

0,126

0,095

- 0,03

75,77

Чистая прибыль

10336

15962

5626

154,4

Рентабельность продаж, %

4,5

2,6

-1,9

-

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

22,7

25,4

2,7

11,81

Производительность труда (по выработке), тыс. руб.

1451,8

1584,81

9,15

1774,4

Анализ внешней среды

Возможности:

- емкий, растущий рынок в пределах РФ;

- привлечение инвестиций в развитие новых направлений;

- появление новых научно-технических разработок

Угрозы:

- высокая конкуренция на рынке РФ;

- экономическая нестабильность (кризис);

- рост цен на сырье и материалы

-снижение спроса у потребителей

- потеря партнеров по бизнесу

Анализ внутренней среды

Сильные стороны:

- Благоприятная репутация на рынке РФ

- Квалифицированные технические специалисты;

- Высокое качество поставляемой автомобильной техники

Поле «СИВ»

- увеличение занимаемой доли рынка;

- расширение сбытовой сети;

- разработка нового продукта в рамках специфики деятельности предприятия;

Поле «СИУ»

- выход на международные рынки;

- анализ, оценка и оптимизация инновационного портфеля;

- разработка нового продукта в рамках специфики деятельности предприятия;

Слабые стороны:

- Слабый маркетинг

- Недостаточное количество квалифицированных кадров

- Отсутствие долгосрочных связей с партнерами

- Изношенность оборудования

- Невысокий уровень рентабельности

Поле «СЛВ»

- прием на работу специалистов, работа с молодыми кадрами

(студентами)

- реализации запасов готовой продукции на складе (различные варианты)

- реализация инновационных проектов

- участие в тендерах

Поле «СЛУ»

- проведение более агрессивной маркетинговой деятельности

- налаживание долгосрочных связей с партнерами

- набор только высококвалифицированных специалистов


Рис. 4 - SWOT-анализ ООО «Машиностроительный завод «ТОНАР»

Исходя из анализа деятельности ООО МЗ «ТОНАР» наиболее актуальными для предприятия являются следующие инновационные идеи:

  1. Модернизация оборудования и техническое перевооружение.
  2. Обновление трудовых ресурсов.
  3. Расширение ассортимента продукции.

Модернизация оборудования и техническое перевооружение необходимо для решения выявленной при проведении SWOT-анализа проблемы изношенности основных фондов. Для осуществления основных видов деятельности предприятию необходимо современное оборудование, соответствующее требованиям выпуска качественной продукции.

Обновление трудовых ресурсов направлено на решение проблемы недостаточного количества квалифицированных специалистов, а также слабого маркетинга. В структуре предприятия отсутствует маркетинговая служба, маркетингом занимаются специалисты отдела сбыта. Также для производства основной продукции необходимы квалифицированные специалисты, для пополнения которых можно применить систему обучения без отрыва от производства, либо привлечение новых кадров.

Расширение ассортимента продукции за счет выпуска новой продукции, в частности полуприцепов для сельхозпроизводителей, обусловлены необходимостью увеличения доли рынка, а также удовлетворения потребности субъектов малого и среднего бизнеса в области сельскохозяйственного производства. С учетом реализации государственной программы поддержки сельхозпроизводителей, ООО МЗ «ТОНАР» может использовать возможность льготного инвестирования данного направления инновационного развития.

2.2 Выбор инновации для ООО МЗ «ТОНАР»

Для обоснования выбора инновации целесообразно использовать методику количественной оценки инноваций. Данная методика включает в себя следующие этапы:

1. Формирование списка показателей конкурентоспособности и формирование индексов оценки. На данном этапе необходимо сформулировать показатели конкурентоспособности предприятия. Затем каждому показателю присваивается рейтинговая оценка по 5-бальной шале: оценка в 5 баллов присваивается показателю с очень высоким уровнем важности, 1 – очень низкая важность показателя.

Дополнительно вводится поправочный коэффициент важности показателей конкурентоспособности, принимающий следующие значения:


1,5 – покупатель знает и ценит предприятие по показателю;

1,2 – покупатель знает и ценит показатель, но при принятии решения о покупке будет рассматривать еще и несколько конкурентов;

1 – покупатель не считает данный показатель важным и отличительным.

На основании полученных оценок рассчитываются относительные рейтинговые оценки показателей:

, (1)

где Пi – рейтинговая оценка i-го показателя (1…5);

ki – поправочный коэффициент;

n – количество показателей конкурентоспособности.

Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Формирование оценок показателей конкурентоспособности ООО МЗ «ТОНАР»

Показатели конкурентоспособности предприятия

Пi

ki

xi

1.Доля рынка

5

1

0,106

2.Технологический уровень

2

1

0,042

3.Цена

4

1,5

0,127

4.Стимулирование сбыта

4

1,2

0,102

5.Качество

5

1,5

0,159

6.Репутация

3

1,2

0,076

7.Реклама

5

1,2

0,127

8. Финансовая устойчивость

4

1

0,085

9. Надежные партнеры

4

1

0,085

10. Менеджмент

4

1

0,085

2. Формирование «Матрицы нововведений».

На данном этапе формируются столбы матрицы, которые образуют нововведения. Затем элементы матрицы заполнятся рейтинговыми оценками силы влияния каждого нововведения на каждый i – показатель конкурентоспособности. Рейтинг влияния устанавливается по следующей шкале:

9 – сильное влияние;

3 – среднее влияние;

1 – слабое влияние;

0 – нововведение не влияет на показатель конкурентоспособности.

При присваивании оценок учитывается также направление влияния, то есть каждое нововведение может влиять на конкурентоспособность как положительно (+) так и отрицательно (–).

Результаты работы представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Матрица нововведений ООО МЗ «ТОНАР»


Показатели конкурентоспособности

xi

Нововведения

1

2

3

1.Доля рынка

0,106

3

3

9

2.Технологический уровень

0,042

9

3

9

3.Цена

0,127

3

1

9

4.Стимулирование сбыта

0,102

3

9

3

5.Качество

0,159

3

9

9

6.Репутация

0,076

0

3

1

7.Реклама

0,127

0

1

3

8. Финансовая устойчивость

0,085

1

3

3

9. Надежные партнеры

0,085

1

9

3

10. Менеджмент

0,085

3

9

3

Нововведения:

  1. Модернизация оборудования и техническое перевооружение.
  2. Обновление трудовых ресурсов.
  3. Расширение ассортимента продукции.

3. Расчет условного и безусловного индекса нововведений.

На основании заполненной «Матрицы нововведений» рассчитываются условный и безусловный индекс влияния каждой инновации на конкурентоспособность предприятия.

Условный индекс рассчитывается по следующему выражению:

, (2)

где Хi - относительная рейтинговая оценка показателя;

Yij – оценка силы влияния j-го нововведения на i-ый показатель конкурентоспособности;

n – количество показателей конкурентоспособности;

m – количество нововведений.

Условный индекс показывает ценность инновации для повышения конкурентоспособности предприятия. Безусловный индекс определяется по формуле:

, (3)

где Xi - относительная рейтинговая оценка показателя;

Yijmax – оценка максимальной силы влияния нововведения на показатели конкурентоспособности;

n – количество показателей конкурентоспособности.

Безусловный индекс дает возможность отнести инновацию к определенной классификационной группе. На основании полученных расчетов выбирается наиболее эффективное нововведение. Результаты расчетов представлены в таблице 4.


Таблица 4 – Расчет индексов нововведений

Индекс

Нововведения

1

2

3

Еу (%)

17,8

39,5

42,5

Еб

0,255

0,565

0,607

Таким образом, по всем показателям наилучшим инновационным решением является нововведение 3, которое имеет безусловный индекс более 0,6 и характеризует его как улучшающую инновацию.

2.3 Составление программы освоения новшества

Инновационный проект по производству новой автомобильной техники - полуприцепов для малого и среднего бизнеса в области сельскохозяйственного производства направлен на расширение ассортимента выпускаемой продукции ООО МЗ «ТОНАР». Предварительные маркетинговые исследования показали, что данный вид продукции имеет спрос среди предпринимателей малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день предприниматели активно используют различные виды кредитования под залог приобретаемой техники, а также лизинговые схемы.

Кроме того, ООО МЗ «ТОНАР» предварительно сформировало портфель заказов по производству полуприцепов – птицевозов на ближайший год. Поэтому выпуск новой продукции является на сегодняшний день приоритетным направлением инновационной стратегии предприятия.

Для организации производства новой усовершенствованной продукции, предприятию необходимы инвестиции. Анализ финансовой деятельности показал, что на сегодняшний день у предприятия имеется нераспределенная прибыль в размере 34 200 тыс.руб. (Приложение 3), поэтому ее можно использовать в качестве инвестиций.

Представим инновационный проект в виде «дерева целей» (рис. 5).

Вывод на рынок новых видов автомобильной техники

2. Техническая разработка новых конструкций прицепов

1. Проведение маркетингового исследования

и разработка комплекса маркетинга

4. Организация сбыта новой продукции

3. Организация производства новой продукции

5. Организация сервисного обслуживания

5.1 Обучение ремонтного персонала

5.2 Сервисное обслуживание эксплуатации нового вида техники