Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (ООО «АЗНХ групп» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И только два человека воспринимают профессиональные ситуации без нервно-психического напряжения и не испытывают стресс (это респонденты, у которых присутствуют только низкие показатели профессионального стресса).

В результате можно сделать вывод, что у респондентов-сотрудников ООО «АЗНХ групп» в целом наблюдается достаточной высокий уровень подверженности профессиональным стрессам, что требует от руководства компании принятия эффективных профилактических мер по обеспечению комфортных условий труда и благоприятного социально-психологического климата в коллективе. С данной целью в следующей главе курсовой работы была разработана программа профилактики профессиональных стрессов.

3. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЗНХ ГРУПП»

3.1 Программа профилактики профессионального стресса

В данном параграфе рассматриваются возможности снижения профессионального стресса средствами социально-психологического тренинга с преимущественным использованием ролевой игры. Подобная форма реализации тренинговых занятий позволяет расширить или усовершенствовать ролевой репертуар личности, который будет использован в ситуациях развития профессионального стресса. Кроме этого, на занятиях происходит переосмысление ценностно-смысловой сферы сотрудников, и на данной основе возникают более позитивные коммуникативные навыки, повышающие сплоченность в коллективе.

Реализация тренинговых занятий проводилась на основе программы по профилактике профессионального стресса путем создания психологически комфортной среды на рабочем месте. При этом предполагалось, что в процессе проведения цикла занятий будут сформированы: позитивная коммуникативная компетентность, ассертивное поведение, умение конструктивно решать конфликтные ситуации в профессиональной деятельности.

Социально-психологический тренинг разрабатывался в соответствии со следующими принципами поведения участников: принцип добровольности, принцип активности, принцип искренности, принцип «здесь и теперь». Результативность тренинга для каждого участника определялась степенью его личной включенности во все происходящие события, в которых моделировались различные ситуации, где участники демонстрировали как негативные, так и позитивные формы поведения.


Цель программы: профилактика профессионального стресса, а так же синдрома профессионального выгорания сотрудников компании через сплочение коллектива и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

  1. Познакомить сотрудников компании с теорией синдрома профессионального выгорания и профессионального стресса, а так же с причинами его возникновения.
  2. Создать условия для развития самопознания и самопринятия участников группы.
  3. Создать условия стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации.

Программа направлена на создание положительного социально-психологического климата в организации посредством профилактических мероприятий по снижению профессионального стресса. Программа состояла из 8-ми занятий продолжительностью 2-3 часа каждое.

Формами работы с группой являлись: фронтальная работа; работа в подгруппах (3-4 чел.); работа в парах; индивидуальная работа, при этом применялись следующие методы работы с группой: беседа-дискуссия; игровые упражнения (психотехнические игры и упражнения, деловая и ролевая игра).

Каждое занятие социально-психологического тренинга включало следующие элементы (таблица 2).

Таблица 2

Элементы социально-психологического тренинга

Элемент тренинга

Цели

1. Ритуал приветствия

Сплочение, создание атмосферы группового доверия и принятия

2. Разминка

Настройка на продуктивную совместную деятельность за счет воздействия на эмоциональное состояние и уровень активности

3. Основное содержание занятия

Ознакомление и обучение владению многофункциональными техниками, направленными одновременно на актуализацию личностных ресурсов и динамическое развитие группы. Большинство упражнений заканчивается минирефлексией: участникам задаются вопросы о том, что было трудно, а что легко в упражнении, какая может быть от него польза, что они поняли и почувствовали в ходе его выполнения

4. Рефлексия занятия

Двойная оценка: эмоциональная (понравилось – не понравилось и почему); содержательно-смысловая (чему научились, что поняли, какой можно сделать вывод для себя).

5. Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия

Содержание занятий представлено в виде тематического плана (таблица 3).

Таблица 3

Тематический план социально-психологического тренинга


Содержание

Тема

Методы и приемы

Знакомство

Создание условий для раскрытия новых черт личности сотрудников. Вариативность поиска ресурсов.

Самопрезентация, ролевые игры, рефлексия

Вербальные и невербальные коммуникации

Снятие психоэмоционального напряжения. Вариативность поиска ресурсов.

Упражнения, мини-опрос, ролевая игра, рефлексия

Я в мире коллег

Создание условий для развития творческого потенциала. Повышение уровня психологического комфорта. Развитие коммуникативных навыков.

Упражнение, ролевая игра, релаксация, невербальные методы, рефлексия

Я и моя профессия

Развитие рефлексии своей профессиональной деятельности. Снижение уровня фрустрации и напряжения в профессиональной деятельности.

Невербальные методы, самопрезентация, ролевая игра, анкетирование, рефлексия

Преодоление проблем во взаимоотношениях с сотрудниками

Профилактика стресса на рабочем месте. Развитие рефлексии своей профессиональной деятельности. Снижение уровня стресса в процессе профессиональной деятельности.

Упражнения, игра, мозговой штурм, рефлексия

Преодоление проблем

Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Снижение уровня тревожности. Повышение самооценки. Развитие целеполагания, коммуникативности.

Игра, упражнение, дискуссия, рисование, работа в группах, решение проблемных ситуаций, рефлексия

Старые знакомые

Расширение зоны комфорта на рабочем месте. Снятие тревожности и напряженности в общении с коллегами и клиентами методами позитивной психологии (позитивное мышление, развитие творческого мышления). Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Расширение ролевого репертуара. Повышение уровня толерантности к окружающим.

Игра, ролевая игра, медитация и рефлексия

Хозяйка (хозяин) своей судьбы

Повышение зоны комфорта на рабочем месте. Понимание своих жизненных установок. Изменение негативных установок на позитивные. Снижение уровня тревожности. Повышение самооценки.

Упражнения, беседа, мозговой штурм, рефлексия

Для выявления эффективности реализованной программы нами проведена повторная диагностика сотрудников компании. Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики уровня профессионального стресса сотрудников компании представлен в следующем параграфе.


3.2 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной диагностики

После проведения программы социально-психологического тренинга с сотрудниками компании нами была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик.

Обобщённые результаты первичной и повторной диагностики сотрудниками компании по двум методикам представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 – Эффективность применения программы профилактики по снижению уровня профессионального стресса сотрудников ООО «АЗНХ групп», %

Анализ результатов, представленных на рисунке 4, свидетельствует о снижении показателей уровня профессионального стресса сотрудников. Это значит, что работники стали удовлетворены собой не только как личностью, но и как профессионалом, стали позитивно оценивать свою профессиональную компетенцию и продуктивность, в следствие чего у сотрудников компании повысился уровень профессиональной мотивации.

Таким образом, проанализировав и сопоставив результаты первичной и повторной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что предлагаемая нами программа профилактики профессионального стресса является эффективной и может использоваться психологами в организациях для уменьшения риска возникновения профессиональных стрессов у сотрудников компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная социально-экономическая ситуация в России предъявляет новые требования к субъектам труда. Ускоряется темп профессиональной деятельности, возрастают требования к качеству и объему выполняемой работы, что нарушает эмоциональное равновесие и приводит к возникновению стресса.

Профессиональная деятельность не только требует полной отдачи сил в рабочее время, но и занимает внерабочее время, не оставляя возможностей жить для себя, своей семьи и друзей. Подобная ситуация приводит к серьезным негативным последствиям в форме профессионального стресса.

На основании изученной литературы можем сделать вывод, что профессиональный стресс – это связанное с профессиональной деятельностью напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов.


Проявления профессионального стресса характеризуются следующими симптомами: чувство усталости, перенапряжения и истощения; снижение активности, любопытства, креативности, высокая раздражительность, немотивированный гнев и агрессия, беспокойство и тревожность, негативная установка к работе; безразличие к результатам деятельности, отстраненность по отношению к коллегам и другим участникам взаимодействия, низкая эмпатия.

С целью изучения уровня риска возникновения профессионального выгорания и профессионального стресса у сотрудников компании нами было проведено экспериментальное исследование на ООО «АЗНХ групп». Выборка исследования представлена сотрудниками компании в количестве 40 человек.

Выявлено, что большая часть из опрошенных работников ООО «АЗНХ групп» находится в зоне риска, у них обнаружен средний уровень стресса при решении профессионально трудных ситуаций и наличие нервно-психического напряжения, связанного с решением профессиональных задач.

Проанализировав результаты первичной диагностики сотрудников компании, нами была составлена программа профилактики профессионального стресса у сотрудников компании. Целью программы являлась профилактика профессионального стресса, а так же синдрома профессионального выгорания сотрудников компании через сплочение коллектива и снятие психоэмоционального напряжения. Программа была построена в соответствии с особенностями профессиональной деятельности испытуемых. После реализации программы нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам.

Проанализировав и сопоставив результаты первичной и повторной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что предлагаемая нами программа профилактики профессиональных стрессов является эффективной и может использоваться психологами в компаниях для уменьшения риска возникновения профессиональных стрессов у сотрудников.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Апчел В.Я., Цыган. В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган – СПб.: ВМА, 2016. – 86 с.
  2. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса/ В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2017. – № 2. – 113-123с.
  3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А.Бодров. – М.: ПЕРСЭ. – 2017. – 350 с.
  4. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб. : Сударыня, 2016. – 301 с.
  5. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д.Брайт, Ф.Джонс. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. – 352 с.
  6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – М. : Юрайт, 2017. – 343 с.
  7. Водопьянова, Н. Е. Стресс-менеджмент : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Водопьянова – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 283 с.
  8. Гринберг Дж. Управление стрессом 7-е изд. / Дж. Гринберг – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.
  9. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. – Санкт – Петербург: Питер, 2016. – 218 с.
  10. Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда/ Л.Г. Дикая // Психологический Журнал. – 2014. – № 3. – С.24-41.
  11. Долгова, В. И. Психологическая защита : монография – Москва : Издательство Перо, 2014. – 160 с.
  12. Дружилов С.А. Профессиональное здоровье трудящихся и психологические аспекты профессиональной адаптации / С.А. Дружилов // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 6. – С.34-37.
  13. Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема / Е.П. Ильин //Психологический журнал. – 2017. – Том 2. – № 5. – С.35-42.
  14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2019. – 943 с.
  15. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс: стресс жизни и стресс смерти / Л.А. Китаев-Смык – М.: НПФ «Смысл», 2018. – 570 с.
  16. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы / Р. Лазарус. – М.: Медицина, 2016. – 466 с.
  17. Макаренко О. В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс: учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – 70 с.
  18. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия / Е.А. Мишкина// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 96–100. 
  19. Рогов Е. И. Организационная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Е. И. Рогова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2014. – 640 с.
  20. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2016. – 224 с.
  21. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 2016. - 123 с.
  22. Суворова В. В. Психофизиология стресса. / В.В. Суворова. – М.: Педагогика, 2017. – 208 с.
  23. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков – М.: Медицина, 2017. – 228с.