Файл: Теории происхождения права (Классификационные определения современного права ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политика — это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, совершенно очевидно, что содержания его деятельности; она носит объективный характер, имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц, партий, движений.

Например, в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. в сфере государственной экономической политики специально выделена область совершенствования бюджетной, налоговой политики1.

Можно согласиться с А. В. Малько в том, что правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности2.

Между тем Крашенинников П.В. справедливо обращает внимание, что общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.

Политическая идеология — это система концепций, представлений о содержании, характере, динамике данного общества, совокупность взглядов о закономерностях их развития, в соответствии с которыми партии определяют свои цели и задачи, совершенно очевидно, что формы и способы сознательного воздействия на общественные отношения в нужном для себя направлении, т.е. вырабатывают политику [4 с. 42].

В современных государствах политические стратегия и тактика — прерогатива правящей политической партии (блока партий); они задаются как обязательная программа для лидеров, совершенно очевидно, что занимающих места в парламенте, чиновничье-бюрократическом аппарате, в правительстве. Тем самым задается и программа правотворчества, осуществляемого государством в интересах определенных социальных групп, слоев, классов [6 с. 36].

Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач.


Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, совершенно очевидно, что так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация и т.д. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же, напротив, относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику [28 с. 116].

Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право — одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.

Право придает политике государственного аппарата четкую нормативную конкретность. Несовершенство правовой регламентации способно ослабить государство.

На современном этапе развития российского общества совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни — одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства.

Сферы общественной жизни, на которые воздействуют государство и право, неодинаковы, постоянно меняются. Не от права, а от самого государства зависит, в каких из этих сфер право используется шире и в каких — уже.

Государство и право, как феномены общества, непосредственно взаимодействуя, составляют диалектическое единство. Право создается государством, которое должно быть связано правом. Это вытекает из объективной природы права как относительно устойчивой, стабильной системы норм. Государство не вправе нарушить им же созданное право.

2.4. Понятие правового регулирования, функции права

Правовое регулирование есть воздействие на поведение человека, где реализуются функции права, т.е. способ существования того или иного предмета, явления любой объективной реальности.

В данном случае речь идет о функциях права как способах его осуществления. Любое явление заявляет о себе, своем существовании именно тем, что воздействует определенным образом на другие. Способы воздействия обнаруживают свойства данного явления, его объективные черты. Применительно к праву это означает, что в функциях права, т.е. в способах его воздействия на общественные отношения, должны проявиться его сущность, все его основные свойства.


Например, С. А. Комаров пишет, [8 с. 70] правовое регулирование — это результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и актов применения права) (рис. 4).

Рис. 4. Правовое регулирование

Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения.

Выбор способов зависит от того, совершенно очевидно, что на какие отношения право воздействует и каким образом регулирует их. Оно упорядочивает общественные отношения, предписывая их участникам правила поведения, воплощая интересы и волю государства (господствующего класса). Следовательно, функции права — регулятивное воздействие на общественные отношения. Определить способы этого воздействия и означает установить функции права.

Право закрепляет сложившиеся в обществе господствующие отношения, содействует возникновению и формированию новых отношений, объективные предпосылки для которых уже созрели, развивает сложившиеся отношения, преодолевает отношения, противоречащие господствующим интересам, охраняет господствующие отношения [3 с. 86].

Таким образом, право играет двоякую роль: закрепляет сложившиеся отношения или вызывает к жизни новые, совершенно очевидно, что к которым законодатель сознательно стремится. Например, отмена феодальных привилегий и введение принципа свободы частной собственности приводят к возникновению нового отношения, которое создается в ходе буржуазной революции. Национализация земли и объектов крупной частной собственности повлекла возникновение социалистических производственных отношений.

По мнению А. С. Пиголкина, А. Н. Головистиковой, Ю. А. Дмитриева это [18 с. 86] при определенных условиях право становится «предэкономическим фактом» (К. Маркс) нового способа производства. Например, совершенно очевидно, что раздел крупной земельной собственности на парцеллы; завоевание земель и создание феодального землевладения; экспроприация частной капиталистической собственности пролетарским государством.

Так, одни авторы Р. Т. Мухаев, С. А. Комаров, Н. М. Коркунов полагают, что [12 с. 81] если экономические условия созрели для нового способа производства, то в такие переломные периоды государство и право играют особенно важную роль. Поскольку право неотделимо от государства, совершенно очевидно, что очевидно, и его функции неразрывно связаны с функциями государства. Право не может существовать, воздействуя на общественные отношения в противоречии с функциями государства.


Поэтому функции права могут быть определены как главные направления нормативно-правового воздействия государства на общественные отношения, соответствующие социально-политическому, экономическому и идеологическому содержанию регулирования.

Так, В. К. Бабаев, поддерживая позицию А. В. Грибакина, пишет, что [13 с. 144] как справедливо отмечал О. Э. Лейст, любое общество является динамичной системой, непрерывно порождающей новые отношения. В современном мире даже попытки с помощью права затормозить, остановить процесс социального развития способны породить лишь теневую экономику, двоемыслие, самиздат и другие формы не соответствующей праву общественной самодеятельности. Нормальное правительство, не стремящееся к застою, не может не реагировать на процессы социальных изменений. Всегда возникают новые, не предусмотренные действующим правом, общественно вредные или общественно опасные деяния и порождаемые ими отношения. Для пресечения и предупреждения тех из них, которые принимают сколько-нибудь массовый (и потому доступный для типизации) характер, нет более эффективного средства, чем нормативно выраженный запрет, снабженный угрозой наказания. И наоборот, с развитием общества возникают новые отношения и ситуации, которые этому обществу (или правящей социальной элите) желательно упорядочить, сохранить и умножить (если они поддаются типизации), что опять же лучше всего достигается с помощью права1.

С. А. Муромцев cчитает, что [13 с. 66] функции права по характеру воздействия на общественные отношения можно разделить на две категории: регулятивные и охранительные.

В литературе встречаются и иные классификации. Дело в том, что в одних случаях право закрепляет («консервирует») то, что уже сложилось, в других — обеспечивает прогрессивное развитие общественных отношений, поэтому можно выделить функции статические и динамические. Можно сказать, что регулятивные функции по своей сути есть динамические, а охранительные есть статические функции пишет М. В. Антонов [3 с. 86].

Поскольку социальные нормы также воздействуют на указанные сферы общественных отношений, то функции права совпадают с функциями других социальных норм по своим целям. Поэтому экономическая, политическая, идеологическая функции права могут рассматриваться как общесоциальные, в отличие от специально-юридических (Т. Н. Радько) [28 с. 119]. Такое деление свидетельствует не о разных функциях права, а о разных свойствах этих функций (рис. 5).


Рис. 5. Функции права

Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества (социальных субъектов).

В. К. Бабаев cчитает, что функции права как понятие научно раскрывают необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует [31 с. 64]. Их реализация есть переход от «должного» в общественных отношениях к действительному.

Между тем А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев справедливо обращают внимание, что функции права — это основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением [20 с. 87].

Важно уяснить связь понятий «общественные отношения» и «поведение». Выше было отмечено, что общественные отношения проявляются через интересы — связи между людьми, обладающими определенными классовыми интересами, реализующими их определенным поведением, что и создает возможность воздействия права на объективные общественные отношения. Иначе говоря, устанавливая права и обязанности социальных субъектов, т.е. меру дозволенного и обязательного поведения, совершенно очевидно, что право тем самым воздействует и на те общественные отношения, которые выражаются в этом поведении. Вне поведения социальных субъектов нет и отношения, т.е. нет того, на что право могло бы воздействовать. Например, пишет Л.Т. Бакулина, [17 с. 79] отношения собственности предполагают поведение всех членов общества, состоящее в использовании средств производства, принадлежащих как каждому из них, совершенно очевидно, что так и обществу в целом. Государство закрепляет это поведение как обязательное. Оно устанавливает право государственной собственности и тем самым регулирует отношения собственности.

Таким образом делая вывод, можно сказать следующее, совершенно очевидно, что общественные отношения являются предметом правового регулирования, объектом воздействия права. Они выражаются в поведении субъектов и поэтому могут быть урегулированы путем установления их прав и обязанностей. По нашему мнению, это не совсем верное представление, что одни нормы права должны выполнять определенные функции, а другие нормы права должны таким свойством не обладать. Например, нормы уголовного права России, предусматривают различные наказания за общественно опасные деяния (действия, бездействия), они также должны выполнять одновременно несколько других функций права, во первых они направлены на устранение и вытеснению отрицательных (общественно- опасных) общественных отношений, во-вторых устанавливают и другие отношения например экономические, нравственные, в-третьих направлены на утверждение и развитие новых, более нужных современных общественных отношений. Все эти функции нормы уголовного права выполняют в системе с другими нормами права. Следовательно, право реализует свои функции обязывающими, запрещающими и управомочивающими нормами в их единстве.