Файл: Корпоративная культура в организации (Корпоративная культура АО «ОДК-Пермские моторы»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры
Понятие и роль корпоративной культуры
1.2. Методы и процесс формирования корпоративной культуры
Глава 2. Корпоративная культура АО «ОДК-Пермские моторы»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Корпоративные стандарты предприятия
Глава 3. Перспективы развития корпоративной культуры АО «ОДК-Пермские моторы»
3.1. Анализ корпоративной культуры на предприятии
Дата государственной регистрации: 27.11.1997
Номер Государственной регистрации (ОГРН): 1025900893864
Структура АО «ОДК-ПМ»:
- собрание акционеров
- совет директоров
- исполнительная дирекция
- директора по пяти бизнес программам
- производство
- московское представительство
Управляющий директор АО «ОДК-Пермские моторы» - Сергей Владимирович Попов.
Предприятие активно сотрудничает с государственными структурами и обладает государственными лицензиями на проводимые виды работ.
Деятельность АО «ОДК-Пермские моторы» регулируется Уставом предприятия, руководство осуществляется советом директоров.
Для акционеров предприятия предоставляется годовая отчетность, а также годовая бухгалтерская отчетность. Деятельность предприятия контролируется собранием акционеров и ревизионной комиссией, проводится ежегодный аудит сторонними компаниями.
АО «ОДК-Пермские моторы» обладает собственным сайтом (pmz.ru), а также использует государственный портал (e-disclosure.ru) для распространения информации о своей деятельности.
Изучение корпоративной культуры предприятия
В отсутствии корпоративного Кодекса, основным документом, задающим цели предприятия и описывающим нормы корпоративного поведения на АО «ОДК-Пермские моторы», является Устав предприятия. В частности Устав определяет:
- Структуру предприятия, состоящую:
- Собрание акционеров. Необходимо отметить, что около 60% акций АО «ОДК-Пермские моторы», принадлежит государству, а информация о миноритарных акционерах отсутствует в открытом доступе.
- Совет директоров.
- Исполнительная дирекция.
- Директора по бизнес программам.
- Производство.
- Московское представительство.
2. Цели и предмет деятельности общества. А именно:
- извлечение прибыли.
- участие в реализации государственных программ.
- иные цели, не запрещенные законодательством РФ.
3. Определяет виды деятельности АО «ОДК-Пермские моторы»:
- производство и ремонт авиационной и космической техники.
- производство и реализация теплоэнергетического и газоперекачивающего оборудования.
- внедрение высоких технологий и передовых конструкторских разработок в производство.
- целевое финансирование научно-исследовательских работ.
- осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности, включая экспортно-импортные операции.
- организация конкурентоспособных производств с целью технического перевооружения.
- оказание маркетинговых, инжиниринговых, лизинговых услуг. Консультационно-информационное обслуживание, посредническая деятельность. Ведение рекламной, издательской деятельности, организация выставок, презентаций, конкурсов, аукционов.
- обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
- образовательная деятельность в области профессионального и дополнительного образования.
- осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих
государственную тайну.
- любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
4. Определяет права акционеров:
- участвовать в Собрании акционеров с правом голоса.
- получать дивиденды.
- получить часть имущества предприятия в случае его ликвидации.
- получение информации о деятельности предприятия в порядке предусмотренном законодательством РФ.
- право акционера на запрос аудиторской проверки предприятия.
5. Устанавливает контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В частности создание ревизионной комиссии и обязанность предприятия предоставлять полную и своевременную информацию о своей деятельности.
АО «ОДК-Пермские моторы» обладает собственным логотипом предприятия:
2.2. Корпоративные стандарты предприятия
Сразу же стоит отметить, что у АО «ОДК-Пермские моторы» нет выделенного специалиста, занимающегося корпоративной культурой. Так же нет и систематической работы в области формирования и поддержания корпоративной культуры, тем не менее, существует ряд требований и мероприятий, которые можно отнести к элементам корпоративной культуры. Рассмотрим их внимательнее. В плане управления производством и контакта с коллективом ежемесячно проводятся расширенные совещания под руководством управляющего директора, либо директоров по направлениям, где доводится информация по работе предприятия в целом и выпуске продукции, формировании планов на месяц, год и выполнение планов за истекший период. Так же в каждом цехе ежемесячно проводятся рабочие собрания, на которых начальство цеха доводит всю необходимую информацию до сотрудников. Решения руководства доносятся до сотрудников через инфо-портал предприятия. На инфо-портале содержатся все новости предприятия, приказы, распоряжения, а так же положения о конкурсах, фотоотчеты с мероприятий и многое другое. А в связи с производством авиационного двигателя нового поколения ПД-14 проводится активная реклама на телевидении и интернет ресурсах.
К нормам и стандартам предприятия можно отнести:
- Коллективный договор. Регулирует отношения руководителя с подчиненными, обновляется ежегодно.
- Стандарт предприятия по системе 5с – бережливое производство, поддержание рабочего места в чистоте, отсутствие посторонних предметов, которые на данный момент не нужны в работе:
1. Сортировка.
2. Соблюдение порядка.
3. Содержание в чистоте.
4. Стандартизация.
5. Совершенствование.
- Так же на предприятии организована комиссия по трудовым спорам, где решаются проблемы либо различные конфликты работников предприятия.
- Совет молодежи, где молодежь предприятия проходит различные тренинги, организует различные праздники, конкурсы, активно учувствует в спортивных мероприятиях. Поздравляют ветеранов предприятия.
Дисциплина на предприятии поддерживается на основании требований внутри объектового режима, в котором прописана система наград и наказаний. Стиль общения руководства с сотрудниками, как правило, директивный. Руководство предприятия редко прислушивается к мнению сотрудников и не терпит проявлений инициативы на местах.
Профессиональная работа с персоналом, стандарты приёма сотрудников.
Набор сотрудников на предприятии ведется согласно действующему законодательству. На ряд специальностей идут возрастные ограничения (лица не моложе 18 лет), не имеющие медицинских противопоказаний и имеющих специализированное профильное образование. Особых требований при наборе сотрудников, как правило, нет.
К вновь принятым работникам (молодым специалистам, либо имеющим какой-либо опыт работы) прикрепляют наставника производственного обучения для скорейшей адаптации на рабочем месте. Существует единая форма одежды по подразделениям с логотипом предприятия по конкретным рабочим местам.
Проводятся курсы повышения квалификации, новые обучения, либо повторные переаттестации по различным направлениям, которые проводятся периодически.
В совете молодежи и профсоюзе проводятся семинары и конференции для сотрудников, разрабатываются лозунги и создаются мотивационные изображения на стендах.
Особо отличившиеся сотрудники награждаются различными грамотами, материальным поощрением, а лучшие сотрудники по итогам года размещаются на доске почета предприятия, расположенной на центральной части предприятия.
Социальные программы и система лояльности. На предприятии существует социальная программа – молодая семья - помощь предприятия заключается в приобретении жилья молодым семьям.
Молодым специалистам, получающим заочное образование в ВУЗах, компенсируется часть, либо полная стоимость обучения с оформлением дополнительного договора с работодателем, на основании которого сотрудник обязуется отработать на предприятии в течение пяти лет после окончании учебного заведения.
Лицам, снимающим жилье, оплачивают 50 % стоимости жилья, если съем жилья идет официально.
Сотрудникам, работающим на удаленных площадках от основной территории предприятия, организован бесплатный проезд на служебном транспорте.
Семейные мероприятия – спортивные праздники («а ну-ка бабушки», «мама, папа, я – спортивная семья»).
Регулярно проводится акция милосердия, где сотрудники предприятия по возможности помогают финансово, либо различными вещами другим сотрудникам предприятия, попавшим в сложные ситуации.
Спортивная культура. Ежегодно на предприятии проводятся летняя и зимняя спартакиады. Подразделения, занявшие первые места в соревновании, награждаются билетами для посещения культурно массовых мероприятий, билеты в кино, театр, на спортивные соревнования.
Внутренняя система оценки эффективности предприятия. По окончании года подводятся итоги выполнения плана за истекший период по заводу в целом и по подразделениям, в результате лидеры по показателям получают материальное вознаграждение.
АО «ОДК-Пермские моторы» не имеет проработанной системы символов высокого статуса, но руководящему составу предоставляются служебные авто.
К сожалению, на предприятии отсутствует экологическая программа. Такое большое производство, как АО «ОДК-Пермские моторы», очевидно, отрицательно влияет на состояние окружающей среды, начиная от больших объемов производственного мусора, заканчивая выбросами вредных веществ в атмосферу.
В этой главе мы рассмотрели корпоративную жизнь предприятия АО «ОДК-Пермские моторы». Отметим, прежде всего, что корпоративная культура на предприятии сложилась стихийно и руководство не ведет систематической работы по её формированию и поддержанию. Тем не менее, находясь в значительной степени в государственном владении, АО «ОДК-Пермские моторы» осуществляет профессиональную и социальную поддержку своих сотрудников, поддерживает стандарты производства и работает с молодежью.
Глава 3. Перспективы развития корпоративной культуры АО «ОДК-Пермские моторы»
3.1. Анализ корпоративной культуры на предприятии
На основании собранных данных из открытых источников, на основании опроса сотрудников и опираясь на информацию из второй главы данной работы, пришло время дать характеристику корпоративной культуры в АО «ОДК-Пермские моторы».
Централизация власти, строгий служебный контроль, игнорирование мнения коллектива, принятие решений руководителем единолично или в узком кругу, указывает на авторитарный, иначе – директивный, вид корпоративной культуры.
В тоже время на предприятии присутствует избирательное отношение к сотрудникам в зависимости от статуса, от личных отношений с руководством, то есть отсутствуют (существуют лишь формально, но могут быть проигнорированы по желанию руководства) четкие и единые для всех нормы и правила поведения. Это характеризует культуру в АО «ОДК-Пермские моторы» как нестабильную.
Внутри коллектива отсутствует единое общественное мнение, во взглядах сотрудников наблюдается разобщенность и отсутствие интереса к жизни предприятия, регулярно возникают конфликтные ситуации. Мы можем с уверенностью говорить о дезинтегрированной корпоративной культуре.
Руководство ставит в приоритет выполнение плана, поверхностное следование формальным нормам и не интересуется личными интересами сотрудников, это позволяет определить корпоративную культуру на АО «ОДК-Пермские моторы» как функционально ориентированную.
Как следствие:
- отсутствие интереса у сотрудников к жизни предприятия и результатам деятельности предприятия.
- низкий уровень личной ответственности.
- служебные обязанности исполняются формально.
- высокая текучесть кадров, прежде всего среди рядовых сотрудников.
- множество слухов и сплетен, подрывающих авторитет руководства и предприятия в целом.
Игнорирование экологических программ отрицательно влияет на состояние окружающей среды и здоровье сотрудников предприятия.
Таким образом, можно с полной уверенностью определить корпоративную культуру АО «ОДК-Пермские моторы» в целом как негативную.
Несомненно, стоит упомянуть наличие и «светлых пятен»:
- социальные программы.
- работа с молодежью.