Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций (на примере спортивного клуба "АРТ-КЛУБ").pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансов и финансовых ресурсов НКО
1.1 Финансы НКО: сущность и специфика
1.2 Особенности финансовых ресурсов НКО и механизма их формирования
2.1 Анализ источников формирования финансовых ресурсов и направлений их использования
2.2. Основные направления повышения эффективности использования финансовых ресурсов
Ограничения по объему расходуемых средств предусмотрены государством только для благотворительных организаций. Для всех других НКО ограничения могут быть установлены финансирующими организациями, т.е. содержаться непосредственно в тексте соглашения или договора, либо в приложении к нему в виде отдельного документа, который может называться "Директивы по составлению годовых отчетов партнерских организаций", "Финансовое руководство при работе по грантам Фонда", "Основные принципы руководства проектом".
Требования к учету целевых средств, поступающих из государственных источников США, содержатся в особых циркулярах или циркулярных письмах, на что, как правило, дается ссылка в тексте соглашения или договора.
В требованиях финансирующей организации обычно указывается, что партнер должен:
- соблюдать законы своей страны, в нашем случае Российской Федерации;
- обеспечить доступ представителей финансирующей стороны к материалам и документам, имеющим отношение к исполнению профинансированного ею проекта;
- представлять отчетность в строго оговоренные сроки;
- использовать в целях проекта положительные курсовые разницы по валютным средствам проекта и возможные процентные начисления банка на остаток средств;
- расходовать полученные средства экономно и в строгом соответствии со статьями бюджета, который является неотъемлемой частью соглашения или договора;
- исполнять дополнительные требования, относящиеся к закупкам у сторонних организаций оборудования или работ (услуг), если их стоимость превышает установленный размер. Например, закупка должна проводиться на конкурсной основе с участием не менее трех предложений и обоснованием выбора того или иного предложения[8].
По основным средствам, стоимость которых превысила установленный размер, следует составлять отдельные инвентарные списки;
- письменно согласовывать с финансирующей организацией ситуации, связанные, например, с изменением цели расходования средств проекта, перераспределением средств проекта между статьями бюджета при превышении какого-либо предела;
- хранить документацию по проекту в течение всего срока использования основных средств, приобретенных на средства проекта;
- проводить независимый аудит проекта.
При работе с целевыми средствами некоммерческие организации обязаны максимально точно выполнять не только нормы и правила российского законодательства, но и требования финансирующих организаций. На сегодняшний день далеко не все вопросы учета целевых средств урегулированы на законодательном и нормативном уровнях, что вызывает сложности в деятельности некоммерческих организаций. Специфика деятельности некоммерческих организаций (НКО) и ведения ими бухгалтерского учета должна отражаться в Положении об учетной политике организации
Учитывая важную роль общественных организаций в удовлетворении основных общественных потребностей граждан и их групп и обеспечения устойчивого развития формирования нового экономического механизма стимулирования третьего сектора становится насущной задачей системы управления и регулирования национальной экономикой. Целью такого экономического механизма является всесторонняя и системная поддержка деятельности третьего сектора с целью обеспечения основных общественных интересов граждан и устойчивого развития общества.
С институциональной точки зрения экономический механизм призван обеспечить достижение целей государства (гарантия защиты прав и свобод граждан, качественное и своевременное предоставление всего спектра социальных услуг с одновременной оптимизацией расходов государства. на производство и распределение таких услуг), защита интересов граждан, их социальных, территориальных групп, а также соблюдение требований устойчивого развития.
Эффективность выполнения этих задач зависит от того, насколько оптимальным является сочетание отдельных элементов экономического механизма (как хорошо урегулирован механизм) и как хорошо он реализуется. Последнему способствуют не только чисто экономические меры, но и другие - административные, социальные, культурно-исторические факторы. Эффективность третьего сектора и консолидация гражданского общества также в значительной степени зависят от социального капитала уровня общественного доверия, социальной активности, традиций благотворительности и соучастия, общего уровня демократизации общества.[9]
Начать формирование экономического механизма стимулирования организаций третьего сектора целесообразно по определению самого понятия экономического механизма, учитывая при этом на различное толкование понятия отечественными и иностранными экономистами-учеными, что вызвано не только разной экономической и культурной традиции, условиями взаимодействия различных секторов экономики, но и принципиально отличными представлениями о самой структуре общества. Таким образом, экономический механизм стимулирования деятельности некоммерческих организаций - это прежде всего правовой институт, регулирующий порядок и условия:
-
- финансирование деятельности некоммерческих организаций за счет бюджетных средств;
- аккумулирования и распределения бюджетных средств для поддержки деятельности некоммерческих организаций;
- экономического стимулирования финансирования деятельности организаций третьего сектора коммерческими организациями и физическими лицами.
Финансирование деятельности некоммерческих организаций за счет бюджетных средств может осуществляться путем прямой поддержки их жизнедеятельности (субсидии для оплаты текущих расходов), предоставление средств для реализации общественными организациями собственных программ и проектов (гранты) и оплаты некоммерческим организациям выполненных работ согласно предварительно заключенным контрактам.
Кроме этого, эти механизмы финансирования НКО выполняют различные социальные функции: прямые ассигнования поддерживают сектор в целом, гранты позволяют зафиксировать общественное внимание к тем или иным насущных проблем, а с помощью системы контрактов осуществляется финансирование тех социальных услуг, актуальность которых устанавливают органы государственной власти.
Создание и внедрение экономического механизма стимулирования третьего сектора предусматривает такую последовательную деятельность уполномоченных органов государственной власти, ученых и представителей общественности:[10]
-
- определение наиболее приоритетных сфер деятельности общественных организаций с целью максимального использования их потенциала для содействия устойчивому развитию общества;
- разработку актуальных и общественно важных направлений деятельности, программ, проектов, для реализации которых организациям третьего сектора на конкурсной основе будет предоставляться государственное финансирование;
- определение и утверждение требований к квалификационному уровню общественных организаций, способных выполнять работы по соответствующим контрактам с органами государственной власти;
- разработка и внедрение системы аккумулирования и распределения средств для финансирования деятельности общественных организаций;
- разработка и внедрение системы администрирования и подотчетности общественных организаций, которые выполняют работы за счет государства или специального фонда;
- разработка и внедрение механизма возмещения и возврата средств государству или в специальный фонд за услуги, которые организации третьего сектора не предоставили, оказали некачественно или не в полном объеме;
- разработка и внедрение системы независимого мониторинга деятельности организаций третьего сектора и регулятора (специально уполномоченных для сотрудничества с общественными организациями органов власти).
Для того чтобы быть эффективным, экономический механизм должен учитывать условия и особенности функционирования третьего сектора, а также реагировать на его недостатки.
С экономической точки зрения некоммерческим организациям должны обладать низкая эффективность из-за бесплатность труда добровольных работников (волонтеров). Они также страдают от хронического дефицита средств для реализации своей программной деятельности и сопротивления общественности, а также часто попадают в политическую зависимость от доноров. Кроме нехватки внешнего финансирования, НКО сталкиваются с другими, объективно слишком сложными для неприбыльных организаций препятствиями: дискриминацией определенных видов организаций при распределении средств из госбюджета, непрозрачным распределением средств, непрозрачностью и сложностью процедур государственных закупок, отсутствием достаточного количества конкурсных программ финансирования проектов третьего сектора, неразвитой сетью государственных консультаций.
Государство может помочь большинства этих проблем, создав благоприятную для общественных организаций законодательство, делегируя им часть своих функций, поддерживая их финансово и обеспечивая положительное отношение со стороны общества.
Для повышения эффективности НКО средства из госбюджета или специального фонда должны предоставляться таким организациям исключительно на конкурсной основе и с учетом общественного мнения об актуальности проектов и остроты спроса на социальные услуги. На этом пути принципиально важно сохранить максимальную независимость некоммерческих организаций от государства - по крайней мере в части определения цели и направления деятельности, структуры организации и ее руководящего состава, возможности иметь альтернативные источники финансирования, формирования публичной позиции организации. Чем больше по объему и прозрачностью системы распределения финансирования третьего сектора, тем в большей степени государство способствует его устойчивому развитию. Особенно важно при этом учитывать потребности организаций по защите прав человека, экологических и других организаций, которые своей деятельностью оппонируют государству или интересам крупного бизнеса.
Зависимость таких организаций от одного источника финансирования, в том числе государственного, делает их особенно уязвимым и слабыми. Учитывая большое разнообразие НКО методы оценки их эффективности не должны быть универсальными, но должны учитывать все специфические черты и цели деятельности организаций.
Сложностью такой оценки является невозможность применить такие стандартные для коммерческих организаций критерии эффективности как прибыльность, рентабельность, капитализация. Довольно часто некоммерческие организации определяют нечеткие и слишком общие цели деятельности, степень достижения которых не подлежит количественному измерению, а производимые этими организациями нематериальные блага и услуги, как правило, не имеют рыночной цены. Все это вместе с недостатками системы подотчетности организаций третьего сектора и отсутствием системных методологических исследований затрудняет разработку простых и понятных принципов оценки эффективности НКО. Отдельные попытки разработать критерии эффективности для некоммерческих организаций делали Ю. Бондаренко, П. Брэдшоу, В. Мюррей, И. Вольпин, К. Камерон, Т. Консоли, Е. Конлон, Р. Герман. В исследованиях этих ученых превалируют такие подходы к оценке эффективности организаций третьего сектора: целевой (в какой степени достигнуты цели организации), ресурсный (насколько организация обеспечена ресурсами), множества заинтересованных (как многие граждане, их групп, организаций заинтересовано в деятельности той или иной НКО) , социального конструктива (как общественность относится к деятельности НКО)[11]. Наиболее распространены целевой и системный подходы, а также обобщающий многопараметрический подход.
Ни один из этих подходов не следует считать оптимальным, поскольку они не отражают социальное значение деятельности некоммерческих организаций. Поэтому отечественный исследователь Ю. Бондаренко предлагает определять эффективность организаций третьего сектора по трем ключевым критериям: экономической эффективностью, социальной эффективностью и устойчивостью НКО.
Экономическая эффективность организации является ее производительности и оптимальности соотношения затрат и полученных результатов деятельности.
Социальная эффективность означает соответствие ее деятельности основной целью третьего сектора - удовлетворению социальных потребностей граждан. Под устойчивостью некоммерческой организации понимают стабильность ее социально-экономического состояния. Сюда же можно отнести потенциальный вклад организаций третьего сектора в обеспечение устойчивого развития общества.
Параметрами эффективности некоммерческих организаций могут быть форма и качество системы подотчетности и аудита, внешнего регулирования и финансирования, функции наблюдательного совета, общественного мониторинга. Более практичными показателями эффективности третьего сектора является численность и масштаб выполняемых проектов, количество и соотношение волонтеров и профессиональных работников, структура услуг, предоставляемых сектор, источники финансирования, отношения с государством, опыт выполнения контрактов с государством. К основным источникам финансирования третьего сектора относят субсидии / гранты органов власти из государственного или местного бюджета; пожертвования коммерческих компаний, благотворительных организаций и меценатов; членские взносы и доход от собственной доходной деятельности. Относительно типов отношений третьего сектора с государством выделяют отношения зависимости - кооперации, замены - дополнение - противостояние, кооперации - дополнение - кооптации - конфронтации.
Для анализа эффективности и устойчивости развития некоммерческих организаций USAID и Freedom House применяют комплексный показатель (индекс устойчивости третьего сектора), который отражает благоприятность законодательства, стабильность организационной структуры, финансовую мощь, распространенность сотрудничества некоммерческих организаций, ассортимент и объем услуг, оказываемых организации, техническую инфраструктуру и отношение общественности. Финансовую мощь организации обуславливает разнообразие источников доходов, развитость системы управления финансами и эффективная система обеспечения ресурсов для дальнейшей работы организации.