Файл: Управление миграционными процессами ( Понятие и механизмы реализации ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственная миграционная политика в современной России
1.1 Понятие и механизмы реализации миграционной политики
1.2 Нормативная и организационная база государственной миграционной политики
Глава 2. Региональные особенности миграционной политики на примере Пензенской области
2.1 Система регулирования миграционных процессов в Пензенской области
2.2 Анализ состояния миграционных процессов в Пензенской области
Данные таблицы 1 отражают депопуляцию населения Пензенской области с 2000 года численность населения региона сократилась на 168 тыс.чел. в абсолютном выражении и на 11,2% в относительном выражении. Сельское население уменьшается боле быстрыми темпами чем городское, снижение численности сельских жителей составило 111 тыс.чел. или 21 %, против 57 тыс.чел. и 5,9 % городских жителей.
Основной причиной депопуляции является отрицательный естественный прирост населения (таблица 2).
Таблица 2
Естественное движение населения (на тысячу человек)
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Прирост |
Родившиеся |
10,8 |
10,7 |
10,2 |
-0,6 |
Умершие |
14,8 |
14,8 |
14,5 |
-0,3 |
Естественный прирост, убыль (-) |
-4,0 |
-4,1 |
-7,3 |
3,3 |
Отрицательный прирост населения области наблюдается с 1990 года. В настоящее время наблюдается определенное снижение естественной убыли, однако полностью данная негативная тенденция не преодолена.
Результатом естественной убыли населения региона становится сокращение трудовых ресурсов (таблица 3).
Таблица 3
Численность основных возрастных групп населения по переписям населения 1989г., 2002г. и 2010г. (тыс.чел.)
Население |
1989 г. |
2002 г. |
2010 г. |
2010 г. в % к 1998 г. |
Моложе трудоспособного |
337,9 |
243,8 |
196,5 |
58,2 |
Трудоспособное |
842,0 |
864,9 |
833,5 |
99,0 |
Старше трудоспособного |
324,5 |
344,0 |
355,8 |
109,6 |
Численность трудоспособного населения Пензенской области имеет тенденцию к снижению. В 2010 г. по сравнению с 2002 г. оно уменьшилось на 31,4 тыс.чел. По отношению к 1989 году численность трудоспособного населения изменилась незначительно (на 8,5 тыс.чел. или 1%), однако по остальным возрастным группам наблюдаются более существенные изменения. Население моложе трудоспособного возраста сократилось на 141,4 тыс.человек или 41,8%, население старше трудоспособного возраста увеличилось на 31,3 тыс.чел. или 9,6 процента. В результате существенно изменилась возрастная структура населения (рисунок 2).
Сокращение доли населения моложе трудоспособного возраста с 22,5% в 1989 году до 14,2% в 2010 году позволяет прогнозировать значительное уменьшение доли трудоспособного населения области в будущем.
Снижение трудоспособного населения уже в настоящее время выражается в дефицитности кадров по некоторым направлениям трудоустройства.
Интересы федеральных органов управления в регионах представляют территориальные органы по вопросам миграции. Организационная структура такого органа должна позволять своевременно реагировать на изменения в объемах, структуре и характере миграционных потоков, облегчать решение вопросов, связанных с местными условиями.
Рисунок 2. Изменение возрастной структуры населения
Территориальным органам по вопросам миграции, являющимся по сути одним из инструментов регулирования регионального миграционного процесса, необходимо формировать региональную сеть для развития партнерских отношений с различными организациями, что может стать одним из вариантов решения проблемы интеграции мигрантов на рынке труда, их трудоустройства (рисунок 3).
Рисунок 3. Схема формирования региональной сети для развития партнерских отношений между органами власти
Регулированием миграционных процессов в Пензенской области занимается Управление по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области.
Управление о вопросам миграции УМВД России по Пензенской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами территориального органа МВД России, а также Положением об Управлении по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области.
Для регулирования потоков трудовой миграции в Пензенской области в 2011 году создано государственное казенное учреждение «Центр трудовой миграции» (далее - ГКУ ПО «Центр трудовой миграции»).
Основной целью деятельности ГКУ ПО «Центр трудовой миграции» является: содействие гражданам в переезде, трудоустройстве и жилищном обустройстве в сельской местности Пензенской области.
В целях реализации деятельности ГКУ ПО «Центр трудовой миграции» утвержден Порядок предоставления финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области (Постановление Правительства Пензенской области от 14 мая 2012 г. № 361-пП «Об оказании содействия гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области») [11, 22].
В мае 2014 года в Пензенской области принято постановление «Об оказании содействия гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области» № 361-пП. Данное постановление устанавливает порядок предоставления финансовой поддержки гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области.
2.2 Анализ состояния миграционных процессов в Пензенской области
Миграция оказывает значительное влияние на структуру населения, т.к. происходят изменения в уровне и структуре заболеваемости, смертности населения, деформируется возрастная структура, изменяется экологическая и эпидемиологическая ситуация в регионах. Помимо этого, миграционные процессы оказывают негативное влияние на здоровье населения. Сменившие место жительства из-за частой необустроенности нового жилья, длительной адаптации к новым социальным, экономическим, природно-климатическим и другим условиям часто болеют.
В Пензенской области ежегодно снижается доля сельского населения в общей численности населения, это является частично следствием оттока населения из села в город, особенно молодежи.
Миграция из села в город приводит к созданию возрастно-половых диспропорций. Отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах, а также приводит к старению населения, что в свою очередь обуславливает более высокую смертность сельского населения в сравнении с городским.
На территории Пензенской области действует Концепция демографической политики Пензенской области на период до 2025 года (закон Пензенской области от 21.04.2010 г. № 1889-ЗПО).
Приоритетными направлениями Концепции в решении задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов области являются:
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Пензенскую область, а также стимулирование возвращения в область ранее выехавших мигрантов;
привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства, привлечение молодежи из зарубежных стран (прежде всего, из государств - участников Содружества Независимых Государств и Балтии) для обучения и стажировки в Пензенской области
разработка мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности территорий, в которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для интересов области [10].
Для Пензенской области миграция не является фактором, сдерживающим темпы депопуляции. Если до 1994 года миграция многократно компенсировала естественную убыль, а в 1999 - 2002 годы миграционная убыль усугубляла естественную убыль населения, то в 2009 году миграционный прирост только на 2,5 процента обеспечил восполнение естественной убыли населения.
Как показывают данные Приложения А международная миграция в 2012 году имела стабильное положительное сальдо. В Пензенскую область въезжало в 10-20 раз больше иностранцев, чем выезжало за рубеж жителей региона. К 2017 году данный разрыв сократился. Число выбывших за рубеж жителей Пензенской области составило 4252 чел., число въехавших на территорию региона - 5042 чел.
Рисунок 4. Международная миграция
в Пензенской области, чел.
По данным УФМС по Пензенской области в настоящее время в регионе постоянно проживают представители 97 национальностей, приехавшие из других стран.
Следует отметить высоки темп роста мигрантов из Украины за период 2014-2016 гг., что связано с нестабильной политической ситуацией в стране. Если за период 2005-2013 год число мигрантов из Украины не превышало 350 человек, то в 2016 году их число составило 1363 чел.
Отток мигрантов из Пензенской области увеличился за последние 10 лет увеличился в 10 раз. В страны СНГ отток мигрантов составил в 2016 году 85,5 % от общего числа.
Оценка миграционных потоков за период 2016 -2017 гг. представлена в таблице 4.
Таблица 4
Показатели международной миграции в Пензенской области за 2016-2017 гг.
Страны |
Январь-ноябрь 2017 г. |
Январь-ноябрь 2016 г. |
||||
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост, убыль (-) |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционн ый прирост, убыль (-) |
|
Всего |
4687 |
3920 |
767 |
4649 |
2879 |
1770 |
1. Миграция со странами СНГ: |
4082 |
3418 |
664 |
4197 |
2468 |
1729 |
в т.ч. |
||||||
Азербайджан |
115 |
97 |
18 |
129 |
87 |
42 |
Армения |
216 |
215 |
1 |
223 |
194 |
29 |
Беларусь |
39 |
17 |
22 |
36 |
11 |
25 |
Казахстан |
237 |
178 |
59 |
230 |
183 |
47 |
Киргизия |
289 |
218 |
71 |
260 |
154 |
106 |
Молдова |
125 |
122 |
3 |
148 |
86 |
62 |
Таджикистан |
1059 |
569 |
490 |
695 |
387 |
308 |
Туркменистан |
435 |
355 |
80 |
363 |
266 |
97 |
Узбекистан |
640 |
649 |
-9 |
853 |
605 |
248 |
Украина |
927 |
998 |
-71 |
1260 |
495 |
765 |
2. Другие зарубежные страны: |
605 |
502 |
103 |
452 |
411 |
41 |
в т.ч. |
||||||
Вьетнам |
57 |
131 |
-74 |
97 |
96 |
1 |
Германия |
11 |
16 |
-5 |
7 |
16 |
-9 |
Грузия |
21 |
9 |
12 |
15 |
14 |
1 |
Индия |
237 |
110 |
127 |
115 |
81 |
34 |
Иордания |
26 |
32 |
-6 |
36 |
24 |
12 |
Китай |
16 |
12 |
4 |
12 |
10 |
2 |
Сирия |
12 |
11 |
1 |
18 |
16 |
2 |
США |
1 |
14 |
-13 |
4 |
2 |
2 |
Турция |
33 |
16 |
17 |
19 |
31 |
-12 |
Эстония |
2 |
3 |
-1 |
4 |
2 |
2 |
прочие |
189 |
148 |
41 |
125 |
119 |
6 |
Как показывают данные таблицы 4, миграционный прирост составил за период январь-ноябрь 2017 года 767 человек, тогда как за аналогичный период 2016 года - 1770 человек. Значительный удельный вес в миграционных потоках занимают страны СНГ, среди которых Таджикистан, Украина, Узбекистан. Отмечается рост мигрантов из Казахстана, Индии и других стран.
Для отдельной части населения миграция является вынужденной. Первые вынужденные переселенцы появились в России в конце 1980-х гг. в связи с межнациональными конфликтами на территории Азербайджана, Армении и
Узбекистана. Уже к концу 1990-х гг. в России было зарегистрировано 71,1 тыс. лиц.
Динамика числа вынужденных переселенцев Пензенской области представлена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика числа вынужденных переселенцев
(нарастающим итогом), человек
Страны |
Зарегистрировано по состоянию на 1 января |
||||||
2005 г. |
2010 г. |
2013 г. |
2014 г |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
Всего |
1616 |
259 |
181 |
149 |
135 |
116 |
96 |
в т.ч. ранее проживали в республиках: |
|||||||
Азербайджан |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
Грузия |
8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Казахстан |
649 |
105 |
69 |
59 |
56 |
45 |
33 |
Киргизия |
8 |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Латвия |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Республика Молдова |
8 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Таджикистан |
198 |
30 |
24 |
20 |
13 |
11 |
10 |
Туркменистан |
4 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Узбекистан |
609 |
113 |
83 |
67 |
65 |
59 |
53 |
Украина |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Россия |
121 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
в т.ч. Чеченская республика |
120 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
Дагестан |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |