Файл: Управление миграционными процессами ( Понятие и механизмы реализации ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государственная миграционная политика в современной России
1.1 Понятие и механизмы реализации миграционной политики
1.2 Нормативная и организационная база государственной миграционной политики
Глава 2. Региональные особенности миграционной политики на примере Пензенской области
2.1 Система регулирования миграционных процессов в Пензенской области
2.2 Анализ состояния миграционных процессов в Пензенской области
Как показывают данные таблицы 5 динамика вынужденных переселенцев является отрицательной. В настоящее время в Пензенской области отмечены притоки вынужденных переселенцев из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
В Пензенской области активно работает программа по переселению иностранных граждан в сельскую местность. В 2017 году на оказание содействия гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области выделено 5 457,5 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2018 все бюджетные средства освоены полностью.
С января по декабрь 2017 года в ГКУ ПО «Центр трудовой миграции» обратилось 291 человек о содействии в переезде, трудоустройстве и жилищном обустройстве. Зарегистрировано 53 анкеты (заявления) от 187 граждан для оказания содействия при переселении в сельскую местность Пензенской области.
В 2017 году заключено 46 договоров о предоставлении финансовой поддержки 167 (из них 67 детей) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области, в соответствии с их очередностью в сводном списке (2012-2017гг.), что на 87 граждан больше запланированного.
Из стран ближнего зарубежья в Пензенскую область прибыло 38 семей (138 человек, из них 57 детей), в том числе:
1. Узбекистан - 5 семей (21 человек, в том числе 7 детей), переселились на постоянное место жительства в:
- Колышлейский район - 1 семья, (4 человека, из них 2 детей);
- Бессоновский район - 1 семья, (7 человек, из них 2 детей);
- Камешкирский район -1 семья, (4 человека, из них 2 детей);
- Кузнецкий район - 1 семья, (3 человека);
- Малосердобинский район -1 семья, (3 человека, из них 1 ребенок).
2. Таджикистан - 12 семей (44 человека, в том числе 18 детей), переселились на постоянное место жительства в:
- Пачелмский район - 2 семьи, (5 человек, из них 2 детей);
- Мокшанский район - 1 семья,(4 человека, из них 2 детей);
- Шемышейский район - 2 семьи, (11 человек, из них 3 ребенка);
- Никольский район - 1 семья, (3 человека);
- Каменский район - 1 семья, (3 человека, из них 2 детей),
- Лунинский район - 1семья, (3человека, из них 1 ребенок),
- Бековский район - 1 семья, (5 человек, из них 3 ребенка),
- Белинский район - 1 семья (4 человека из них 2 ребенка),
- Камешкирский район - 1 семья (1 человек).
- Малосердобинский район - 1 семья (5 человек, из них 3 ребенка)
3. Украина - 18 семей (65 человек, из них 29 детей), переселились на постоянное место жительства в:
- Нижнеломовский район- 6 семей, (21 человек, из них 9 детей);
- Наровчатский район - 1 семья (4 человека, из них 3 ребенка);
- Пензенский район -8 семей (20 человек, из них 7 детей);
- Шемышейский район - 3 семьи (20 человек, из них 10 детей).
4. Казахстан - 1 семья (1 человек) переселилась на постоянное место жительства в Бессоновский район.
5. Кыргызстан - 1 семья (3 человека) переселилась на постоянное место жительства в Белинский район.
6. Молдова - 1 семья (4 человека, из них 2 ребенка) переселилась на постоянное место жительства в Мокшанский район.
Также, из городов и других регионов Российской Федерации за 2017 год в Пензенскую область переселились 8 семей (29 человек, из них 11 детей), которые прибыли из г. Волжска, Саратовской области, г. Новосибирска.
ГКУ ПО «Центр трудовой миграции» участвует в осуществлении полномочий по оформлению патентов и проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области. (Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Пензенской областью от 20.03.2017) [22].
Всего за 2017 год приняты документы для оформления патента на трудовую деятельность и оказано содействие в проведении дактилоскопирования 4585 иностранным гражданам.
Таким образом, можно сказать, что миграционные потоки в Пензенской области имеют достаточный уровень нормативного регулирования, качественные условия для проживания мигрантов в регионе не только в городской, но и сельской местности.
2.3 Совершенствования государственной миграционной политики субъекта путем формирования региональной политики привлечения иностранной рабочей силы
Одним из существенных миграционных потоков Пензенского региона является трудовая миграция. Ежегодно в область прибывает порядка 5-6 тыс. мигрантов из-за рубежа, преимущественно из стран СНГ - Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Украины (таблица 6).
Таблица 6
Международная миграция в Пензенской области, чел.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Прибыло в область иностранных мигрантов, всего |
5 693 |
5 825 |
5 064 |
в т.ч. из стран СНГ |
5 373 |
5 383 |
4 539 |
других стран |
320 |
442 |
525 |
Выбыло из области иностранных мигрантов, всего |
1 795 |
2 842 |
3 252 |
в т.ч. из стран СНГ |
1 571 |
2 624 |
2 782 |
других стран |
224 |
218 |
470 |
В условиях сокращения собственных трудовых ресурсов региона (вследствие негативных демографических тенденций) иностранная миграция становится важным источником рабочей силы для рынка труда. Основными отраслями, использующими труд мигрантов, в области выступают строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт. Мигранты замещают главным образом низкооплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда и не требующие высокой квалификации, многие из них работают неофициально, не имея на то разрешения.
Таким образом, в регионе складывается двойственная ситуация с трудовой миграцией из-за рубежа. С одной стороны иностранные трудовые мигранты занимают свою нишу на рынке труда (низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд), которая не может быть заполнена местным населением. С другой стороны привлечение иностранных мигрантов обостряет социальную напряженность в регионе и препятствует росту производительности труда, поскольку предприниматели предпочитают нанимать дешевую рабочую силу мигрантов, а не инвестировать средства в модернизацию технологических процессов. При этом очевидно, что иностранная трудовая миграция в перспективе не исчезнет, и будет являться одним из факторов, определяющих экономическую, социальную и демографическую ситуацию в Пензенском регионе. Вследствие этого Пензенская область нуждается в разработке региональной политики привлечения иностранной рабочей силы (ИРС).
Смысл совершенствования государственного регулирования состоит в том, чтобы в современных условиях ограниченности и стихийности привлечения ИРС создать единую стратегическую модель осуществления внешней трудовой миграции, которая способствовала бы развитию региона посредством особых инструментов государственного воздействия. Фактически такая модель должна содержать в себе, с одной стороны, идеи и приоритеты региональной политики, с другой стороны, адекватный этим приоритетам организационно-экономический механизм привлечения и использования ИРС.
Общей целью привлечения ИРС является обеспечение экономики области трудовыми ресурсами и использование их с максимальной эффективностью. В рамках поставленной цели формулируются ключевые задачи политики, которые различаются по своему внутреннему содержанию. Задачи представлены в таблице 7.
Развитие миграционных процессов, решение проблем, связанных с ИРС, возможно через определение системы приоритетов и основных направлений региональной политики, выступающих в качестве условий, необходимых для ее
реализации. На их основе разрабатываются и обосновываются конкретные мероприятия по регулированию привлечения и использования ИРС.
Таблица 7
Ключевые задачи региональной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы
Задачи |
|
Экономические |
1. Определение оптимальных экономических параметров привлечения дополнительной рабочей силы (численности, профессионально-квалификационной структуры). 2. Определение источников привлечения трудовых ресурсов. 3. Разработка схемы территориально-производственного размещения привлекаемой ИРС в соответствии с разрабатываемыми схемами комплексного развития производительных сил, расселения и градостроительства в регионе. 4. Создание системы социально-экономического мониторинга и комплексного прогнозирования процессов внешней трудовой миграции. 5. Разработка мер по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования процессов привлечения и использования ИРС. 6. Определение объемов и источников финансирования проектов по привлечению ИРС. |
Социальные |
1. Разработка мероприятий, обеспечивающих защиту прав и приоритет интересов местных (национальных) работников на рынке труда региона. 2. Выработка мер по социальной адаптации российского общества к приему иностранной рабочей силы. 3. Обеспечение административного контроля за пребыванием иностранного контингента внутри российского социума. |
Политические |
1. Разработка стратегии межрегионального политического взаимодействия в области миграции населения и трудовой политики с целью решения острых социально- демографических проблем региона (нелегальная миграция, транзитная миграция, отток национального населения из северных и восточных районов страны и т.д.). 2. Разработка стратегии международного политического взаимодействия в области внешней миграции, экспорта и импорта рабочей силы. |
Организационно - управленческие |
1. Создание организационной структуры управления миграционными процессами в регионе. 2. Четкое разграничение предметов ведения региона и федерального центра с целью эффективного решения ключевых проблем региона. 3. Обоснование применяемых административных и экономических методов управления процессами привлечения и использования ИРС на современном этапе развития региона. |
Институциональные |
Развитие системы государственных институтов, формирующих иммиграционную инфраструктуру области. |
Этно-демографические |
1. Обеспечение равных прав на сохранение национальной самобытности всем национально-этническим группам населения региона. 2. Обеспечение сохранности и порядка на территории региона, недопущение возникновения конфликтов на национальной почве. |
Как отражено на рисунке 5, критерием приоритетности в осуществлении государственной политики привлечения и использования ИРС в краткосрочной перспективе является стабилизация положения в сфере внешней трудовой миграции, достижение высокого уровня управляемости миграцией.
Одним из первоочередных направлений в этой области является замена существующего приоритета миграционной политики, направленного на борьбу с нелегальной миграцией, на процессы легализации деятельности мигрантов, чей труд способен принести пользу, выгоду российской стороне.
Рисунок 5. Система приоритетов региональной государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы
Реализация таких приоритетных направлений, как осуществление мониторинга, выбор конкретных направлений использования ИРС и селективная политика позволит придать миграционным процессам обоснованность, целенаправленность и избирательность, что в итоге обусловит повышение эффективности использования ИРС.
Критерием приоритетности в осуществлении политики привлечения и использования ИРС в долгосрочном периоде является расширенное воспроизводство трудовых ресурсов, полное обеспечение нужд экономики рабочей силой. В рамках реализации указанных приоритетных направлений (устранение дефицита трудовых ресурсов и формирование оптимальной структуры предложения на рынке труда региона) необходимо решить следующие вопросы:
1.каковы оптимальные параметры привлечения и использования ИРС в экономике области в перспективе;
2.каково оптимальное соотношение в использовании различных источников рабочей силы для обеспечения экономики региона ресурсами труда;
3.каковы меры защиты местного рынка труда от влияния присутствия
ИРС;
4.какова оптимальная национальная структура привлекаемой ИРС;
5.каковы меры по соблюдению санитарного контроля в процессе привлечения ИРС;
6.каковы меры по адаптации населения области к приему ИРС. Реализация основных направлений государственной политики
привлечения и использования ИРС предусматривает создание в регионе рычагов, с помощью которых достигается поставленная в процессе разработки политики цель. Каждое направление представляет собой сложную комплексную задачу, решаемую в контексте выдвинутых приоритетов миграционной политики. Основные направления политики включают в себя:
- совершенствование системы иммиграционного контроля в регионе;