Файл: Управление миграционными процессами ( Понятие и механизмы реализации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показывают данные таблицы 5 динамика вынужденных переселенцев является отрицательной. В настоящее время в Пензенской области отмечены притоки вынужденных переселенцев из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.

В Пензенской области активно работает программа по переселению иностранных граждан в сельскую местность. В 2017 году на оказание содействия гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области выделено 5 457,5 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2018 все бюджетные средства освоены полностью.

С января по декабрь 2017 года в ГКУ ПО «Центр трудовой миграции» обратилось 291 человек о содействии в переезде, трудоустройстве и жилищном обустройстве. Зарегистрировано 53 анкеты (заявления) от 187 граждан для оказания содействия при переселении в сельскую местность Пензенской области.

В 2017 году заключено 46 договоров о предоставлении финансовой поддержки 167 (из них 67 детей) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области, в соответствии с их очередностью в сводном списке (2012-2017гг.), что на 87 граждан больше запланированного.

Из стран ближнего зарубежья в Пензенскую область прибыло 38 семей (138 человек, из них 57 детей), в том числе:

1. Узбекистан - 5 семей (21 человек, в том числе 7 детей), переселились на постоянное место жительства в:

- Колышлейский район - 1 семья, (4 человека, из них 2 детей);

- Бессоновский район - 1 семья, (7 человек, из них 2 детей);

- Камешкирский район -1 семья, (4 человека, из них 2 детей);

- Кузнецкий район - 1 семья, (3 человека);

- Малосердобинский район -1 семья, (3 человека, из них 1 ребенок).

2. Таджикистан - 12 семей (44 человека, в том числе 18 детей), переселились на постоянное место жительства в:

- Пачелмский район - 2 семьи, (5 человек, из них 2 детей);

- Мокшанский район - 1 семья,(4 человека, из них 2 детей);

- Шемышейский район - 2 семьи, (11 человек, из них 3 ребенка);

- Никольский район - 1 семья, (3 человека);

- Каменский район - 1 семья, (3 человека, из них 2 детей),

- Лунинский район - 1семья, (3человека, из них 1 ребенок),

- Бековский район - 1 семья, (5 человек, из них 3 ребенка),

- Белинский район - 1 семья (4 человека из них 2 ребенка),

- Камешкирский район - 1 семья (1 человек).

- Малосердобинский район - 1 семья (5 человек, из них 3 ребенка)

3. Украина - 18 семей (65 человек, из них 29 детей), переселились на постоянное место жительства в:

- Нижнеломовский район- 6 семей, (21 человек, из них 9 детей);


- Наровчатский район - 1 семья (4 человека, из них 3 ребенка);

- Пензенский район -8 семей (20 человек, из них 7 детей);

- Шемышейский район - 3 семьи (20 человек, из них 10 детей).

4. Казахстан - 1 семья (1 человек) переселилась на постоянное место жительства в Бессоновский район.

5. Кыргызстан - 1 семья (3 человека) переселилась на постоянное место жительства в Белинский район.

6. Молдова - 1 семья (4 человека, из них 2 ребенка) переселилась на постоянное место жительства в Мокшанский район.

Также, из городов и других регионов Российской Федерации за 2017 год в Пензенскую область переселились 8 семей (29 человек, из них 11 детей), которые прибыли из г. Волжска, Саратовской области, г. Новосибирска.

ГКУ ПО «Центр трудовой миграции» участвует в осуществлении полномочий по оформлению патентов и проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области. (Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Пензенской областью от 20.03.2017) [22].

Всего за 2017 год приняты документы для оформления патента на трудовую деятельность и оказано содействие в проведении дактилоскопирования 4585 иностранным гражданам.

Таким образом, можно сказать, что миграционные потоки в Пензенской области имеют достаточный уровень нормативного регулирования, качественные условия для проживания мигрантов в регионе не только в городской, но и сельской местности.

2.3 Совершенствования государственной миграционной политики субъекта путем формирования региональной политики привлечения иностранной рабочей силы

Одним из существенных миграционных потоков Пензенского региона является трудовая миграция. Ежегодно в область прибывает порядка 5-6 тыс. мигрантов из-за рубежа, преимущественно из стран СНГ - Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Украины (таблица 6).


Таблица 6

Международная миграция в Пензенской области, чел.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Прибыло в область иностранных мигрантов, всего

5 693

5 825

5 064

в т.ч. из стран СНГ

5 373

5 383

4 539

других стран

320

442

525

Выбыло из области иностранных мигрантов, всего

1 795

2 842

3 252

в т.ч. из стран СНГ

1 571

2 624

2 782

других стран

224

218

470

В условиях сокращения собственных трудовых ресурсов региона (вследствие негативных демографических тенденций) иностранная миграция становится важным источником рабочей силы для рынка труда. Основными отраслями, использующими труд мигрантов, в области выступают строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт. Мигранты замещают главным образом низкооплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда и не требующие высокой квалификации, многие из них работают неофициально, не имея на то разрешения.

Таким образом, в регионе складывается двойственная ситуация с трудовой миграцией из-за рубежа. С одной стороны иностранные трудовые мигранты занимают свою нишу на рынке труда (низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд), которая не может быть заполнена местным населением. С другой стороны привлечение иностранных мигрантов обостряет социальную напряженность в регионе и препятствует росту производительности труда, поскольку предприниматели предпочитают нанимать дешевую рабочую силу мигрантов, а не инвестировать средства в модернизацию технологических процессов. При этом очевидно, что иностранная трудовая миграция в перспективе не исчезнет, и будет являться одним из факторов, определяющих экономическую, социальную и демографическую ситуацию в Пензенском регионе. Вследствие этого Пензенская область нуждается в разработке региональной политики привлечения иностранной рабочей силы (ИРС).

Смысл совершенствования государственного регулирования состоит в том, чтобы в современных условиях ограниченности и стихийности привлечения ИРС создать единую стратегическую модель осуществления внешней трудовой миграции, которая способствовала бы развитию региона посредством особых инструментов государственного воздействия. Фактически такая модель должна содержать в себе, с одной стороны, идеи и приоритеты региональной политики, с другой стороны, адекватный этим приоритетам организационно-экономический механизм привлечения и использования ИРС.


Общей целью привлечения ИРС является обеспечение экономики области трудовыми ресурсами и использование их с максимальной эффективностью. В рамках поставленной цели формулируются ключевые задачи политики, которые различаются по своему внутреннему содержанию. Задачи представлены в таблице 7.

Развитие миграционных процессов, решение проблем, связанных с ИРС, возможно через определение системы приоритетов и основных направлений региональной политики, выступающих в качестве условий, необходимых для ее

реализации. На их основе разрабатываются и обосновываются конкретные мероприятия по регулированию привлечения и использования ИРС.

Таблица 7

Ключевые задачи региональной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы

Задачи

Экономические

1. Определение оптимальных экономических параметров привлечения дополнительной рабочей силы (численности, профессионально-квалификационной структуры).

2. Определение источников привлечения трудовых ресурсов.

3. Разработка схемы территориально-производственного размещения привлекаемой ИРС в соответствии с разрабатываемыми схемами комплексного развития производительных сил, расселения и градостроительства в регионе.

4. Создание системы социально-экономического мониторинга и комплексного прогнозирования процессов внешней трудовой миграции.

5. Разработка мер по совершенствованию организационно-экономического механизма регулирования процессов привлечения и использования ИРС.

6. Определение объемов и источников финансирования проектов по привлечению ИРС.

Социальные

1. Разработка мероприятий, обеспечивающих защиту прав и приоритет интересов местных (национальных) работников на рынке труда региона.

2. Выработка мер по социальной адаптации российского общества к приему иностранной рабочей силы.

3. Обеспечение административного контроля за пребыванием иностранного контингента внутри российского социума.

Политические

1. Разработка стратегии межрегионального политического взаимодействия в области миграции населения и трудовой политики с целью решения острых социально- демографических проблем региона (нелегальная миграция, транзитная миграция, отток национального населения из северных и восточных районов страны и т.д.).

2. Разработка стратегии международного политического взаимодействия в области внешней миграции, экспорта и импорта рабочей силы.

Организационно - управленческие

1. Создание организационной структуры управления миграционными процессами в регионе.

2. Четкое разграничение предметов ведения региона и федерального центра с целью эффективного решения ключевых проблем региона.

3. Обоснование применяемых административных и экономических методов управления процессами привлечения и использования ИРС на современном этапе развития региона.

Институциональные

Развитие системы государственных институтов, формирующих иммиграционную инфраструктуру области.

Этно-демографические

1. Обеспечение равных прав на сохранение национальной самобытности всем национально-этническим группам населения региона.

2. Обеспечение сохранности и порядка на территории региона, недопущение возникновения конфликтов на национальной почве.


Как отражено на рисунке 5, критерием приоритетности в осуществлении государственной политики привлечения и использования ИРС в краткосрочной перспективе является стабилизация положения в сфере внешней трудовой миграции, достижение высокого уровня управляемости миграцией.

Одним из первоочередных направлений в этой области является замена существующего приоритета миграционной политики, направленного на борьбу с нелегальной миграцией, на процессы легализации деятельности мигрантов, чей труд способен принести пользу, выгоду российской стороне.

Рисунок 5. Система приоритетов региональной государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы

Реализация таких приоритетных направлений, как осуществление мониторинга, выбор конкретных направлений использования ИРС и селективная политика позволит придать миграционным процессам обоснованность, целенаправленность и избирательность, что в итоге обусловит повышение эффективности использования ИРС.

Критерием приоритетности в осуществлении политики привлечения и использования ИРС в долгосрочном периоде является расширенное воспроизводство трудовых ресурсов, полное обеспечение нужд экономики рабочей силой. В рамках реализации указанных приоритетных направлений (устранение дефицита трудовых ресурсов и формирование оптимальной структуры предложения на рынке труда региона) необходимо решить следующие вопросы:

1.каковы оптимальные параметры привлечения и использования ИРС в экономике области в перспективе;

2.каково оптимальное соотношение в использовании различных источников рабочей силы для обеспечения экономики региона ресурсами труда;

3.каковы меры защиты местного рынка труда от влияния присутствия

ИРС;

4.какова оптимальная национальная структура привлекаемой ИРС;

5.каковы меры по соблюдению санитарного контроля в процессе привлечения ИРС;

6.каковы меры по адаптации населения области к приему ИРС. Реализация основных направлений государственной политики

привлечения и использования ИРС предусматривает создание в регионе рычагов, с помощью которых достигается поставленная в процессе разработки политики цель. Каждое направление представляет собой сложную комплексную задачу, решаемую в контексте выдвинутых приоритетов миграционной политики. Основные направления политики включают в себя:

- совершенствование системы иммиграционного контроля в регионе;