Файл: Управление миграционными процессами ( Понятие и механизмы реализации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- развитие миграционной инфраструктуры в регионе;

- совершенствование административных процедур привлечения ИРС;

- рационализация территориального распределения ИРС;

- повышение эффективности использования иностранной рабочей силы. Реализация указанных направлений позволит эффективно подойти к вопросу продуктивного использования совокупных ресурсов труда, что положительно отразится на конкурентоспособности Пензенского региона и общем уровне его благополучия.

Механизм реализации государственной политики представляет собой совокупность конкретных методов воздействия на процессы привлечения и использования ИРС. Содержание такого механизма отражено на рисунке 6.

Рисунок 6. Инструменты региональной государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы

Методы регулирования по способу воздействия управленческих решений подразделяются на прямые и косвенные. Через инструменты правового и административного регулирования реализуются, как правило, методы прямого воздействия, а посредством экономического регулирования - как прямые, так и косвенные.

Одним из наиболее действенных и эффективных инструментов правового регулирования процессов привлечения и использования ИРС может стать разработка региональных целевых программ. Разработка целевых программ в области внешней трудовой миграции позволит согласовать основные направления политики по привлечению и использованию ИРС с приоритетами регулирования миграционных процессов в масштабе страны и направлениями общего демографического развития государства, в частности, в области миграции и расселения.

В сфере развития и совершенствования механизмов административного регулирования процессов привлечения и использования ИРС наиболее актуальным видится изучение и заимствование зарубежного опыта регулирования внешней трудовой миграции.

Среди инструментов экономического регулирования в настоящее время в России и ее регионах фактически действуют только два: система пошлин, взимаемых за привлечение и использования ИРС, и государственное финансирование, выражающееся, главным образом, в поддержании функционирования и развитии объектов миграционной инфраструктуры (система приграничных переходов, подразделения Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел). Применение других экономических инструментов, например, таких как развитие кредитования мигрантов, продажа им земель и собственности в условиях отсутствия продуманной долгосрочной миграционной политики является неактуальным. Для активного вовлечения в экономический инструментарий новых эффективных методов воздействия на миграционные процессы необходима качественная структурная перестройка всей экономической системы области.


Заключение

Миграция представляет собой сложный социально-экономический процесс, который вызывает качественные и количественные изменения населения государства и оказывает влияние на различные сферы общества, в связи, с чем данное явление выступает предметом изучения многих наук и трактуется учеными с разных позиций.

Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей.

Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов.

Для регулирования потоков трудовой миграции в Пензенской области в 2011 году создано государственное казенное учреждение «Центр трудовой миграции».

Основной целью деятельности ГКУ ПО «Центр трудовой миграции» является: содействие гражданам в переезде, трудоустройстве и жилищном обустройстве в сельской местности Пензенской области.

В Пензенской области ежегодно снижается доля сельского населения в общей численности населения, это является частично следствием оттока населения из села в город, особенно молодежи.

Миграция из села в город приводит к созданию возрастно-половых диспропорций. Отток молодежи ведет к снижению рождаемости в селах, а также приводит к старению населения, что в свою очередь обуславливает более высокую смертность сельского населения в сравнении с городским.

На территории Пензенской области действует Концепция демографической политики Пензенской области на период до 2025 года (закон Пензенской области от 21.04.2010 г. № 1889-ЗПО).

Международная миграция в 2012 году имела стабильное положительное сальдо. В Пензенскую область въезжало в 10-20 раз больше иностранцев, чем выезжало за рубеж жителей региона. К 2017 году данный разрыв сократился. Число выбывших за рубеж жителей Пензенской области составило 4252 чел., число въехавших на территорию региона - 5042 чел.

По данным УФМС по Пензенской области в настоящее время в регионе постоянно проживают представители 97 национальностей, приехавшие из других стран.

В Пензенскую область за последние десять лет в Пензенскую область численность мигрантов из зарубежных стран увеличилась почти в 3 раза и составила в 2016 году 5074 чел. Наибольший удельный вес - 89, 5 % прибывших мигрантов составляют мигранты из стран СНГ.


Следует отметить высокие темп роста мигрантов из Украины за период 2014-2016 гг., что связано с нестабильной политической ситуацией в стране. Если за период 2005-2013 год число мигрантов из Украины не превышало 350 человек, то в 2016 году их число составило 1363 чел.

Отток мигрантов из Пензенской области увеличился за последние 10 лет увеличился в 10 раз. В страны СНГ отток мигрантов составил в 2016 году 85,5 % от общего числа.

Миграционный прирост составил за период январь-ноябрь 2017 года 767 человек, тогда как за аналогичный период 2016 года - 1770 человек. Значительный удельный вес в миграционных потоках занимают страны СНГ, среди которых Таджикистан, Украина, Узбекистан. Отмечается рост мигрантов из Казахстана, Индии и других стран.

Для отдельной части населения миграция является вынужденной. Первые вынужденные переселенцы появились в России в конце 1980-х гг. в связи с межнациональными конфликтами на территории Азербайджана, Армении и Узбекистана. Уже к концу 1990-х гг. в России было зарегистрировано 71,1 тыс. лиц.

В Пензенской области активно работает программа по переселению иностранных граждан в сельскую местность. В 2017 году на оказание содействия гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области выделено 5 457,5 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2018 все бюджетные средства освоены полностью.

В условиях сокращения собственных трудовых ресурсов региона (вследствие негативных демографических тенденций) иностранная миграция становится важным источником рабочей силы для рынка труда. Основными отраслями, использующими труд мигрантов, в области выступают строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт. Мигранты замещают главным образом низкооплачиваемые рабочие места с тяжелыми условиями труда и не требующие высокой квалификации, многие из них работают неофициально, не имея на то разрешения.

При этом очевидно, что иностранная трудовая миграция в перспективе не исчезнет, и будет являться одним из факторов, определяющих экономическую, социальную и демографическую ситуацию в Пензенском регионе. Вследствие этого Пензенская область нуждается в разработке региональной политики привлечения иностранной рабочей силы.

Смысл совершенствования государственного регулирования состоит в том, чтобы в современных условиях ограниченности и стихийности привлечения ИРС создать единую стратегическую модель осуществления внешней трудовой миграции, которая способствовала бы развитию региона посредством особых инструментов государственного воздействия.


Критерием приоритетности в осуществлении государственной политики привлечения и использования ИРС в краткосрочной перспективе является стабилизация положения в сфере внешней трудовой миграции, достижение высокого уровня управляемости миграцией.

Основные направления политики включают в себя:

- совершенствование системы иммиграционного контроля в регионе;

- развитие миграционной инфраструктуры в регионе;

- совершенствование административных процедур привлечения ИРС;

- рационализация территориального распределения ИРС;

- повышение эффективности использования иностранной рабочей силы.

Реализация указанных направлений позволит эффективно подойти к вопросу продуктивного использования совокупных ресурсов труда, что положительно отразится на конкурентоспособности Пензенского региона и общем уровне его благополучия.

Во многих странах мира, в частности в США и Австралии в качестве инструмента привлечения высококвалифицированных мигрантов используется налоговая система. В Российской Федерации основным налогом, уплачиваемым работниками является НДФЛ. Для решения задачи повышения уровня легальности трудовой миграции, а также с целью стимулирования привлечения более квалифицированных мигрантов предлагается создать региональный банк налоговых историй трудовых мигрантов. Механизм функционирования предложенного инструмента представлен в работе.

Ценность временного трудового мигранта определяется как объем НДФЛ, перечисленный за него работодателем в бюджет области. Чем больше начислений по НДФЛ поступает в бюджет региона за конкретного трудового мигранта, тем выше его рейтинг и значение для экономики региона. Более квалифицированные и потому более высокооплачиваемые мигранты будут в этом случае получать преференции при получении разрешения на работу. Кроме этого, сам мигрант становится более заинтересованным в повышении своего профессионального уровня и квалификации.

Список использованных источников

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. //Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2.О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.02.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.

3.О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.


4.О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации:

федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы

«Консультант Плюс» - 2018.

5.О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления:28.11.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.

6.О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.12.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.

7.О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 14.06.2013. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.

8.Об утверждении Положения об Управлении содействия интеграции Федеральной миграционной службы: приказ Федеральной миграционной службы от 8.11.2010 г. № 402 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 08.11.2010. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018.

9.Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года: утверждена Президентом РФ 13.06.2012 г. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 13.06.2012. Доступ из Справочной правовой системы

«Консультант Плюс» - 2018.

10.Концепция демографической политики Пензенской области на период до 2025 года: закон Пензенской области от 21.04.2010 г. № 1889-ЗПО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zspo.ru/legislative/acts/4645/ (дата обращения 6.04.2018).

11.Об оказании содействия гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и членам их семей при переселении в сельскую местность Пензенской области: постановление Правительства Пензенской области от 14 мая 2012 г. № 361-пП [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/regional/50/1770915

12. Абзалова Л.Ф. Международно-правовое регулирование миграционных процессов // Государственная власть и местное самоуправление. -2009.- №5. - С. 21-36.

13. Адрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в России // Юрист. - 2010. - №7. - С. 12-19.

14. Ахиезер А.С. Миграция в российской истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2006/0233/analit08.php

15. Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С.26-37.