Файл: Контроль почтовых отправлений, телеграмм и иных сообщений. Отличие от прослушивания телефонных разговоров (Понятие, предмет и условия прослушивания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фактические основания производства контроля и записи переговоров разделяются на две группы. К первой группе относятся достаточные данные полагать, что переговоры обвиняемого, подозреваемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела. В этом случае следственное действие производится для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Во вторую группу включаются достаточные данные полагать, что в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников и близких лиц высказаны угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий. В данной ситуации цель проведения следственного действия состоит в предотвращении противоправных действий в отношении названных участников уголовного процесса, обеспечении их защиты. К исследованию фактических обстоятельств уголовного дела производство контроля и записи переговоров в этом случае имеет опосредованное отношение. Оно направлено не столько на непосредственное выяснение данных обстоятельств, сколько на охрану источников сведений об этих обстоятельствах.

2.2. Фактические основания производства контроля и записи переговоров

Рассмотрим группы фактических оснований производства контроля и записи переговоров. Первая группа оснований включает в себя обоснованные предположения о том, что в своих переговорах по средствам электросвязи обвиняемый, подозреваемый и другие лица могут сообщать сведения, касающиеся обстоятельств совершения преступления, подлежащих установлению в процессе предварительного расследования по уголовному делу. Безусловно, что УПК РФ, говоря о контроле и записи переговоров в отношении обвиняемого и подозреваемого, имеет в виду участников уголовного судопроизводства. Этим следственное действие, предусмотренное ст. 186 УПК РФ, отличается от оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» (п. 10 ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Хотя при описании данного оперативно-розыскного мероприятия законодателем также употреблены термины «подозреваемые» и «обвиняемые», под ними понимаются не только официальные участники уголовного судопроизводства, но и лица, в отношении которых имеется фактическая информация об их причастности к преступлениям.


В соответствии с ч. 1 ст. 47 УПК РФ обвиняемым является лицо, в отношении которого вынесено одно из трех процессуальных решений: а) постановление о привлечении в качестве обвиняемого; б) обвинительный акт; в) обвинительное постановление. Обвинительный акт и обвинительное постановление предусмотрены только при производстве предварительного расследования в форме дознания. Их особенностью является то, что они выносятся на заключительном этапе дознания, [32] после завершения производства всех следственных действий. К моменту их составления собирание доказательств должно быть окончено, и дальнейшее проведение каких-либо следственных действий не предполагается. После вынесения указанных процессуальных документов производится только ознакомление соответствующих участников судопроизводства с материалами уголовного дела.

Таким образом, контроль и запись переговоров в отношении обвиняемого реально может производиться только в том случае, если в отношении лица вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

Возникновение уголовно-процессуального статуса подозреваемого в настоящее время происходит по формальным основаниям. Для этого требуется наличие определенного законом документа, до составления которого лицо не считается подозреваемым, несмотря на фактически имеющиеся сведения о его причастности к совершению преступления.

Подозреваемым, согласно ч. 1 ст. 46 УПК РФ, выступает лицо:

  1. в отношении которого возбуждено уголовное дело;
  2. задержанное по подозрению в совершении преступления;
  3. к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения;
  4. которое уведомлено о подозрении в совершении преступления.

Уголовное дело считается возбужденным в отношении конкретного лица, если в описательно-мотивировочной части постановления о возбуждении уголовного дела, при описании преступления, прямо указана фамилия данного лица как причастного к его совершению. Каких-либо конкретных сроков существования в статусе подозреваемого лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, законом не установлено. Очевидно, что в этом случае указанный процессуальный статус сохраняется за лицом на все время производства предварительного следствия и изменяется либо при предъявлении лицу обвинения (в данной ситуации лицо приобретает статус обвиняемого), либо при вынесении постановления о прекращении в отношении данного лица уголовного преследования (в таком случае лицо наделяется статусом свидетеля).


Задержание лица по подозрению в совершении преступления производится по основаниям, предусмотренным ст. 91 УПК РФ. В этом случае нахождение лица в статусе подозреваемого жестко ограничено сроком задержания, который согласно ст. 51 Конституции РФ и ч. 2 ст. 94 УПК РФ не может превышать 48 часов.

Такое основание возникновения процессуального статуса подозреваемого, как избрание в отношении лица меры пресечения до предъявления обвинения, регламентировано ст. 100 УПК РФ. По смыслу закона, к лицу может быть избрана любая мера пресечения из предусмотренных УПК РФ. Для ее применения необходимо наличие общих оснований избрания мер пресечения, указанных в ч. 1 ст. 97 УПК РФ, а также специальных оснований, характерных для каждой конкретной меры пресечения. Срок действия меры пресечения, избираемой в порядке ст. 100 УПК РФ, не может превышать 10 суток. Его продление каким-либо образом невозможно.

Вместе с тем вопрос о возможности неоднократного избрания в порядке ст. 100 УПК РФ меры пресечения, не связанной с лишением свободы, за одно и то же деяние, не получил столь же однозначного решения. В практической деятельности нередко встречаются случаи, когда следственные органы, применив в отношении подозреваемого меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, по истечении 10-суточного срока ее действия, избирают ее вновь, причем такое «переизбрание» может иметь место неограниченное число раз. Думается, что подобная практика не основана на законе. Совершенно очевидно, что законодатель ограничивает кратким сроком действие меры пресечения, избираемой до предъявления обвинения, как раз потому, что расценивает процессуальный статус подозреваемого как временный, переходный и не подлежащий неконтролируемому продлению. Кроме того, поскольку избрание меры пресечения до предъявления обвинения и задержание по подозрению в совершении преступления приравниваются друг к другу с точки зрения возникновения у лица статуса подозреваемого в результате их применения, то и принципы действия указанных мер принуждения должны быть аналогичны. Таким образом, очевидно, что мера пресечения в порядке ст. 100 УПК РФ в связи с одним и тем же деянием может быть применена к лицу только единожды.

Серьезный вопрос относительно процессуального статуса лица возникает в тех случаях, когда срок действия задержания или меры пресечения, избранной в порядке ст. 100 УПК РФ, истек, а решения о привлечении лица в качестве обвиняемого либо о прекращении в отношении него уголовного преследования, не принято. Ранее традиционно считалось, что в этом случае лицу возвращается процессуальный статус свидетеля, поскольку формальные основания, по которым оно стало подозреваемым, прекратили свое действие. Вместе с тем судебная практика складывается неоднозначно. В ряде случаев суды указывали, что в указанных ситуациях лишь прекращает свое действие мера пресечения, в то время как процессуальный статус подозреваемого у лица сохраняется. Думается, что подобная практика не вполне отвечает закону. Поскольку основания появления процессуального статуса подозреваемого, в соответствии с действующим УПК РФ, являются формальными, то и их исчезновение должно влечь прекращение этого статуса.


Письменное уведомление лица о подозрении составляется только при производстве предварительного расследования в форме дознания.

В современных условиях закрепленный в законе перечень случаев возникновения у лица статуса подозреваемого не охватывает всех реально возникающих ситуаций, объективно требующих наделения лица данным статусом.

В соответствии со ст. 771 УИК РФ, при необходимости участия в следственных действиях осужденные к лишению свободы переводятся из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы в следственный изолятор. Перевод производится на основании мотивированного постановления следователя о переводе осужденного из учреждения, исполняющего наказание, в следственный изолятор, с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации. Постановление заверяется гербовой печатью следственного подразделения, руководитель которого дал соответствующее согласие, и направляется в учреждение, исполняющее наказание. На основании данного постановления администрация учреждения этапирует плановым конвоем осужденного в соответствующий следственный изолятор. Срок, на который допускается перевод, не может превышать 2 месяцев, с согласия руководителя следственного подразделения федерального уровня он может быть продлен до 3 месяцев.

Совершенно очевидно, что перевод лица из места отбывания наказания в следственный изолятор является свидетельством его уголовного преследования, а постановление о переводе из учреждения, исполняющего наказание, в следственный изолятор необходимо расценивать как формальное основание возникновение у лица уголовно-процессуального статуса подозреваемого, приравненное к протоколу задержания по подозрению в совершении преступления либо к постановлению об избрании меры пресечения до предъявления обвинения.

В науке давно отмечено, что было бы более правильно признавать у лица процессуальный статус подозреваемого не по формальным основаниям, а по фактическим, то есть когда следственными органами ведется деятельность, реально направленная на подтверждение причастности лица к совершению преступления. Следует согласиться с процессуалистами, предлагающими при наличии фактического подозрения, для наделения лица соответствующим статусом, выносить постановление о признании подозреваемым (либо документ с несколько иным названием, но имеющим тот же смысл и назначение)1. С одной стороны, такая конструкция, позволит добиться придания лицу процессуального статуса, соответствующего реальному. С другой стороны, наличие постановления ограничит деятельность следственных органов определенными рамками, предотвратит бесконтрольное возведение лиц в статус подозреваемых.


Для назначения контроля и записи переговоров необходимо, чтобы соответствующий процессуальный статус у лица имелся на момент принятия решения о возбуждении ходатайства о производстве следственного действия. Контроль и запись переговоров осуществляется только в период нахождения лица в определенном процессуальном статусе. Это требование нужно особо учитывать в тех случаях, когда рассматриваемое следственное действие назначается в отношении подозреваемого. Если указанный уголовно-процессуальный статус возникает по таким основаниям, как возбуждение уголовного дела в отношении лица, а также уведомление о подозрении, то пребывание лица в качестве подозреваемого не ограничено конкретными временными рамками. Лицо считается подозреваемым до вынесения решения либо о придании ему статуса обвиняемого (постановления о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительного акта, обвинительного постановления), либо о прекращении уголовного преследования. Вместе с тем срок существования процессуального статуса подозреваемого по таким основаниям, как задержание по подозрению в совершении преступления либо избрание меры пресечения до предъявления обвинения, жестко ограничен и не может превышать 48 часов и 10 суток соответственно.

Конкретное содержание сведений может сводиться к следующим ситуациям:

  1. Преступная деятельность продолжается оставшимися на свободе соучастниками, в том числе и неосведомленными о задержании части виновных.
  2. Часть участников преступления не привлечены к уголовной ответственности, например, из-за недостатка доказательств. Содержание сведений, служащих основаниями производства указанного следственного действия, может быть различным. Это могут быть прямые указания на то, что преступление совершено несколькими лицами, часть из которых остается на свободе; соучастники скрываются от следственных органов; часть виновных пытается путем контактов по средствам электросвязи склонить других лиц занять выгодную для себя позицию. Также это могут быть и предположения следователя о количестве соучастников; о наличии других лиц, участвовавших в совершении преступлений, но не привлеченных в момент назначения следственного действия к уголовной ответственности.

При выдвижении соответствующих версий необходимо учитывать характер совершенного деяния, способы сокрытия следов преступления, уровень образования лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Так как контроль и запись переговоров может быть назначен только на будущее, он не может быть произведен для непосредственной фиксации установления обстоятельств в момент совершения преступления, поскольку данное событие осталось в прошлом. Теоретически можно представить ситуации, когда уголовное дело возбуждено по признакам не совершенного, а готовящегося преступления, и рассматриваемое следственное действие производится для фиксации обстоятельств деяния, которое будет фактически совершено уже после возбуждения уголовного дела. Однако в практической деятельности такие случаи просто невозможны. Гораздо более вероятны ситуации, касающиеся длящихся или продолжаемых преступлений, когда на момент назначения контроля и записи переговоров не завершены все действия, образующие объективную сторону состава преступления, либо такие, когда задержаны некоторые соучастники групповых преступлений, в то время как остальные члены преступной группы остаются на свободе и, не зная о задержании соучастников, планируют дальнейшее совершение преступлений. В указанных случаях контроль и запись переговоров позволит получить сведения, относящиеся непосредственно к совершаемым преступлениям.