Файл: Эффективный лидер и его команда (Личное лидерство на примере Рустама Тарико).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа поcвящена лидерству в мире. Актуальнocть проблемы объяcняется неимением понятной формулировки лидера и все возраcтающим значением лидерcтва. Достаточно часто в наше время проводят тренинги, у которых цель научить лидерcтву, нo дo cих пор нет точного термина, этому cлoву.

В развитии менеджмента былo, три подхода к изучению лидерcтва: подхoд c пoзиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Но ни один из подходов не дал единство в изучении вопроса.

Хотя нет внятного определения слову лидер, это не мешает руководителям стремиться к нему. На чем исследователи cошлись это то, что руководитель должен быть лидером. Лидером, за которым cтоит команда, которая позволяет cделать бизнес еще успешнее.

Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства в современных условиях

1.1 Теория лидера и понятия лидерства: виды, содержание

1.2 Сущность поведенческого подхода

Поведенческий подход. Поведенческий подход сделал основу для классификации стилей поведения. Это стало большим вкладом и полезным инструментом для восприятия трудностей лидерства. Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усилилось примерно в то же время, что и в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, не удивительно что второй подход к изучению лидерства обратил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу важным в эффективности руководителя является его подход в работе с подчиненными. Несмотря на это, поведенческий подход передвинул изучение лидерства, обратив внимание на фактическом поведении руководителя, его огромный недостаток заключается в тенденции действовать из предположения, что есть какой-то один, оптимальный стиль руководства. Однако, обобщая результаты исследований, группа авторов уверенна, что «не существует одного, успешного стиля руководства». Вероятно, что эффективность стиля зависит от конкретной ситуации и, когда ситуация меняется, изменяется и стиль руководства. Более поздние авторы бихевиористской школы признают, что нужен ситуационный подход к руководству.

1.3. Мотивация лидерства и типы лидерства: виды, особенности.

Глава 2. Лидеры нового поколения: их черты, проблема подготовки лидеров.

2.1 О теориях лидерства

2.2. Способы формирования лидерских навыков

2.3 Характеристики лидера информационной эпохи:

ГЛАВА 3: Практические аспекты проблемы лидерства в современных российских условиях.

3.1 Определение роли лидерства в системе предприятия.

3.2 Личное лидерство на примере Рустама Тарико.

3. 3 «Самое трудное в управлении – это люди». Руководство с ориентацией на работника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа поcвящена лидерству в мире. Актуальнocть проблемы объяcняется неимением понятной формулировки лидера и все возраcтающим значением лидерcтва. Достаточно часто в наше время проводят тренинги, у которых цель научить лидерcтву, нo дo cих пор нет точного термина, этому cлoву.

В развитии менеджмента былo, три подхода к изучению лидерcтва: подхoд c пoзиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Но ни один из подходов не дал единство в изучении вопроса.

Хотя нет внятного определения слову лидер, это не мешает руководителям стремиться к нему. На чем исследователи cошлись это то, что руководитель должен быть лидером. Лидером, за которым cтоит команда, которая позволяет cделать бизнес еще успешнее.

В второй главе приводятся два примера. Первый это «иcтория успеха» Рустама Тарико, который является владельцем группы компаний «Руст». Второй пример руководcтва с ориентацией на человеческий капитал (на основе интервью c директором завода «Молмаш» А. Пономаревым).

Цель работы – постараться соединить сведения относительно лидерства в мире и выделить его основные характеристики; раскрыть сущность понятия «команда». Объяснить значение лидерства и команды в мире.

Для этого в работе рассматриваются подходы к изучению лидерства и его типы. В конце первой главы раскрывается сущность слова «команда». Определяем основные черты, характерные команде и отличающие ее от остальных групп.

При написании данной курсовой работы использовала работы отечественных и зарубежных ученых по этой проблеме.

Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства в современных условиях

1.1 Теория лидера и понятия лидерства: виды, содержание

Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельного человека, так и на группы, направляя уси­лия всех на целедостижение организации.

Группа, решающая важную проблему или вопрос, обычно предлагает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не сможет.


Лидер - это личность, способная объединять народ ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидера» приобретает значение только вместе с поня­тием «цель». Да, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели.

Иметь цель и достичь ее самостоятельно, одному — недостаточно, мало, чтобы назваться лидером. Неотделимым свойством лидера является наличие одного и более после­дователей. Цель лидера является в навыке вести лю­дей за собой, и организовать такие отношения меж­ду людьми в системе, которые помогают решению задач и вопросов в рамках цели. Т. е. лидер — это звено упорядочивания системы людей.

В менеджменте лидерство объясняется много идейно:

1) лидерство один из видов власти, особенность ее является направление сверху вниз, и владельцем такой власти является не много разных людей, а человек или маленькая группа людей— «лидерство-власть, осуществ­ляемая одним или несколькими индивидами» (Ж. Блондель);

2) Объединяя лидерство с руководством и управлением, владение властью преподносится как обязательное условие лидерства; а работу лидера показывают, как административную работу. Лидерство отождествляется с лидерами из органа государства власти.

3) лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не просто любое влияние, а отвечающее некоторым усло­виям: а) постоянство влияния — это не разовое в­ременное влияние (подрывник, захвативший школу, не считается лидером) б) широта влияния — влияние происходит на всю группу людей; в) организованный лидер основывается не на действие силы, а именно на свой авторитет или на выбор группой его руководителем. Диктатор, вождь, который силой пытается влиять на группу людей, не является настоящим лидером (например, тюрем­ный смотритель). Но с этим солидарны не все исследователи лидерства (Блондель допускает вариант применения силы принуждения);

4) лидерство — натуральное психологичес­кое течение в группе, основанное на силе личного ав­торитета человека. Под силой влияния понимают образ человека, который несет изменения в поведение, отношениях, и в чувствах других людей. Влияние возможно нести через идеи, устные и пись­менные слова, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, а также личный авторитет.

Лидерство — это вопрос уровня силы влияния, находящийся в зависимости от соотношения личных качеств лидера с каче­ствами тех, на кого это влияние должно быть оказано, и с ситу­ацией, в которой оказалась группа.


По масштабности задач выделяют несколько:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, развлекательных объединениях, в семьях);

2) социальный тип лидерства (на производственных работах, в проф­союзном объединении, в различных общественных течениях: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (органы государственной власти, обще­ственные деятели).

Существует связь между деятельностью лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый тип лидера обычно находит возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидерство и руководство. Данные понятия близки, руководство представляется в качестве общей категории, не просто так в англий­ском, немецком и в других европейских языках руко­водство и лидерство обозначают одним словом leadtrship (англ.) и Fuhrungue-M.). В социологии и полито­логии есть термин формаль­ное лидерство. Рассматривается как влияние конкретного лица на остальных членов организации, основанное на руководящей должности этого лица в обществен­ной иерархии. Руководство — обычно это формальное ли­дерство. Неформальное лидерство описывается как единая способность и готовность человека выполнять роль лидера, а также имеет влияние на остальную группу. Неформальный лидер не всегда является руководителем по статусу.

Лидер и менеджер. В западной литературе обычно считают разными данные понятия по параметрам: 1) со­держание управленческих проблем — менеджер беспокоится об качественном выполнении персоналом задач, решает другие частичные проблемы, лидер же настигает вызовы времени, раскручивает новаторские идеи, вкладывает основы для решения задач в будущем (И.О. Коттер, США); 2) воздействие на персонал — «менеджеры силой принуждают лю­дей сделать то, что нужно, лидеры в свою очередь стараются создать желание у людей сделать то, что им нужно» (Ли Джексон, известный аме­риканский теоретик и практик менеджмента, из «Дюжи­ны золотых мыслей»). «Лидеры — это люди, которые могут увидеть и помочь проявить все лучшее в других людях. Менеджеров в компании может быть очень много, но лидеров не бывает много». Лидер с организаторскими способностями может быстро и правильно оценить ситуацию, и конечно понять какая задача важнее, и нуждается в первоочередной реализации, очень точно посчитать время для решения задачи. Понятие о том, что самая важная черта умелого организатора заключается в умении скоростно находить качественные пути и средства для решения задач, это подтверждено не раз. Мудрая цитата на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит п том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресур­сы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».


Талант управления людьми основан на целой системе социально-психологических свойств. Огромную роль играет доверие и любовь народа к выбранному ли­деру. Доверие и любовь к лидеру — это признание его успехов, признание значимости, правильности и результативности его деяний. Потому что бы заставить людей следовать за собой без силового принуждения, можно только вызвав доверие. И доверие — это значит, что народ полностью согласен с действиями лидера.

Механизмы влияния лидеров на ту массу людей за­висят от свойств последователей. Лидер всегда зависит от коллектива.

Действия лидера всегда зависят от происходящей ситуации. Высокий показатель интеллекта, опыта, развития могут являются основанием для лидерства. Важное значе­ние иметь наклонность к доминированию, а именно — уметь проявить инициативу в общении, владеть вниманием людей, выносить им решения вопросов, и конечно умение «разговаривать на языке» своих сторонников. Поэтому «пересаживание» лидера в другую социальную группу или назначение как управленца малоэффективно.[1]

Как человек становится лидером? Есть несколько вариантов к определению лидерства.

1.2 Сущность поведенческого подхода

Подход с позиции личных качеств. Лидерство начали изучать, когда в начале 20-го столетия выделили понятие управления. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. впервые выделили изучение лидерства как отдельный объект изучения. У первых исследований была цель выявить личностные характеристики эффективных руководителей. Если верить личностной теории лидерства, лучшие из всех руководителей имеют особый набор черт для всех личных качеств. Понимая эту мысль, можно сказать, что, если эти качества можно выявить, то люди могут научиться развивать их в себе и становиться эффективными руководителями. Парочка из этих изученных черт – это уровень интеллекта и знания, красивая внешность, честность, инициативность, социальное и экономическое образование, а также высокая степень уверенности в своих словах.

В 40-х годах начали изучать все факты о аналогии личных качеств и лидерства. К общему сожалению, хотя провели сотни исследований, ученые не пришли к одному мнению о наборе качеств, которые выделяют успешного лидера. В одном из исследований говорили, что анализировали только примерно 5% личных качеств руководителей из всех в четырех или пяти исследованиях. В 1948 г. Профессор Стогдилл делал общий обзор исследований в области лидерства, после заметил, что исследование личных качеств продолжает приносить неоднозначные результаты. Так же обнаружил, что лидеры, сильно отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, общим участием и социально-экономическим статусом. Но Стогдилл отметил, что в различных ситуациях плодотворные руководители выявляли различные личные качества. После ученый сделал выводы, с которым согласилось большинство ученых-бихевиористов: «Человек не может стать руководителем единожды благодаря тому, что у него есть некоторый набор личных свойств».


Вывод, что нет в мире такого набора личных качеств, который есть у всех успешных руководителей. Хотя профессор и не призывает возвращаться к подходу и руководству с позиций личных качеств, Стогдилл считает, что «структура личных качеств руководителя должна соответствовать личным качествам, деятельностью и задачами его подчиненных».

Поведенческий подход. Поведенческий подход сделал основу для классификации стилей поведения. Это стало большим вкладом и полезным инструментом для восприятия трудностей лидерства. Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усилилось примерно в то же время, что и в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, не удивительно что второй подход к изучению лидерства обратил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу важным в эффективности руководителя является его подход в работе с подчиненными. Несмотря на это, поведенческий подход передвинул изучение лидерства, обратив внимание на фактическом поведении руководителя, его огромный недостаток заключается в тенденции действовать из предположения, что есть какой-то один, оптимальный стиль руководства. Однако, обобщая результаты исследований, группа авторов уверенна, что «не существует одного, успешного стиля руководства». Вероятно, что эффективность стиля зависит от конкретной ситуации и, когда ситуация меняется, изменяется и стиль руководства. Более поздние авторы бихевиористской школы признают, что нужен ситуационный подход к руководству.

Ситуационный подход. Предыдущие подходы не выявили логическое соответствие между личных качеств руководителя и их эффективностью. Но ясно что личные качества являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть ситуационные факторы, характеры подчиненных, задания, требования и воздействия окружающей среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Поэтому новая теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Ученые стараются определить, какие стили поведения и личные качества больше всего соответствуют конкретным ситуациям. Результаты их исследований говорят, что в зависимости от сложности ситуации должны выбирать более эффективного руководителя. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.