Файл: Эффективный лидер и его команда (Личное лидерство на примере Рустама Тарико).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа поcвящена лидерству в мире. Актуальнocть проблемы объяcняется неимением понятной формулировки лидера и все возраcтающим значением лидерcтва. Достаточно часто в наше время проводят тренинги, у которых цель научить лидерcтву, нo дo cих пор нет точного термина, этому cлoву.

В развитии менеджмента былo, три подхода к изучению лидерcтва: подхoд c пoзиции личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Но ни один из подходов не дал единство в изучении вопроса.

Хотя нет внятного определения слову лидер, это не мешает руководителям стремиться к нему. На чем исследователи cошлись это то, что руководитель должен быть лидером. Лидером, за которым cтоит команда, которая позволяет cделать бизнес еще успешнее.

Глава 1: Теоретические основы проблемы лидерства в современных условиях

1.1 Теория лидера и понятия лидерства: виды, содержание

1.2 Сущность поведенческого подхода

Поведенческий подход. Поведенческий подход сделал основу для классификации стилей поведения. Это стало большим вкладом и полезным инструментом для восприятия трудностей лидерства. Разочарование в подходе к лидерству с позиций личных качеств усилилось примерно в то же время, что и в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Таким образом, не удивительно что второй подход к изучению лидерства обратил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу важным в эффективности руководителя является его подход в работе с подчиненными. Несмотря на это, поведенческий подход передвинул изучение лидерства, обратив внимание на фактическом поведении руководителя, его огромный недостаток заключается в тенденции действовать из предположения, что есть какой-то один, оптимальный стиль руководства. Однако, обобщая результаты исследований, группа авторов уверенна, что «не существует одного, успешного стиля руководства». Вероятно, что эффективность стиля зависит от конкретной ситуации и, когда ситуация меняется, изменяется и стиль руководства. Более поздние авторы бихевиористской школы признают, что нужен ситуационный подход к руководству.

1.3. Мотивация лидерства и типы лидерства: виды, особенности.

Глава 2. Лидеры нового поколения: их черты, проблема подготовки лидеров.

2.1 О теориях лидерства

2.2. Способы формирования лидерских навыков

2.3 Характеристики лидера информационной эпохи:

ГЛАВА 3: Практические аспекты проблемы лидерства в современных российских условиях.

3.1 Определение роли лидерства в системе предприятия.

3.2 Личное лидерство на примере Рустама Тарико.

3. 3 «Самое трудное в управлении – это люди». Руководство с ориентацией на работника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Если судить по последнему замечанию, то Ситрин и Нефф похоже правы: за все эти годы условия лидирования почти не изменились. Настоящее лидирование все еще результата упорной работы и преданности делу, как это было в прошлом веке и как это будет в веке нынешнем.[7]

В заключение хотелось бы привести выдержки из интервью с Гарри Кэмпом – генеральным директором компании DHL в СНГ.

По мнению Гарри Кэмпа, основой лидерства является, прежде всего, четкое определение направления развития. «…Очень важно правильно расставлять приоритеты на каждом этапе развития компании. Такой подход позволит целенаправленно продвигаться к достижению стратегической цели, учитывая последние тенденции на рынке и понимая место своей компании в той или иной индустрии. Также необходимо постоянно контролировать выполнение поставленных задач для каждого этапа. Когда у вас применяется такой подход, то это обеспечит четкое функционирование других составляющих руководства. Таким образом формируется атмосфера, в которой люди работают: командный дух и сотрудничество внутри организации. Сотрудники компании приобретают профессиональный опыт, навыки и знания, которые необходимы для работы. В этом заключается роль руководства».

«Эффективность управления, - продолжает Кэмп, - зависит от того, насколько четко вы представляете задачи своей организации и, соответственно, формулируете ваши требования к персоналу всех уровней. Очень важна способность руководителя принимать сложные решения, а также снабжать организацию всем необходимым для выполнения поставленных задач. Управленческий персонал должен быстро распознавать области конфликта, своевременно реагировать на те или иные кризисные ситуации, т.е. должен уметь управлять. Важна способность адаптироваться и меняться в зависимости от новых реалий».

Что касается корпоративной культуры, то основными принципами, по мнению генерального директора DHL, является, прежде всего, понимание миссии компании. «Знание всеми менеджерами корпорации основных направлений развития компании, гордость за свою компанию. Открытые демократичные взаимоотношения в организации в целом, что способствует созданию постоянного информационного потока, т.е. все сотрудники имеют представление о том, что и как происходит в компании, каковы конечные результаты. Корпоративная культура – это создание такой атмосферы в компании, когда каждый может задать вопрос представителю высшего руководства или внести свое предложение по развитию бизнеса или разрешению той или иной сложной ситуации. Это важная часть процесса. Другая часть – это работа в команде. Это значит, что вам нужны люди с самыми разнообразными способностями и возможностями». [8]


В то же время Марк Кукушкин, ведущий тренер-консультант компании «Бест-тренинг», директор по развитию, утверждает, что известны примеры, когда у лидера на начальном этапе не было команды. Один из таких примеров будет приведен в главе 3. «На этапе «раскручивания» бизнеса, - говорит Марк, - можно быть лидером без команды, но удержать бизнес без команды нельзя. Если нет команды, лидер не способен передать бизнес или бизнес будет рушиться. В этом смысле создание команды – очень важная часть работы, поддерживающая и обеспечивающая лидерство. Сам феномен лидерства не команден, но он требует команды для поддержания. Поэтому хороший лидер умеет грамотно передавать то, что он начал, в надежные руки».[9]

ГЛАВА 3: Практические аспекты проблемы лидерства в современных российских условиях.

3.1 Определение роли лидерства в системе предприятия.

При упоминании слов лидер или лидерство первое, о чем мы думаем, это политические лидеры, лидеры наций, религиозные лидеры, люди, которые в сложных ситуациях смогли изменить ход истории благодаря непоколебимой веры в свое дело и способность вдохновлять и повести за собой людей[10].

О них написаны горы книг. Люди изучают черты их характеров и мотивы поступков. Лидеры такого масштаба обладают огромной властью. Правда, власть можно получить силой, обманом или случайно, но она не обязательно приведёт к лидерству. Хотя мы рассматриваем не государства, а только фирмы, действующие в условиях рынка, проблема власти важна и для них. Исследование природы власти в европейской традиции часто связывают с именем Н. Макиавелли и его знаменитой книгой «Государь»[11]. Макиавелли считал, что власть особенно важна в переходные периоды, поскольку любой переход от одного привычного состояния к другому, требует медленных и трудных процессов перестройки сознания. Эти процессы выявляют сопротивление, а для преодоления нужна власть, опирающаяся на силу. Он писал[12]: «нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. Кто бы ни выступал с подобными начинаниями, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые».


Так зачем же нам нужны власть и сила? Если следовать за мыслями Макиавелли, власть нужна для подавления возникающего сопротивления. Сегодня мы думаем по-другому. Во-первых, любое сопротивление сейчас - это результат, прошлых ошибок в менеджменте. Во-вторых, насилие не ведёт к той цели, которая планируется в первый момент, если и приводит, то явно неэффективным путём. Самый лучший путь - это лидерство.

Лидерство - это власть, которая не требует применении силы. Сила не нужна, когда приходит идеология. Т.к. лидер должен сформулировать такую идею, в которую все поверят.

Великий индийский мыслитель начала нашего уходящего века С. Вивекананда говорил: «Слабость порождает саму идею сопротивления». Поддержание идей лидера, основанное на вере и разуме, делает людей сильнее удаляя порог сопротивления.

Вот почему лидер - важная фигура. Никто не знает, откуда появляются лидеры. Зато понятно, когда у организации есть лидер, то её дела заметно идут вверх[13]. Сейчас, уже нет сомнений в том, что лидерство - ключевой элемент бизнеса[14].

В декларации TQM (1998 г.), представленной группой исследователей качества (руководитель - профессор Изука, Токийский университет) лидерство расположено в разделе компонентов TQM, а именно в подразделе «сущность системы менеджмента» (рис.1).

У. Эдвардс Деминг также выделяет лидерство как один из 14 пунктов философии качества[15]. Пункт под номером 7 так и звучит: «Учредите Лидерство». Лидерство требуется «как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом». Из теории лидерства понятно, что оно - неотъемлемый компонент работы команд. М. Мескон с соавторами, также относит лидерство к внутренним факторам организации, а точнее к подсистеме «люди»[16] (Рис. 2).

Так что, лидерство можно найти и в философии, и в системе высшего менеджмента, и при работе на местах. В общем виде лидерство требует работать над системами и процессами с людьми, которые работают внутри систем и процессов[17]. Мы выяснили, что лидерство необходимо везде. И все-таки как определить место лидерства? Здесь мы, согласны с японцами: наиболее важное лидерство - это лидерство в высшем руководстве. Потому что как бы ни было развито лидерство на рабочих местах, но если капитан корабля решил остаться в тихой гавани то, сколько бы матросы ни старались, приключения им будут только сниться. Итак, определим место лидерства в системе высшего руководства компании, но не забывайте, что все места весьма условны.


Будем идти по порядку. Что обязан знать руководитель о лидерстве? Самое первое это иметь о нем понятие и знать основные выводы из теории лидерства, чтобы не сделать глупых ошибок. Затем понимать, где есть этот скрытый рычаг управления и влияния и как происходит признание лидера.


Рис.1. Расположение лидерства в системе качества.

Рис. 2. Расположение лидерства в системе менеджмента.

Итак, разберемся с термином. В течении многих лет лидерство активно изучается у нас и за рубежом, в разном контексте и на различных теоретических основаниях. В некоторых случаях лидерство описывают как процесс, но большинство теорий рассматривают это как фигуру.

Лидерство - это многоаспектное явление. И феномен лидерства зарождается в любых более-менее организованных группах, стремящейся к общей для группы цели[18]. Трудно назвать единое определение лидерства. Это можно объясняется тем, что лидерство проявляется везде, когда группе людей нужно решать какие-либо вопросы, трогающие интересы всех или большинства членов группы. Для верного определения «лидерства» мы изучили разных авторов, и попробовали дать свое определение. Вот оно:

Почти все авторы согласны, что лидерство - это теория, где описывают отношения между лидером и членами группы. Понятно - если есть лидер, то есть и последователи.

Так же лидер занимает свое положение благодаря более эффективной работе, либо благодаря тому, что обладает влиянием на членов группы, благодаря свойственным ему личностным качествам.

Исследователи говорят, что данная деятельность приводит к социальным изменениям, и к развитию общества. Я хочу остановиться на том, что лидерство это - реализация оптимальной системы взаимодействия между членами группы, направленного на достижение обще групповых целей. И надо отметить, что данную деятельность и ее результат могут оказывать влияние способности лидера решать задачу ситуационного анализа и адекватность его действий.

Если лидером руководит мечта или вера в правильность своего дела, то что приносит лидерство команде? Кроме перечисленных моментов проф. Кондо пишет ещё 10 положительных моментов для команды. И вот они:

  1. Работа заполняется смыслом и начинается момент полного совершенствования Шухарта - Деминга.
  2. Улучшается коммуникация внутри группы, и отношения также становятся приятнее.
  3. Проявляются скрытые таланты членов группы и раскрываются их внутреннее качества.
  4. Система команды преобразовывается от простой системы лидер - член группы до более сложной многоуровневой системе. Это помогает перейти из жесткой, неспособной к адаптации, структуру в более гибкую, и позволяет товарищам действовать по ситуации. И все это делает командную работу более надёжной, помогая сотрудникам быстрее реагировать на любой кризис.
  5. Члены команды тренируются в показании инициативы и в самостоятельной работе.
  6. Мутные цели становятся яснее и перерастают в более конкретные общие цели.
  7. После этого, когда все члены команды обретут общие цели, решение о распределении ролей делается легче.
  8. Возможности лидера усиливаются и поддерживаются возможностями всех членов команды.
  9. Все «мощности» членов группы увеличиваются.
  10. Индивидуальность членов команды не подавляется, а наоборот, раскрывается в достижении общих целей.

Как мы наблюдаем, отношения происходят на взаимовыгодной основе.

3.2 Личное лидерство на примере Рустама Тарико.

Несколько лет назад во время выставки «Консумэкспо» глава молодой дистрибьюторской компании Рустам Тарико нашел представителя фирмы, владеющей правами на марку шампанского Veuve Clicquot, и сказал: «Верите вы или нет, но пройдет время и эта бутылка будет в моем портфеле». И ушел. Тогда Veuve Clicquot в России продавала немецкая фирма, и заявление Тарико выглядело по меньшей мере странным. Через два года представитель Veuve Clicquot позвонил Тарико: «Два года назад вы сказали, что этот продукт будет вашим. Он – ваш»…

Рустам Тарико начал работать в Москве, в маленькой фирме, которая оказывала услуги иностранцам (такси, билеты театр и проч.), потом в итальянском туристическом агентстве, которое обслуживало деловые поездки. В то время в Россию начали активно ездить иностранцы, но гостиниц для них катастрофически не хватало. Агентство с удовольствием размещало бы своих клиентов даже в «Росси» и «Украине», но для этого нужно было каждый раз получать разрешение в Управлении высотных домов. «Если вы решите для нас эту проблему, вы станете миллионером», - сказали Тарико в агентстве.

Тарико отправился в Управление высотных домов, но быстро понял, что «ловить там нечего». В службе размещения гостиницы «Россия» с ним тоже разговаривать не хотели. Но здесь он проявил упорство и маячил под дверью до того момента, пока начальница службы не произнесла: «Что за мальчик стоит под дверью? Пустите его, пусть расскажет, чего он хочет». Ей понадобился день для раздумий и согласований, после чего она сказала: «ОК! Можешь присылать своих иностранцев». Через два дня Тарико разместил в «России» первую группу итальянцев и заработал за один день 5000 долл. на комиссии.

В первый месяц сотрудничества с турагенством он заработал 60 000 долл., во второй – примерно столько же. И так продолжалось почти год. Но кроме денег столько же. И так продолжалось почти год. Но кроме денег Тарико получил кое-что поважнее: возможность напрямую общаться с представителями итальянского бизнеса — первыми, вторыми лицами таких компаний, как FIAT или Olivetti. Для итальянских бизнесменов Тарико был человеком, «который решает проблемы», и интерпретатором российской действительности. А они учили его жизни.