Файл: Анализ и разработка предложений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка (на примере АО «ОТП-Банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достаточность капитала первого уровня (основного капитала) ОТП Банка увеличилась за 2016 год на 1,6 п.п. с 20,4 % до 22,0 %, но в 2017 сократилась почти на 5,0 п.п. (Таблица 4). Аналогичную тенденцию показывает коэффициент достаточности общего капитала (Базель I): увеличение на 3,3 п.п. и затем понижение на 2,7 п.п.На конец 2017 года показатель составил 20,3 %.

Таблица 4 – Показатели достаточности капитала АО «ОТП Банк» в 2015-2017 гг., %

Показатели

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Изменение, ±

2016-2015

2017-2016

Коэффициент достаточности основного капитала (Базель I)

20,4

22,0

17,1

1,6

-4,9

Коэффициент достаточности общего капитала (Базель I)

19,7

23,0

20,3

3,3

-2,7

Норматив достаточности собственных средств (капитала) (Н1)

16,3

14,2

12,1

-2,1

-2,1

Норматив достаточности капитала (Н1) при минимально допустимом уровне 10% в соответствии с требованиями Банка России ежегодно уменьшался на 2,1 п.п. и на конец 2017 года составил 12,1 %. Таким образом, ОТП Банк испытывает недостаток в собственных средствах, даже с учетом субординированного кредита, полученного от материнского банкп – OTP Bank Plc.

Рассмотрим результаты работы ОТП Банка по некоторым стратегическим направлениям деятельности.

По кредитованию физических лиц Банк фокусируется на развитии таких видов кредитования как выдача кредитов в точках продаж (POS-кредитование), нецелевые кредиты (или кредиты наличными) и кредитные карты.

В 2017 году ОТП Банк сохранил лидирующие позиции (2-ое место) на рынке кредитования в торговых точках (Рисунок 10) и, несмотря на сложную экономическую ситуацию, увеличил свою долю в данном рыночном сегменте на 0,7% до 18,5%.

Рисунок 10 – Место АО «ОТП Банк» на POS-кредитования в 2017 г., %

Кредиты в точках продаж (включая продукты с использованием кредитных карт и кредиты на дебетовые карты, выдаваемые в точках продаж (Cash-on-Card) составляют 40 % портфеля кредитов физическим лицам, кредитные карты – 35 %, кредиты наличными – 20 %, остальные виды кредитов – 5 %. В целом доля кредитов физическим лицам в кредитном портфеле Банка составляла 96%.

Основной акцент в развитии POS-бизнеса в ОТП Банке делается на управлении эффективностью региональной сети, в том числе на оптимизации взаимодействия с торговыми сетями, снижению операционных расходов на сопровождение торговых точек и выдачу одного кредита и увеличении доходности, что позволило существенно улучшить экономические показатели данного сегмента бизнеса АО «ОТП Банк» и качество выдаваемых кредитов.


Активно развивается канал продаж – iPOS/microPOS (формат торговых точек в крупных торговых центрах, которые реализовывают большой спектр продуктов, основным из которых является кредит «Наличные за 15 минут» – потребительский кредит на дебетовую карту), включая активное развитие кросс-проектов по предложению новых карт мгновенного выпуска уже существующим клиентам Банка на льготных условиях (сниженной процентной ставки).

В последние несколько лет фокусом АО «ОТП Банк» в области нецелевого кредитования (кредитов наличными) оставался качественный рост портфеля, включавший в себя три ключевых элемента:

- отказ от убыточных клиентских сегментов;

- повышение эффективности рисковых процедур и оценки заемщиков;

- увеличение эффективности фронт – процессов.

По итогам 2017 года объем портфеля нецелевых кредитов вырос на 1,9 млрд. руб. по сравнению с концом 2016 года с 22,4 млрд. руб. до 24,3 млрд. руб. Прирост портфеля в 2016 году по сравнению с 2015 годом был выше на 1 млрд. руб.

В середине 2017 года были завершены стартовавшие в декабре 2016 года пилотные продукты ОТП Банка «Максимум» («ОТП Максимум» – для новых клиентов и «ОТП Корпорация Максимум» – для клиентов-сотрудников аккредитованных компаний) с низкими фиксированными ставками, расширенными требованиями по пакету документов, а также определенными требованиями по минимальному уровню дохода. Целями новых продуктов было тестирование спроса в более качественном клиентском сегменте. По итогам реализации нового проекта были получены данные, которые лягут в основу расширения работы с новым для Банка клиентским сегментом в дальнейшие годы.

По итогам 2017 года объем портфеля кредитных карт АО «ОТП Банк» составил 41,7 млрд. руб., что на 0,2 млрд. руб. меньше 2016 года (41,9 млрд. руб.). В течение 2015-2017 гг. наблюдается снижение прироста портфеля кредитных карт.

Сокращение портфеля кредитных карт связано с ужесточением риск-политики ОТП Банка на фоне ухудшавшейся макроэкономической ситуации, а также с реализацией сделок по продаже просроченных кредитов.

Наиболее эффективным каналом продаж в кредитных картах по-прежнему оставались перекрестные продажи по базе лучших клиентов из сегмента POS-кредитования.

В 2017 году фокус в картах перекрестных продаж был сделан на автоматизации процессов, повышении эффективности продаж карт, за счет работы по увеличению отклика клиентов, снижении издержек, связанных с отправкой карт, а также на создании инструментов управления портфелем и борьбе с оттоком клиентов. Были разработаны новые скоринговые модели: модель прогнозирования отклика клиентов на предложения Банка с учетом канала отправки и транзакционная модель, предсказывающая вероятность совершения клиентом следующей транзакции.


В 2017 году АО «ОТП Банк» ввел сервис SMS-активации кредитных карт, который позволил увеличить отклик за счет упрощения процедуры активации карты для клиента.

В качестве мер по стимулированию мало активных клиентов к использованию карт на протяжении 2017 года проводились многочисленные акции: временная отмена комиссии за снятие наличных для неактивных клиентов, начисление cash-back, снижение процентных ставок за совершение максимальных оборотов по карте и другие.

В 2015-2017 гг. ОТП Банк развивал работу с корпоративными клиентами, среди которых 84,5 % приходится на крупный бизнес, 12,6 % на средний бизнес и 2,9 % на проектное финансирование. В 2016-2017 гг. структура корпоративного кредитного портфеля была в целом стабильна, изменения по сравнению с 2015 годом произошли в сторону сокращения в портфеле доли среднего бизнеса и проектного финансирования. В целом в 2017 году ОТП Банк привлек на обслуживание 250 новых корпоративных клиентов.

Рост корпоративного кредитного портфеля в 2015-2017 гг. свидетельствуют о динамичном и успешном развитии корпоративного бизнеса АО «ОТП Банк». Так, портфель кредитов корпоративным клиентам увеличился с 4,1 млрд. руб. на конец 2015 года до 7,7 млрд. руб. на конец 2017 года.

В свою очередь, корпоративные депозиты и остатки на счетах продемонстрировали рост с 16,5 млрд. руб. в 2015 году до 20,4 млрд. руб. в 2017 году.

Отношение кредитов к депозитам за счет большего роста кредитного портфеля увеличивалось и составляло 25,1 % в 2015 году, 29,1 % в 2016 году и 38,2 % в 2017 году.

ОТП Банк активно работает над повышением эффективности сбора просроченной задолженности и качества взыскания. Было усилено взаимодействие с Бюро кредитных историй (БКИ) для повышения качества принимаемых кредитных решений, развивается собственная служба взыскания, внедряются новые подходы к работе с коллекторскими агентствами.

Новая система принятия решений в области рисков дала возможность более тонкой настройки скоринговых моделей – это позволит в будущем минимизировать стоимость риска при выдаче новых кредитных продуктов клиентам. Следует отметить, что проделанная работа уже привела к улучшению качества выдаваемых кредитов.

В перспективе ОТП Банк планирует продолжить деятельность по оптимизации затрат и усилению контроля над расходами. Это позволит банку максимально повысить эффективность бизнеса в текущих рыночных условиях.

АО «ОТП Банк» продолжит функционирование в качестве универсальной кредитной организации, предоставляющей диверсифицированный спектр банковских услуг и продуктов корпоративным клиентам и частным лицам. У банка есть всё необходимое для дальнейшего развития: наличие сильного акционера в лице одной из крупнейших в Восточной Европе финансовых групп, обширная клиентская база, технологии и опыт.


Для того, чтобы сделать работу ОТП Банка более продуктивной в сложных экономических условиях предложим несколько совершенствующих мероприятий и оценим их эффективность.

2.3 Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности АО «ОТП Банк»

Определим мероприятия по улучшению состояния доходности ОТП Банка, к которым предлагается отнести:

- запуск мобильного предложения, которое позволит клиенту получить всю информацию по его продуктам (картам, депозитам, кредитам и т.д.) прямо на экран смартфона;

- развитие новых каналов продаж банковских продуктов через запуск карточных программ с опцией «cash-back»;

- реализация «зарплатных» проектов на предприятиях городов.

В будущем в области развития каналов электронных продаж ОТП Банк будет фокусироваться на трех основных направлениях развития бизнеса: развитие онлайн продаж банковских продуктов, увеличение уровня проникновения удаленных сервисов и сокращение операционных расходов за счет развития цифровых технологий обслуживания клиентов.

Для снижения нагрузки на Контакт-Центр ОТП банка, и, таким образом, сокращения трудоемкости, операционных затрат, затрат времени на обработку информации и повышения платежной дисциплины предлагается запустить мобильное предложение, которое позволит клиенту получить всю информацию по его продуктам (картам, депозитам, кредитам и т.д.) прямо на экран смартфона.

Планируется, что за счет реализации разработки будут достигнута следующая цель: автоматизация работы сотрудников Контакт-Центра снизит трудоемкость примерно на 15 %.

В результате предполагается достигнуть следующего эффекта:

Число менеджеров в Контакт-Центре – 20 человек.

Средняя заработная плата – 25 тыс. руб.

Таким образом, экономия от сокращения трудоемкости составит:

20 чел. * 25 тыс. руб. * 12 мес. * 15 % = 900 тыс. руб.

Однако предполагается, что сэкономленное время является вкладом для реализации следующей цели – повышения качества обслуживания клиентов через более внимательное отношение к нему.

Качество обслуживания клиентов в первую очередь можно оценить числом постоянных клиентов банка. Постоянные клиенты обеспечивают банку как минимум три преимущества: это стабильность, репутация и сокращение расходов. В идеале постоянные клиенты становятся приверженцами банка и начинают добровольно и бесплатно ее рекламировать (то есть при прежних неизменных коммерческих расходах число клиентов будет увеличиваться). Сам по себе постоянный клиент приносит больше прибыли по сравнению с «приходящим», так как не требует дополнительных затрат на привлечение внимания к услугам банка. Предполагается, что в дальнейшем, благодаря повышению качества взаимоотношений ОТП Банка с клиентами, доля постоянных клиентов в общей численности клиентов банка будет увеличена как минимум на 5%.


Расчет приведенных затрат на реализацию проекта по запуску мобильного приложения для ОТП Банка сведем в таблицу 5.

Таблица 5 – Расчет затрат по разработке и запуску мобильного приложения

Показатель

Значение, тыс. руб.

1. Капитальные затраты

215

1.1. Стоимость разработки

155

1.2. Приобретение оборудования

60

2. Эксплуатационные затраты

51

2.1. Вспомогательные материалы

6

2.2. Плата за сопровождение, руб./год

45

3. Всего затраты

266

Как видно из расчетной таблицы 5 приведенные затраты на реализацию разработки мобильного приложения составляют 266 тыс. руб.

К капитальным затратам в сумме 215 тыс. руб. относятся затраты стоимость разработки приложения и приобретения необходимого оборудования.

К ежегодным эксплуатационным затратам в сумме 51 тыс. руб. относятся расходы на вспомогательные материалы и плата за сопровождение мобильного приложения.

Как было показано выше от реализации разработки предполагается экономия операционных расходов в сумме 900 тыс. руб. Таким образом, экономический эффект оценивается в 344 тыс. руб.:

900 – 266 = 634 тыс. руб.

Необходимо отметить, что эффект от реализации разработки проявится не сразу, так как требуется достаточно длительное время для адаптации системы и менеджеров к работе, реально результаты от внедрения системы начнут появляться только после накопления достаточной для полноценного функционирования системы практики взаимоотношения с клиентами.

Одно из направлений повышения прибыльности деятельности ОТП Банка – это развитие кредитных и дебетовых карточных продуктов банка. Предлагается объявить о запуске карточных программ с опцией «cash-back», когда ОТП Банк за каждую безналичную операцию, совершенную клиентом с использованием данных карт возвращает часть суммы покупки на счет мобильного телефона клиента. Сейчас такое предложение доступно только для кредитных карт со статусом VisaPlatinum.

В таблицах 6 и 7 представлены условия программы для различных карточных продуктов ОТП Банка, которые различаются по сумме возврата средств с каждой безналичной операции, а также максимальному проценту возврата средств в месяц, в зависимости от статуса кредитной или дебетовой карты банка.

Годовые расходы на обслуживание карточных программ с опцией «cash-back» составят 100482 тыс. руб. – исходя из того, что исследования, проведенные на рынке пластиковых карт с функцией «сash-back» показывают, что такие карты выбирает каждый десятый клиент банка. Но также стимулирование розничных операций по картам дает лучшие результаты среди тех клиентов, которые уже регулярно используют карту оплаты товаров, работ и услуг.