Файл: Компьютерное обучение: особенности и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Посредством компьютерных программ становится возможной реализация индивидуализации и дифференциации обучения, т.е возможно изменение темпа предъявления заданий, а также перехода к следующей теме, выбор заданий с учетом подготовленности данного конкретного ученика;

4. При использовании компьютерных программ можно обеспечить автоматизацию процесса обучения, что позволяет сделать урок эффективным, с большим количеством наглядных примеров и сравнений.

5. Компьютерные обучающие технологии являются инструментом познавательного развития ученика, возможностью оперативного получения информации из различных источников и ресурсов, в том числе зарубежных исследований;

6. Использование информационно-компьютерных технологий расширяет возможность учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, расширять свой кругозор, приобретать более глубокие знания.

Но надо помнить, что работа с компьютером влияет на все практически основные психологические факторы человека, а уж тем более на ребенка: ощущения, восприятие, память, мышление вообрапжение, общение, характер, способности. Анализ литературы [15,16] дает достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на ребенка. Эта сфера влияния еще даже недостаточно изучена и объясняется местом компьютера в жизнедеятельности ребенка, его возрастом и иными особенностями. Однако можно выделить следующие основные недостатки компьютерного образования :

1. Готовая схема обучения способствует формированию стереотипного мышления, т.е . осуществлению действий по заданному кем-то алгоритму или рецепту, а значит ограничивает развитие творческих способностей ребенка. Таким образом, компьютер можно использовать и как средство развития мышления, так и средство его стереотипизации [14 ]. Поэтому компьютерные программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего алгоритма действий, а не навязывать готовый, созданный кем-то.

2. Использование легко доступной информации (рефераты, сочинения и т.д.) приводит к нулевому обучающему и к отрицательному воспитательному эффекту, неумению формулировать свои собственные мысли. Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую основную гипотезу: процесс мышления ребенка, включенного в компьютеризированную деятельность, будет значительно отличаться от мыслительных процессов ребенка не знакомого с ПК. Компьютеризированная учебная деятельность приводит к неравномерному и неоднородному формированию мыслительных процессов у детей в сравнении с традиционной учебной деятельностью. В частности, она стимулирует развитие наглядно-образного мышления, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-логического мышления. Здесь главной задачей является то, чтобы учащийся не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному программистом алгоритму при отсутствии навыков словесно-логического мышления. Обеспечить это можно путем сочетания информационных методов обучения наряду с традиционными [3].


3. Проблема соотношения объемов информации. Информация, предоставленная компьютером, может существенно разниться с теми объемами, которые пользователь (ученик) способен мысленно охватить, осмыслить и усвоить. Проблему индивидуализация процесса обучения не всегда просто решить. Суть данной проблемы состоит в том, что каждый ребенок усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия, а значит, в результате такого обучения уже через 1–3 занятия учащиеся будут находиться на разных уровнях изучения материала. Это может привести к тому, что преподаватель не сможет продолжать обучение по традиционной системе, т. к. основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одном уровне знаний перед изучением нового материала и при этом все отведенное время для работы у них было занято. И хотя программы составляют высококвалифицированные эксперты, может сложиться такая ситуация, что при получении подсказок, которые в данном случае составлены на высоком научном уровне, у пользователя может сложиться мнение, что его уровень подготовки очень низок и, соответственно, произойдет снижение самооценки учащегося и всё сопутствующее.

4. Различие в «машинном» и человеческом мышлении. Если машина «мыслит» только в двоичной системе, то мышление человека значительно многостороннее, шире и богаче. Как использовать компьютер, чтобы развить у учащихся человеческий подход к мышлению, а не привить ему некий жесткий алгоритм мыслительной деятельности? Влияние работы с компьютером, на развитие личности, не ограничивается мотивационной сферой, но и воздействию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, вопросами развития памяти, внимания, логического мышления, способности самостоятельного принятия решений.

Для достижения положительных результатов использования компьютера в обучении недостаточно просто внедрить их в учебный процесс, целесообразно разработать новые предметные программы, которые предусматривали бы использование компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения. Программа, в свою очередь, определит методы преподавания и условия осуществления учебного процесса [11]. И, что наиболее существенно, указывая состав усваиваемых знаний и их связи, программа тем самым проектирует научный стиль мышления, который необходимо сформировать у обучаемых при усвоении предлагаемого им учебного материала с использованием информационной технологии.


Наряду с перечисленными проблемами компьютеризации образования существуют и другие не менее важные. К ним относятся: информационная культура педагогов; готовность преподавателей к применению информационной технологии в обучении; техническое оснащение вузов и школ и др. Таким образом, сейчас уже очевидно, что темпы развития компьютерной техники явно опережают исследования и рассмотрение проблем, связанных с ее эксплуатацией [5].

Возможности компьютера выступать в роли обучающего в учебном процессе оцениваются по-разному: от абсолютного их отрицания до утверждения о том, что компьютеру могут быть переданы все основные и вспомогательные функции обучающего. Большинство специалистов придерживаются мнения, что компьютер, осуществляя ряд функций обучающего, не сможет полностью заменить преподавателя по ряду причин, главными из которых являются следующие:

  • На компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями;
  • Целью обучения также является развитие коммуникативной способности человека, компьютер не сможет заменить человеческого общения и понять тайну человеческой мысли.

Таким образом, на современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего.

Психологические исследования ещё не составили целостной картины развития личности в условиях компьютеризированного обучения. Но из этих исследований вытекает вывод о том, что взаимодействие с компьютером требует особого подхода . Е.И. Машбиц (1986 г ) выделил три группы психолого-педагогических проблем по компьютеризации процесса:

- проблемы, связанные с теоретическим обоснованием обучения: на каком научном фундаменте должны строится программы обучения;

- создание технологии компьютеризированного обучения, связывающего педагогические науки с практикой обучения;

- проектирование программ реализации компьютерного обучения.

Глава 2. Классификация компьютерных образовательных ресурсов в начальной школе


Создание компьютерных образовательных ресурсов (КОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство компьютерных образовательных ресурсов и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования [8].

Компьютерные образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

2.1 Структура и виды КОР

Компьютерный образовательный ресурс обладает структурой, в которой выделяются следующие базовые классы:

  • рубрикатор КОР;
  • КОР простой структуры;
  • КОР сложной структуры;
  • метаданные КОР.

Рубрикатор КОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока.

Простой КОР – это компьютерный образовательный ресурс, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.

Примеры простых КОР:

    • электронная статья;
    • цифровая иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;
    • электронная книга в виде набора страниц c оглавлением;
    • компьютерная аудиозапись;
    • компьютерная видеозапись;
    • презентация в формате MS Power Point;
    • отдельный медиа объект учебного курса, выполненный на определенной технологической платформе.

Сложный КОР – это компьютерный образовательный ресурс, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.

Примеры сложных КОР:

  • гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы);
  • электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования;
  • система тестирования;
  • тренажер;
  • тематический каталог.

Классификация и применение КОР смотри в таблице 11. Метаданные КОР является формализованным контейнером для размещения набора параметров и данных, достаточных для поиска, выбора и получения представления о свойствах КОР, его назначении и использовании. Структура и виды КОР представлены в таблицах 1, 2.

2.2 Цели и задачи КОР

Цель КОР - способствовать повышению эффективности учебного процесса. Задачи компьютерных образовательных ресурсов:

а) облегчить достижение целей, закрепленных программой;

б) помочь учителю при подготовке и проведении уроков;

в) способствовать развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учителя и обучающихся.

Структура компьютерного образовательного ресурса Таблица 1

Базовые классы компьютерного образовательного ресурса

Рубрикатор КОР

КОР простой структуры

КОР сложной структуры

Метаданные КОР

Оглавление учебника

Оглавление учебного курса

План урока

Электронная статья

Электронная книга

Компьютерная аудиозапись

Компьютерная видеозапись

Презентация в формате

MS Power Point

Гипертекстовый документ с иллюстрациями

Электронный учебный курс

Система тестирования

Тренажер

Тематический каталог

Электронные архивы

Базы данных

Информация и ссылки на различные базы данных

ВИДЫ КОР

Электронные учебники

Электронные учебные пособия

Электронные

учебно-методические комплексы (УМК)

Электронные издания контроля

Традиционные учебники

Репетиторы, обучающие тренажеры

Предметные миры

Тесты

Оригинальные электронные учебники

Игровые, интерактивные

Предметно-учебные методические среды

Тестовые задания

Предметные обучающие системы

Справочники, словари

Программно-методические комплексы

Методические рекомендации

по тестированию

Предметные обучающие среды

Практические, лабораторные

Инновационные УМК

Инструментальные средства