Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности компьютерного обучения в начальной школе
1.1 Анализ использования компьютерных технологий в обучении
1.2 Роль компьютера в обучении
1.3 Психологические аспекты компьютеризации образования
Глава 2. Классификация компьютерных образовательных ресурсов в начальной школе
2.5 Источники и библиотеки КОР
Глава 3. Компьютерные образовательные ресурсы для уроков русского языка в начальной школе
3.1. Обзор компьютерных образовательных ресурсов для уроков русского языка в начальной школе
3. Посредством компьютерных программ становится возможной реализация индивидуализации и дифференциации обучения, т.е возможно изменение темпа предъявления заданий, а также перехода к следующей теме, выбор заданий с учетом подготовленности данного конкретного ученика;
4. При использовании компьютерных программ можно обеспечить автоматизацию процесса обучения, что позволяет сделать урок эффективным, с большим количеством наглядных примеров и сравнений.
5. Компьютерные обучающие технологии являются инструментом познавательного развития ученика, возможностью оперативного получения информации из различных источников и ресурсов, в том числе зарубежных исследований;
6. Использование информационно-компьютерных технологий расширяет возможность учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, расширять свой кругозор, приобретать более глубокие знания.
Но надо помнить, что работа с компьютером влияет на все практически основные психологические факторы человека, а уж тем более на ребенка: ощущения, восприятие, память, мышление вообрапжение, общение, характер, способности. Анализ литературы [15,16] дает достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на ребенка. Эта сфера влияния еще даже недостаточно изучена и объясняется местом компьютера в жизнедеятельности ребенка, его возрастом и иными особенностями. Однако можно выделить следующие основные недостатки компьютерного образования :
1. Готовая схема обучения способствует формированию стереотипного мышления, т.е . осуществлению действий по заданному кем-то алгоритму или рецепту, а значит ограничивает развитие творческих способностей ребенка. Таким образом, компьютер можно использовать и как средство развития мышления, так и средство его стереотипизации [14 ]. Поэтому компьютерные программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего алгоритма действий, а не навязывать готовый, созданный кем-то.
2. Использование легко доступной информации (рефераты, сочинения и т.д.) приводит к нулевому обучающему и к отрицательному воспитательному эффекту, неумению формулировать свои собственные мысли. Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую основную гипотезу: процесс мышления ребенка, включенного в компьютеризированную деятельность, будет значительно отличаться от мыслительных процессов ребенка не знакомого с ПК. Компьютеризированная учебная деятельность приводит к неравномерному и неоднородному формированию мыслительных процессов у детей в сравнении с традиционной учебной деятельностью. В частности, она стимулирует развитие наглядно-образного мышления, но, вместе с тем, замедляет процесс формирования словесно-логического мышления. Здесь главной задачей является то, чтобы учащийся не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному программистом алгоритму при отсутствии навыков словесно-логического мышления. Обеспечить это можно путем сочетания информационных методов обучения наряду с традиционными [3].
3. Проблема соотношения объемов информации. Информация, предоставленная компьютером, может существенно разниться с теми объемами, которые пользователь (ученик) способен мысленно охватить, осмыслить и усвоить. Проблему индивидуализация процесса обучения не всегда просто решить. Суть данной проблемы состоит в том, что каждый ребенок усваивает материал в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия, а значит, в результате такого обучения уже через 1–3 занятия учащиеся будут находиться на разных уровнях изучения материала. Это может привести к тому, что преподаватель не сможет продолжать обучение по традиционной системе, т. к. основная задача такого рода обучения состоит в том, чтобы ученики находились на одном уровне знаний перед изучением нового материала и при этом все отведенное время для работы у них было занято. И хотя программы составляют высококвалифицированные эксперты, может сложиться такая ситуация, что при получении подсказок, которые в данном случае составлены на высоком научном уровне, у пользователя может сложиться мнение, что его уровень подготовки очень низок и, соответственно, произойдет снижение самооценки учащегося и всё сопутствующее.
4. Различие в «машинном» и человеческом мышлении. Если машина «мыслит» только в двоичной системе, то мышление человека значительно многостороннее, шире и богаче. Как использовать компьютер, чтобы развить у учащихся человеческий подход к мышлению, а не привить ему некий жесткий алгоритм мыслительной деятельности? Влияние работы с компьютером, на развитие личности, не ограничивается мотивационной сферой, но и воздействию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, вопросами развития памяти, внимания, логического мышления, способности самостоятельного принятия решений.
Для достижения положительных результатов использования компьютера в обучении недостаточно просто внедрить их в учебный процесс, целесообразно разработать новые предметные программы, которые предусматривали бы использование компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения. Программа, в свою очередь, определит методы преподавания и условия осуществления учебного процесса [11]. И, что наиболее существенно, указывая состав усваиваемых знаний и их связи, программа тем самым проектирует научный стиль мышления, который необходимо сформировать у обучаемых при усвоении предлагаемого им учебного материала с использованием информационной технологии.
Наряду с перечисленными проблемами компьютеризации образования существуют и другие не менее важные. К ним относятся: информационная культура педагогов; готовность преподавателей к применению информационной технологии в обучении; техническое оснащение вузов и школ и др. Таким образом, сейчас уже очевидно, что темпы развития компьютерной техники явно опережают исследования и рассмотрение проблем, связанных с ее эксплуатацией [5].
Возможности компьютера выступать в роли обучающего в учебном процессе оцениваются по-разному: от абсолютного их отрицания до утверждения о том, что компьютеру могут быть переданы все основные и вспомогательные функции обучающего. Большинство специалистов придерживаются мнения, что компьютер, осуществляя ряд функций обучающего, не сможет полностью заменить преподавателя по ряду причин, главными из которых являются следующие:
- На компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями;
- Целью обучения также является развитие коммуникативной способности человека, компьютер не сможет заменить человеческого общения и понять тайну человеческой мысли.
Таким образом, на современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего.
Психологические исследования ещё не составили целостной картины развития личности в условиях компьютеризированного обучения. Но из этих исследований вытекает вывод о том, что взаимодействие с компьютером требует особого подхода . Е.И. Машбиц (1986 г ) выделил три группы психолого-педагогических проблем по компьютеризации процесса:
- проблемы, связанные с теоретическим обоснованием обучения: на каком научном фундаменте должны строится программы обучения;
- создание технологии компьютеризированного обучения, связывающего педагогические науки с практикой обучения;
- проектирование программ реализации компьютерного обучения.
Глава 2. Классификация компьютерных образовательных ресурсов в начальной школе
Создание компьютерных образовательных ресурсов (КОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство компьютерных образовательных ресурсов и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования [8].
Компьютерные образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
2.1 Структура и виды КОР
Компьютерный образовательный ресурс обладает структурой, в которой выделяются следующие базовые классы:
- рубрикатор КОР;
- КОР простой структуры;
- КОР сложной структуры;
- метаданные КОР.
Рубрикатор КОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока.
Простой КОР – это компьютерный образовательный ресурс, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.
Примеры простых КОР:
-
- электронная статья;
- цифровая иллюстрация вместе с сопроводительным текстом;
- электронная книга в виде набора страниц c оглавлением;
- компьютерная аудиозапись;
- компьютерная видеозапись;
- презентация в формате MS Power Point;
- отдельный медиа объект учебного курса, выполненный на определенной технологической платформе.
Сложный КОР – это компьютерный образовательный ресурс, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы.
Примеры сложных КОР:
- гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы);
- электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования;
- система тестирования;
- тренажер;
- тематический каталог.
Классификация и применение КОР смотри в таблице 11. Метаданные КОР является формализованным контейнером для размещения набора параметров и данных, достаточных для поиска, выбора и получения представления о свойствах КОР, его назначении и использовании. Структура и виды КОР представлены в таблицах 1, 2.
2.2 Цели и задачи КОР
Цель КОР - способствовать повышению эффективности учебного процесса. Задачи компьютерных образовательных ресурсов:
а) облегчить достижение целей, закрепленных программой;
б) помочь учителю при подготовке и проведении уроков;
в) способствовать развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учителя и обучающихся.
Структура компьютерного образовательного ресурса Таблица 1
Базовые классы компьютерного образовательного ресурса |
|||
Рубрикатор КОР |
КОР простой структуры |
КОР сложной структуры |
Метаданные КОР |
Оглавление учебника Оглавление учебного курса План урока |
Электронная статья Электронная книга Компьютерная аудиозапись Компьютерная видеозапись Презентация в формате MS Power Point |
Гипертекстовый документ с иллюстрациями Электронный учебный курс Система тестирования Тренажер Тематический каталог |
Электронные архивы Базы данных Информация и ссылки на различные базы данных |
ВИДЫ КОР |
|||
Электронные учебники |
Электронные учебные пособия |
Электронные учебно-методические комплексы (УМК) |
Электронные издания контроля |
Традиционные учебники |
Репетиторы, обучающие тренажеры |
Предметные миры |
Тесты |
Оригинальные электронные учебники |
Игровые, интерактивные |
Предметно-учебные методические среды |
Тестовые задания |
Предметные обучающие системы |
Справочники, словари |
Программно-методические комплексы |
Методические рекомендации по тестированию |
Предметные обучающие среды |
Практические, лабораторные |
Инновационные УМК |
Инструментальные средства |