Файл: Компьютерное обучение: особенности и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Компьютерные технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью современного школьного образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение новых компьютерных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний и ускорению процесса их усвоения [2]. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение компьютеров в школьном образовании становится все более актуальным, так как сочетает в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора и др. Являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, которого ему так порой не хватает, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы. Компьютер позволяет развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса [11].

Обращаясь к ФГОС, видим что «...Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ» [2, 3].

В концепции модернизации российского образования до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации [2]. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком компьютерными технологиями.

В настоящее время использование компьютерных технологий в процессе обучения становится основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей [9]. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять её познавательные интересы [10].

Исходя из вышеизложенного, представленная тема курсовой работы «Компьютерное обучение: особенности и перспективы» является актуальной.


Цель работы – доказать, что использование компьютеров для обучения детей в начальных классах положительно влияет на учебный процесс, на эффективность урока.

Из цели вытекают следующие задачи:

  • определить особенности компьютерного обучения в начальных классах;
  • рассказать о видах компьютерных образовательных ресурсов;
  • описать существующие компьютерные образовательные ресурсы для изучения дисциплин в начальной школе на примере «русского языка»; рассказать о методиках использования компьютерных образовательных ресурсов на уроках русского языка.

Предметом исследования являются компьютерные образовательные ресурсы (КОР). Объектом исследования является процесс обучения с использованием КОР. Таким образом, задачи данной работы: показать роль компьютерных ресурсов в изучении дисциплин в начальной школе, в частности, на примере русского языка, и обозначить перспективы компьютерного обучения в начальной школе.

Глава 1. Особенности компьютерного обучения в начальной школе

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек умело и эффективно владеющий компьютерными технологиями имеет другой новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности [8]. Сегодня в традиционную схему: учитель-ученик-учебник вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных [12]. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффектности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:

  • получение информационной поддержки;
  • диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
  • работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
  • организация коллективной работы;
  • осуществление дистанционного обучения.

При работе с учебными материалами компьютер предоставляет преподавателю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска за счет использования систем справочно-информационного обеспечения необходимых сведений при создании новых учебных материалов, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок.


1.1 Анализ использования компьютерных технологий в обучении

Анализ опыта использования компьютерных технологий в обучении младших школьников и результатов исследований отечественных и зарубежных психологов, педагогов позволяет определить особенности использования компьютерных технологий при обучении учащихся начальных классов:

1.Компьютерные средства обучения значительно расширяют возможности предъявления содержания учебной информации. Применение мультимедийной наглядности, анимации, звука, всех современных средств видеотехники и интерактивного общения позволяет дать информацию в более полном объёме, способствует лучшему её усвоению и запоминанию.

2. Компьютер повышает мотивацию к обучению за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, явлений природы, управления изучаемыми объектами, возможностью самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций, раскрывает практическую значимость содержания курса изучаемого предмета, предоставляет школьникам возможность проявить оригинальность, поставив интересную задачу, предлагать любые решения проблемы.

3.Компьютерные технологии значительно расширяют учебно-познавательную деятельность учащихся за счет: моделирования, создания проектов, составления компьютерных кроссвордов и тестов, работы с мультимедийными программами и энциклопедиями, поиска информации в сети Интернет.

4. Компьютерные технологии открывают широкие возможности для индивидуализации и дифференциации процесса обучения учащихся, реализуя возможности интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности и организационных форм обучения.

5. Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести выполнение задания до конца, опираясь на необходимую помощь.

6. Компьютерные программные средства позволяют качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебно-познавательным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую её появление.


7. Компьютерные технологии предоставляют возможность целенаправленного развития определенных качеств мозга (объема памяти, внимания, аналитических способностей и др.) посредством соответствующих тренажеров и игр; возможность практической организации регулярного мониторинга индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся с целью отслеживания динамики изменений и осуществления адекватного управления обучением и воспитанием индивида.

8. С помощью компьютерных технологий возможен доступ к дополнительным (помимо учебника) информационным ресурсам; в связи с этим происходит уменьшение зависимости учащегося от преподавателя как источника информации.

1.2 Роль компьютера в обучении

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся [13].

По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:

  • Преподаватель;
  • Эксперт;
  • Партнер по деятельности;
  • Инструмент деятельности;

Участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования, активизирует процесс преподавания, повышает интерес школьников к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала [4].


С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями школьников, улучшает качество ее усвоения [10]. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.

1.3 Психологические аспекты компьютеризации образования

Разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование. Компьютеризация образования – это внедрение вычислительной техники и информационных технологий в учебный процесс как средней, так и высшей школы. Можно указать наиболее важные области применения в образовании информационно-компьютерных технологий:

1. Управление образованием (вычислительная и оргтехника для образовательных учреждений, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях, средства связи, мониторинг образования и т.п.).

2. Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области информационно-компьютерных технологий по разработке и эксплуатации компьютерной техники, программному обеспечению, компьютерной безопасности; подготовка пользователей, в том числе обучение компьютерной грамотности преподавателей и учеников).

3. Компьютерная техника как средство обучения, развития, воспитания (компьютерные учебники, интернет-технологии).

Несомненно, компьютеризация образования имеет целый ряд важных преимуществ:

1. Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний. В отличие от учителя компьютер оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области и не переносит субъективное отношение учителя к конкретному ученику, и в этом смысле, компьютер «честнее» учителя. С использованием информационных технологий расширяется доступ для учеников и учителей к различной информации, накопление информации и ее тиражирование.

2. Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия учителя, что непосредственно влияет на мотивацию обучения, привлекательность обучения. В целом игровые программы и игровые компоненты в обучающих программах повышают притягательность компьютеров для детей.