Файл: Компьютерное обучение: особенности и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация компьютерных образовательных ресурсов Таблица 2

2.3 Характеристики КОР

Компьютерные образовательные ресурсы как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:

1. Мультимедийность.

Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств предоставления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.

2. Интерактивность.

Интерактивность в КОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.

Эти особенности КОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.

3. Доступность.

Доступность компьютерных образовательных ресурсов обеспечивается их свободным размещением в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователям бесплатно в любое удобное время.

Доступность и отражение в содержании КОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" [6, 2]

4. Универсальность.

Универсальность – качество компьютерного образовательного ресурса, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако, при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ресурса следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор КОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.


2.4 Требования к КОР

Компьютерные образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и примерным программам;

-соответствовать содержанию и структуре конкретного учебника;

-обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

- обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

- учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

- содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);

- содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

- предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

- обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.

2.5 Источники и библиотеки КОР

В соответствии с целями применения компьютерных образовательных ресурсов в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды КОР:

-Электронная библиотека– распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и т.д.)

-Библиотека электронных наглядных пособий– пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области.


-Электронная энциклопедия- пособие, содержащее огромное количество информации по различным направлениям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимациями и трехмерными моделями.

-Репетиторы, тренажеры, практикумы– это учебно-методические комплексы, позволяющие самостоятельно подготовиться к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания.

-Мультимедийные учебники– это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно, или при участии преподавателя, усвоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.

-Виртуальные лаборатории– представляет собой обучающий комплекс, позволяет осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернете: http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru

Базовые федеральные образовательные порталы:

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru;

Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru.

Мы рассмотрели классификацию компьютерных образовательных ресурсов. Каждый из ресурсов может быть использован для обучения преподаваемым в начальной школе предметам.

А теперь рассмотрим, как тот или иной вид ресурса реализуется, например, для предмета «русский язык», т.к. обучение русскому языку является приоритетным направлением обучения в начальной школе. Кроме того, учебный предмет «русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников [1, 6].

Глава 3. Компьютерные образовательные ресурсы для уроков русского языка в начальной школе


3.1. Обзор компьютерных образовательных ресурсов для уроков русского языка в начальной школе

Компьютерные образовательные ресурсы по русскому языку – программа, специально смоделированная для обучения русскому языку. Материалы ресурсов охватывают весь школьный курс русского языка и представлены в самой разнообразной форме: электронные учебники, электронные сборники упражнений и диктантов, таблицы, альбомы иллюстраций и анимаций, электронные учебные словари, тесты и т.д. Это обеспечивает обратную связь с учащимся, занимающимся самостоятельно, и интерактивность, и высокую степень наглядности, и оперативный доступ ко всем частям, разделам, статьям, а также отдельным их фрагментам.

КОР поддерживают все этапы работы с учебным материалом, т. е. могут использоваться при объяснении, тренировке и контроле; они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

Как и на что влияет компьютерный образовательный ресурс в учебном процессе:

1) Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.

2) Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся.

3) Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).

4) Усиливает наглядность.

5) Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.

6) Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.

7) Повышает интерес учащихся.

Все КОР по русскому языку разделены на группы по способу использования:

• Демонстрационные материалы

• Демонстрационно-опорные материалы

• Обобщающие материалы

• Тренировочно-контролирующие материалы

• Учебно-справочные материалы

Каждая группа материалов содержит общую характеристику объектов (языковое явление или образец речевого поведения), раскрывает их структуру, определяет функцию на разных этапах урока, формы работы, возможные творческие задания, необходимое оборудование.

В приложении 1 (см. рис.1-13) приводятся примеры некоторых электронных ресурсов по русскому языку для начальной школы, связанные с правописанием сочетаний «ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, РЧ-РЩ, НЧ-НЩ». Даны ссылки на данные ресурсы и указаны их достоинства и недостатки.

Далее рассмотрим методику применения различных ресурсов на уроках русского языка в начальной школе.


3.2. Методики использования КОР на уроках русского языка

Как было сказано ранее, наибольший интерес у учащихся вызывает использование интерактивного правила, схемы, рисунка, плаката, где пояснение открывается щелчком мыши, и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.

Набор компьютерных образовательных ресурсов можно использовать на всех этапах обучения русскому языку: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

В ходе изучения нового материала для создания проблемной ситуации на уроках используется демонстрационный материал. Ребята, прослушав задание, пытаются найти ответ на поставленный вопрос. В конце урока можно вернуться к этому материалу на этапе рефлексии.

В интересной форме на уроке на этапе открытия новых знаний можно использовать интерактивные таблицы для демонстрации и обсуждения в классе (например: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34159ed8-ff33-4869-8e6c-976598d00ebe/%5BNS-RUS_2-02%5D_%5BIA_061%5D.swf ).

(см. приложение 2)

Для работы с алгоритмом в коллекции представлен иллюстрационный материал, описывающий алгоритм, а также задание по нему

(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54d1f935-e325-4a1b-9515-e826051f6abf/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_004%5D.swf ).

(см. приложение 3)

Использование компьютерных образовательные ресурсов позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. На этом этапе формируем познавательные УУД.

На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого на уроке используют парную и групповую работу. В единой коллекции компьютерных образовательных ресурсов представлены задания для фронтальной работы и индивидуальной ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24c6c785- 25e4-42b3-9dc6-93d86ebff272/%5BNS-RUS_3-16%5D_%5BIP_005%5D.swf).

(см. приложение 4)

Так же имеются интерактивные тренажеры (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/286286d2-29e5-45fc-a783-f1e43bfb36bd/ResFile.SWF)

для отработки полученных знаний.

(см. приложение 5)

На этом этапе формируются регулятивные и коммуникативные УУД.